Весна и бобры

Александр Копырин
               


   Весна. Таянье снега, ледоход и вот наступают теплые деньки. Природа оживает и начинает готовиться к к цветению. А до этого, еще апрель месяц, в конце которого, в прежние годы выпадала неделя, а иногда две, теплой погоды. 
   И вот в это время открывали короткую весеннюю охоту.  А это значит, можно попасть в лес с ружьем и собакой.
   На сегодняшний день, наш район не может похвастать количеством и разнообразием дичи. Но для настоящего охотника само присутствие в лесу, когда можно пройтись по знакомым местам, подышать лесным воздухом, встретить зарю или наоборот полюбоваться уходящим закатом. Это большой объем впечатлений.
   Раньше на охоту уходили обязательно с ночевкой. Во всех углах нашего района, у охотников были избушки и землянки. Да еще и совсем недавно, в конце ХХ века, некоторые охотники, так же ходили даже на весеннюю охоту с ночевкой.
   Кто то приезжал днем и оставался на вечернюю зарю, а переночевав у костра или в шалаше, шел на утреннюю зарю. Практиковали такие мероприятия и мы с товарищами.
   Но были и более радикальные охотники, в определенный период советского периода, весенняя охота была закрыта. Но охотники собирались небольшими компаниями и шли в лес без оружия с ночевкой. Утром в темноте, выходили на подслух глухаря, многие брали с собой фотоаппараты.
   Но все течет, все меняется. Сегодня большинство охотников, на весеннюю охоту в лес едет на автомашинах. Простояв два-три часа на вальдшнепиной тяге, возвращаются домой, к теплому очагу.
   Но даже этого времени, для тех, кто понимает природу и лес, иногда бывает с избытком. Можно неделю приезжать в разные участки леса и ни чего не увидеть, но вот в один из дней, видимо меняется погода или давление.
   А может птица и зверь, по каким то своим неведомым нам законам, вдруг решила проявить активность. И тогда в вечернем небе, начинается активное движение, всевозможных птах. И они выдают такие трели и лесные оперные арии, что остается только удивляться.
   В этот же день можно увидеть и зверей, которым почему то именно в этот день, захотелось проявить свою активность и пробежаться перед вашим носом.
   А если вы где то поблизости от реки или болота, с небольшими лужами, утки до самой темноты не дадут вам спокойно слушать трели мелких лесных обитателей.
Они с отчаянным кряканьем, на головокружительных виражах, будут «носиться» между кустами, иногда поднимаясь в небо, до высоты сосновых крон. 
   И даже если вы, по каким то причинам, не смогли или не захотели выстрелить и удача сегодня от вас отвернулась, можно «поработать» с фотоаппаратом. Наша компания, с которой мы постоянно выезжаем на охоту, с недавних пор всегда берут с собой фотоаппараты.
   А с тех пор, как наш идейный охотничий руководитель, которого мы между собой называем «старшим егерем», стал брать кинокамеру, мы вообще воспряли духом. И охота по нашему общему мнению, стала еще интересней.
   Но дурной пример заразителен, теперь и я часто стал брать с собой кинокамеру. Правда на ходовой охоте она помеха, а вот на вальдшнепиной тяге, работа для кинокамеры конечно найдется.
   Представляете, как здорово заснять летящих над твоей головой, с призывными криками журавлей. Неспешные и величественные взмахи, почти белых изнутри крыльев, прижатые к корпусу длинные ноги, со сжатыми в кулак лапами и даже слышен звук воздуха, проходящего сквозь тугие перья крыла. Но это уже другое.
   Мы приехали на небольшую таежную речку, которая где то там внизу, пересекает автодорогу, а здесь почти в верховьях, в нее впадает с десяток мелких ручьев.
   Когда то здесь было большое количество покосов, но сейчас они почти все заросли кустами. Дорога ведущая сюда, в иные годы в отличном состоянии, а когда в делянах валят лес, здесь и на УАЗике проехать проблематично.
   Оставив машину в кустах, разошлись в разные стороны, предварительно договорились, во сколько собираемся у машины.
   На лес опускаются сумерки и через некоторое время должны полететь вальдшнепы. Вальдшнепиная тяга, эта охота описана у всех писателей, которые питали при-страстие к охоте. Да и большинство художников, при помощи кисти, оставили на холстах воспоминание о прекрасном далеком времени.
   Дойдя до кромки кустов, я остановился. В прежние годы, здесь была неплохая тяга. По этой траектории прямо над густыми кустами, пролетали долгоносики.
   На этом месте, наша компания бывает почти ежегодно, но результаты каждый раз разные. В этом году, снега в лесу уже нет и поверхностный слой земли, уже оттаял. Когда идешь, ноги ступают на мягкую подстилку и кажется даже слегка пружинят. И шума от твоего движения почти нет.
   На лес опускаются сумерки, а ты неподвижно стоишь на фоне кустов, и весь превратившись в слух, пытаешься услышать и определить, с какого направления этот звук исходит. И даже если ты услышал вальдшнепа далеко, еще не факт, что он пролетит в зоне выстрела.
   Даже если погода благоприятствует и птицы по каким то своим неведомым нам законам, начинают летать активно, очень часто бывает, что вальдшнеп пролетает по противоположной стороне речки или за кронами высоких сосен и нам остается только проводить его взглядом.
   Но сегодня вальдшнепы, почему то не хотели летать активно. Один или два, «протянули» где то в стороне и даже утки, не так активно перелетали с лужи на лужу.
   Получасовое стояние с ружьем в руках, иногда приводит к интересным и непредвиденным зигзагам.
   Когда один стоишь в тишине, многое передумаешь, конечно же отвлечешься от темы охоты, нервы успокаиваются, а мысли в голове пролетают в различных на-правлениях. И в это же время, уши продолжают свою работу, они отсеивают посторонние шумы и ловят любой далекий крик летящего вальдшнепа.
   Все посторонние шумы отсеиваются, но только в том случае если ты понимаешь, что это за звуки и чем или кем, они вызваны. А вот если звук необычен или носит какое то неестественное происхождение. Тут уже поневоле он застревает в голове и охотнику хочется посмотреть, что там такое.
   Так и на это раз, до моего уха долетели активные и громкие всплески воды. Такое впечатлении, что кто то в воду бросает относительно крупные камни. Звуки эти продолжались уже около получаса, с небольшими промежутками.
   И раз сегодня вальдшнепы не летят, я пошел проверить источник шума. Мысленно я уже проанализировал, от чего могли быть подобные шумы. Исключив как мало-вероятные, такие версии, как купание в речке кабана или ловля рыбы медведем, оставалось единственно приемлемая версия это бобры. Тем более, что на речке много бобровых плотин и все заросли ольхи, черемухи и осинника повалены.
   Выйдя к повороту речки, где как мне казалось и был эпицентр доносившихся звуков я встал рядом со стволом крупного дерева и замер. Звуки прекратились, как только я начал подходить к этому месту.
   Сколько времени прошло конечно не засекал, но приглядевшись заметил на противоположной стороне речки, метрах в десяти от меня, возвышался какой то пень. Был ли он там раньше, когда я подходил, конечно не заметил. 
   Пень высотой примерно около полуметра, а может больше, он как то неестественно торчал прямо на самом берегу, наверно в метре от кромки воды. Я начал его внимательно разглядывать. Такое впечатление, что он даже немного шевелится. Вот хотя бы полчаса назад, тогда видимость была намного лучше и можно было сразу определить, что это такое.
   Самое главное, что громкие всплески в воде прекратились, значит виновник шума затаился где то рядом.
   Внимательно приглядевшись, для себя вынес решение, что это мог быть бобер. Пеньки такого размера, рядом с руслом реки, обычно не бывают.
   Действительно «пень» пошевелился и вот сейчас я уже смог различить, что бобр сидит на задних лапах, передних не видно и мордой в мою сторону. Сумерки и все это видно плоховато, но что делать, попробуем его рассмотреть по другому.
   На груди под штормовкой, в корпусе закрытом на молнию, лежит кинокамера. Нужно достать ее и попытаться заснять зверя в таком положении, как он сидит.
   Медленно поднимаю руку, расстегиваю пуговицу на груди и этими же пальцами медленно, стараясь не шуметь, вытаскиваю за ремешок корпус кинокамеры. Теперь надо расстегнуть молнию, а это только двумя руками.
   Беру пальцами на ощупь застежку и медленно, зуб за зубом, расстегиваю молнию на корпусе. Пальцем подцепляю кинокамеру и осторожно, что бы не производить ни какого шума, вытаскиваю наружу. Просовываю ладонь сквозь ремешок и направляю камеру в сторону сидящего бобра.
   Камера отрегулирована таким образом, что сразу после открывания крышки жидкокристаллического экрана, автоматически начинает снимать. Прицелившись объективом кинокамеры в бобра, осторожно открываю крышку, камера вжикает и спустя пару секунд вспыхивает лампа освещения.
   В это же мгновение, вижу как бобр «плюхается» в воду и уже при освещенном пространстве воды, вижу как он хвостом, с силой шлепает по воде. Многочисленные брызги разлетаются по сторонам и на поверхности воды, только большие круги.
   Минуту поснимав пустое пространство воды, отключаю кинокамеру и вновь погружаюсь в темноту. Спустя некоторое время глаза привыкают к темноте, которая после яркого света на узком пространстве, кажется еще темнее.
   Камера в руках, на случай внезапного появления зверя, но проходит минут пятнадцать и ни каких движений в зоне моей видимости. И всплесков в воде больше не слышно, видимо бобер спрятался или где то затаился.
   Слышу крики товарищей, видимо пора возвращаться к машине. Прячу камеру в чехол и тоже откликаюсь товарищам. Осматриваюсь и с удивлением замечаю вокруг себя следы деятельности бобра. Вдоль большого дерева и у кромки воды, лежит несколько небольших, сантиметров по тридцать, отгрызенных осиновых чурбаков. 
   Такие же чурбаки только березовые лежат рядом с толстым стволом сосны, около которого я стоял.
   Вынимаю фотоаппарат и начинаю фотографировать следы деятельности бобра, в это время подходит одни  из моих товарищей.
   - Что ты тут нашел? – с интересом разглядывает он предмет моей фото сессии. Объясняю ему, что пришел сюда на шум, как видел бобра и хотел его заснять. Рассказал, как он с шумом нырнул в воду и показываю, что тут вокруг настрогал этот бобер.
   - Так ты их спугнул – каким то через чур серьезным тоном, говорит мой товарищ и внимательно смотрит на меня.
   - Кого спугнул?
   - Тут бобры с ондатрами за столом сидели, праздник справляли – он показывает на длинный ствол дерева – праздник справляли, а ты понимаешь ли, на огонек приперся, заснять ему надо. Весна же! – уже жизнерадостным тоном, с улыбкой продолжил он – понимать надо!
   Действительно весна, на обратной дороге проезжая по узкой лесной дороге, даже не знали как быть. На асфальт высыпали десятки крупных лягушек. В свете фар они были хорошо видны, в одном месте даже пришлось остановиться.
   Здесь мы вытащили фотоаппараты и засняли оттаявших и оживших лягушек. Крупные пресмыкающиеся радовались весне «по полной», они не только сбились в кучу, но и квакали как распоясавшиеся гуляки.
   Да ладно бы только лягушек, на «огонек» прибежали ящерки и с интересом наблюдали, как радовались жизни пресмыкающиеся.
   Ни чего не поделать, оно слово весна!