Надежда

Константин Гафнер
Он попросил поставить мой рюкзак на ленту в связи с массовой проверкой пассажиров, в целях обеспечения безопасности. Мужчина в возрасте с добрым лицом без бейджа на груди учтиво поблагодарил за понимание и провёл меня в специальную зону для досмотра.

Эта встреча со мной и сотрудником петербургского метрополитена на станции «Старая Деревня» повторялась неоднократно изо дня в день и точь-в-точь по методу «copy-paste». Это было около четырёх лет назад, когда в метро установили специальные металлоискатели, и кто-то даже успел назвать эти меры по борьбе с терроризмом эффективными. Назвать – назвали, а подключить, похоже, забыли…

Во время очередной проверки в зоне специального досмотра в вестибюле станции, я поинтересовался у своего визави, которого уже стал узнавать в лицо, по каким критериям он определяет «подозрительных людей»:

- Да никак… – честно признался он, – мне просто надо досматривать. У тебя есть рюкзак, вот я его и проверяю…
- Пока вы сканируете мою сумку, мимо нас проходят сотни человек с багажом и без. Как Вы управляетесь со всем этим один?
- Да никак… просто надеюсь, что не пропущу…

Его слова тонули во всеобщей утренней суматохе занятых пассажиров. Кто-то обходил новые металлоискатели стороной, кто-то покупал билеты в кассе метро, кто-то громко разговаривал по телефону, кто-то тенью скользил в наушниках «apple», маневрируя между людьми.

Мы расстались с добрым сотрудником метро, но внутри меня обжигало непонятное и неприятное чувство, порождающее многочисленные вопросы.
 
С тех пор он никогда меня не останавливал. Со временем и я про это забыл вовсе.
 
В апреле 2017 в городском метрополитене Санкт-Петербурга произошли трагические события, после которых город погрузился в оглушающую тишину. Как показала жизнь, надежда не оправдала себя. Зато удалось обсудить всё: суммы, потраченные на безопасность, закупленные металлоискатели, зоны досмотра и многое другое, о чём можно было говорить.

Говорили все, и всем было, что сказать. Это давало надежду, что слова вот-вот превратятся в действия.

Через несколько дней после трагедии я вновь оказался на станции метро «Старая Деревня». Молодой парень смерил мою перебинтованную руку и рюкзак оценивающим взглядом – в прямом и обратном порядке. Он попросил поставить сумку на ленту в связи с массовой проверкой пассажиров, в целях обеспечения безопасности и провёл меня в специальную зону для досмотра.

Спустя несколько минут он желал мне хорошего вечера и скорейшего выздоровления.

Потом я вдруг ярко вспомнил тот диалог четырёхлетней давности, и мне вновь показалось, что все ненужные слова тонули во всеобщей суматохе обеспокоенных пассажиров. Только теперь люди с подозрением смотрели друг на друга и, затаив дыхание, проходили через турникет. Всё шло своим чередом.

И больше ничего не изменилось.