Случай в горах

Валерий Бородянец
                Какое емкое слово - туризм!
               
                Можно в туристическом походе подниматься

          по скалам с тяжелым рюкзаком. А можно плыть

          в комфортабельной каюте роскошного теплохода

          и тоже считаться туристом.


                Мы шли к перевалу, и нас догоняла гроза.

          Шли - это мягко сказано. Уже несколько часов

          мы почти бежали.


                Страшна гроза на равнине. А здесь, на пологих

          скалах северного склона, где негде было укрыться,      

          гроза была для нас… - трудно даже найти подходящее

          слово. Наверное, что-то вроде конца света. 

                Недавно в документальном фильме видел, как

          дельфин находит  на песчаном дне камбалу и съедает

          её. Диктор комментирует: ,, Для камбалы это конец               

          света, а для дельфина – лёгкий завтрак”.
               
                Но вернёмся к грозе. Из рассказов туристов,

         переживших горную грозу, (вернее выживших в ней),

         мы примерно знали, что нас может ожидать. – Внезапно

         налетает сильный ветер, способный, как пушинку, сбросить

         вниз всю группу.  Всё вокруг мгновенно окутывает

         облачная мгла, с дождём и снегом (вот он – конец света!).
 

               Слепящие вспышки молний с оглушительным грохотом

         парализуют волю и на некоторое время лишают слуха и

         зрения. И сами молнии, бьющие почти в упор, совсем рядом, от

         которых камни взрываются дождём мелких осколков.


                Промокшая и продуваемая насквозь одежда уже не       

         спасает от лютого холода. Вы прячетесь в крошечной

         расселине, натягиваете на себя ткань палатки и думаете,

         что укрылись от грозы. А вас неожиданно с головой

        накрывает бешеный поток бурлящей воды вперемешку

        с камнями.


                Нет смысла и дальше описывать ужасы горной грозы.

         Понятно, почему мы из последних сил стремились уйти

         за перевал, где по описанию маршрута можно было найти

         естественные укрытия. Но силы наши кончались, перевала

        всё ещё не было видно, а гроза, заполнив зловещей, клубящейся

       массой всю долину, уверенно догоняла нас.
 

            А начиналось всё так безобидно!

            В начале лета встретился с Олегом – моим школьным

        товарищем. Мы не виделись уже лет десять. Разговорились.

        Неожиданно Олег внимательно посмотрел на меня и спросил:

; У тебя, когда отпуск?
; Летом. В июле.
; Куда-нибудь собираешься?
; Собираюсь, но куда – ещё не решил.
; Пойдём с нами. Прогуляемся по горам!


Прогуляемся! – Если бы я знал, что кроется за этим словечком

         в понимании Олега!

     Первые сомнения закрались в душу, когда я стал собирать

свой  рюкзак. Уложив в него продукты и походное

снаряжение, я попробовал взвалить его на спину. Удалось это

только со второй попытки.


      Сделав несколько неуверенных шагов по комнате, с ужасом

подумал: “Как же я буду тащить эту тяжесть там – в горах!”

     Но Олег меня “успокоил”-  “Да не трухай! Трудно будет

только первые полгода. А потом привыкнешь. Да и продукты

будем съедать. К концу похода рюкзак будет вдвое легче, а сам

 ты будешь сильный, голодный и злой. Ха – ха – шучу!”

      Но мне было не до шуток. Сильным – ещё ладно. А быть

голодным и злым почему – то не хотелось.


      В спортивном туризме сложилась система проверки

новичков на прочность. Вначале нужно походить по лёгким

маршрутам. Постепенно сложность и продолжительность

путешествий увеличивается. В походах высшей категории

сложности участвуют только опытные и закалённые туристы.

Именно такими и были все ребята в группе Олега. И только я

был новичком.

    Идти или отказаться!


   Мои сомнения развеяло одно обстоятельство. По правилам

для прохождения маршрута, заявленного Олегом, нас в группе

должно быть не менее шести человек. А я был шестым. И если

откажусь, то ребят могут просто не выпустить на маршрут.


    И вот мы в пути уже вторую неделю. Тащить рюкзак весом

более сорока кг оказалось непросто. Впрочем, даже и без

рюкзака ходить в горах очень непросто.


   Как и предсказывал Олег, я постепенно становился сильным и

голодным. Хорошо, что ещё не злым. Уже не так болели по

утрам все мышцы. И даже плечи понемногу стали привыкать

к этому ужасному рюкзаку.


   Не буду повторяться, описывая красоту горных пейзажей. –

“Лучше гор могут быть только горы!” Хочу только упомянуть

одну особенность горного путешествия. – Целый день идешь

вверх по горному склону почти уткнувшись носом в тропу.

Целый день перед глазами только “зацепы” и “уступы”, и мир

сужается до расстояния вытянутой руки. А потом, вдруг,

выходишь на перевал и …”Весь мир на ладони, ты счастлив и

нем…”.


      Вот этот внезапный переход к бескрайнему простору

запомнился таким же бескрайним счастьем, которого никогда

не испытаешь в пресной равнинной жизни.


     Сегодня мы встали очень рано. Предстояло пройти сложный

участок под скальными стенами. Утром здесь было более –

менее безопасно. Но как только солнце чуть – чуть прогреет

скованные ночным морозом скалы, с них начинают сыпаться

камни. От маленьких булыжников, до солидных “чемоданов”.


     Разбудил меня голос: “Вставай! Такого больше никогда не

увидишь!”


     Я выглянул из палатки и увидел нашего фотографа Николая,

занятого утренним туалетом.

- “Да не на меня смотри, а вниз!”- заорал Николай.


            А там было на что посмотреть! – Вся долина заполнилась

        белым туманом, из которого торчали острые пики соседнего

       хребта. Их заснеженные вершины окрасились в нежнейший

       розовый цвет. – Там всходило солнце, которое мы, здесь в

       ущелье, увидим ещё не скоро.


          Увы! Любоваться этой дивной красотой было некогда.

- “Через десять минут выходим!” – скомандовал Олег.

           Он всё рассчитал и продумал, готовясь к этому походу.

       Сколько дней пути. Какое снаряжение. И даже когда и как

       проходить тот или иной участок маршрута.

           Но мог ли Олег предвидеть эту грозу на простеньком, почти

       пешеходном перевале, который мы собирались пройти в

       качестве послеобеденной прогулки. А вместо этого получился

       марафон. В гору! С рюкзаком!


          Как описать запредельную усталость! Когда каждая клеточка

       измученного тела молит о пощаде. Когда желание лечь и не

       двигаться становиться настолько огромным, что вытесняет

       из сознания все мысли и чувства.


          Больше всего я боялся оступиться и упасть. Я знал, что

      подняться уже не смогу. Я знал, что ребята меня не бросят. Но и

      сами от грозы уже не уйдут. А если в ней кто – то погибнет. А я

       останусь жив! Как я буду жить дальше?


          Только это чувство ответственности удерживало меня ещё

       на ногах. Но сколько я смогу продержаться? Мне казалось, что

       мы бежим уже целую вечность. И марафон этот тоже будет

       вечным!


           Безнадёжное тупое отчаяние овладело мной. Постепенно я

       стал отставать. Со мной поравнялся замыкающий нашей группы

- Сергей. С трудом глотая разреженный воздух, он что – то

        прохрипел мне. Слов я не разобрал, но и так было ясно. Что он

        мог мне сказать сейчас! “Держись!” или “Не отставай!”.


           Полуобернувшись, взглянул на него и ужаснулся. В первый

        момент я даже не узнал нашего юмориста Серёгу. Вместо

       добродушного лица, с  чуть насмешливой  улыбочкой -сплошная

        гримаса боли и неимоверного страдания.


            И только сейчас до меня дошло, что всем ребятам так же

       тяжело, как и мне. Что пусть они опытные, закалённые в

      суровых походах туристы, а я всего лишь новичок. Но пока ещё

      держусь наравне с ними. И нужно продержаться ещё совсем

      немного. Или мы уйдём за перевал, или все вместе останемся

      здесь, что бы дать бой грозе.


         Внезапная радость охватила меня: “Я не хуже ребят! И смогу

      продержаться столько же, сколько и они!”

         От этой, почти счастливой уверенности, откуда – то взялись

      силы и я, улыбнувшись Серёге, прибавил шагу.


          Минут через сорок мы уже были за перевалом. Лежали

      укрывшись спальными мешками под скальным уступом,

      образующим некое подобие пещеры. Глотали сгущёнку и

      запивали её дождевой водой, стекавшей тонкой сплошной

      пеленой с нависшей над нами каменной глыбы.


- А чему ты там улыбался? – Вдруг спросил меня Серёга.
- Перевал увидел! – Соврал я.

Ну не мог же я сказать, что обрадовался от того что увидел,

      как ему было плохо!


                В. Бородянец.

Город Орёл. 2009.