Индейцы Флориды. Тимукуа Ч. III

Игнат Костян
Как указывалось выше, французы, когда впервые вступили в контакт с тимукуанскими племенами, отмечали их вежливость, учтивость, добродушие и, конечно же, внешний вид – «рослые, хорошо сформированные тела, как ни у одного другого народа в мире»,
Испанцы также восхищались ростом тимукуа, который по их меркам  на четыре дюйма превышал рост среднестатистического испанца того времени.
Исследование мужских скелетов этих индейцев, извлеченных из-под пола  в заброшенной миссий Сан-Мартин-де Тимукуа, располагавшейся на территории северных ютина, показало, что средний рост мужчины тимукуа составлял 158-163 см.  Поэтому можно констатировать, что  для современного понимания рослости, рост тимукуа соответствовал ниже среднему.
Что касается мужского костюма, то исходя из записей Рибо, мы видим, что мужчины тимукуа носили набедренную повязку из сплетенных волокон испанского мха, кожаный пояс и мокасины на случай военного похода.
 Ле Мойн указывает, что набедренные повязки мужчин тимукуа были не только из волокон мха, но также из замши. Кусок замши, согласно описанию Ле Мойна индейца пропускали между ног, прикрывая интимные места и концы повязки, завязывали на поясе за спиной.
Сегодня, в результате проведенных многочисленных исследований в области изучения костюма североамериканских индейцев, способ подвязывания набедренника индейцами тимукуа, описанный Ле Мойном является уникальным, по причине того, что ни один другой индейский народ континента так набедренники не носил. Большинство ученых считают, что данное описание ошибочно, потому что соседствующим с тимукуа племенам Флориды свойственно классическое подвязывание набедренника, а именно, когда кусок замши закреплялся на талии поясом, а концы его пропускались между ног, ниспадая спереди и сзади.
Набедренные повязки тимукуа раскрашивали в разные цвета, преимущественно в желтый, красный, иногда рыжеватый  и реже черный. «Цвет набедренника, –  писал Ле Мойн, – зависел от фантазии и вкуса того, кто его носил». Характерно то, что при стирке цвет набедренника не утрачивал первозданной насыщенности. Набедренники тимукуа делали, как правило, из оленьей кожи.
Женщины же носили бахромистые юбки из волокон испанского мха, а также юбки и платья из кожи оленя.
«Эти юбки женщины иногда повязывали на талии, а иногда возносили на одно плечо», – указывал Ле Мойн. Ладоньер же свидетельствовал, что «платье женщин из длинного белого мха, прикрывало их груди и интимные части тела». Ле Шалле, помимо платьев из мха, отмечал у женщин тимукуа одежды наподобие сарафана с одной шлейкой, сделанные из кожи оленя, которые «прикрывали наиболее интимные места». «Кожаные ризы (облачение, одежда – И.К.) индианок, – писал Спарк летописец экспедиции Хокинса, – искусно расписаны рисунками. Рисунок говорит за эту женщину, кто она – мудра или наивна, и какой имеет статус в племени».
Иногда по вечерам король и королева выходили на прогулку в лес. По бокам от короля шествовали двое юношей с опахалами, которые размахивали ими, создавая прохладу его телу. Позади короля шел еще один юноша, который нес ниспадающий подол королевской мантии украшенной золотыми и серебряными шариками. Королева и ее служанки шествовали за свитой короля. Они как отмечал Ле Мойн были одеты в бахромистые юбки  из мха, который рос на деревьях. «Этот мох слетался в тонкие косы, – отмечал ЛеМойн, – настолько красивые, что можно было бы сказать, что эти абажуру едва прикрывавшие наготу гениталий женщины, сделаны из нитей шелка. Деревья, на которых растет этот ниспадающий до земли мох, уникально красивы…».
Теплый климат Флориды в меньшей степени требовал какой-либо иной дополнительной одежды, но из описаний встречи с королем Сатуривой, представленных Ле Мойном  видно, что верховный правитель был одет в длинный замшевый плащ. «Плащ, который ниспадал с плеч короля, – отмечал Ле Мойн, – скорее был атрибутом, подчеркивающим его статус, чем одеждой защищающей от холода».
Испанцы также указывают, что в холодную погоду мужчины и женщины тимукуа прикрывали свои тела накидками из перьев птиц, а также плащами и тонкой замши. В своем повествовании Ле Мойн указывает на плащи тимукуа сделанные из перьев, разных цветов в виде орнамента. Как полагают, ученые данный вид одежды был распространен среди южных групп тимукуа. В науке такую одежду индейцев принято называть «пуховиками».
 В жару кроме набедренников, ни мужчины, ни женщины тимукуа вообще ничего не носили, дети же бегали полностью голыми.
Тимукуа имели бронзово-коричневый цвет кожи и густые черные волоса. 
Мужчины закручивали свои волосы в шиньоны на макушке головы, украшая их перьями, отчего возможно их рост казался европейцам необычно высоким. Рибо говорил относительно тех мужских причесок тимукуа, которые видел: «Их волосы были длинными и скрученными в пучок в верхней части головы. Для того чтобы волос из этого пучка не распадался, они скрепляли его венком (обручем – И.К.) из трав».  Это же подтверждали как Ле Мойн, так и Ладоньер. В другом месте, где Рибо описывал встречу с королем Сатуривой, он отмечал, что волосы у знати его сопровождавшей были «собраны в рулон и крепились с помощью диадемы (головное украшение в виде венца – И.К.)». Ле Шалле  говорил, что волосы мужчины тимукуа «наматывали вокруг головы, и эта фирменная конструкция служила им колчаном для стрел в бою».
Женщины тимукуа, наоборот, носили волосы распущенными и  только на период церемоний и празднеств могли украсить их перьями.
Относительно птичьих перьев, которыми тимукуа любили украшать свои прически, Ле Шалле говорил: «Ничего богаче и красивее разноцветных перьев птиц они из украшений не почитали».
Мужчины украшали свои шиньоны на макушке головы,  как отмечал Ле Мойн одним лишь снопом из перьев, который крепился у основания шиньона и ниспадал на затылок. Кроме этой модели мужские прически украшались рядом изогнутых перьев, закрепленных на макушке «напоминающих фонтан». Также, перья, собранные в пучок наподобие кисточек, мужчины закрепляли в шиньонах, позволяя  этой конструкции болтаться по краям головы.
Ладоньер указывает, что украшения из перьев мужчины тимукуа использовали только тогда, когда шли на войну.
Короли и знать в шиньоны наряду с пучками перьев  вставляли хвосты какого-нибудь животного, свисающие с головы, и  такого рода «икэбана» увенчивалась диадемами из серебра (характерно для южных групп тимукуа И.К.).
Южные группы тимукуа в качестве головных уборов, использовали скальпы животных и полые головы зверей. Как утверждает Миланич, такого рода уборы носили исключительно знахари и племенные функционеры.
Женщины же тимукуа, по словам отца Пареха также носили головные уборы  в виде причудливых шляп, сделанных из пальмовых листьев.
Характеризуя моду тимукуа, несколько остановимся на других  предметах входивших в разряд их украшений. Сразу отметим, что в науке нет никаких доказательств того, что тимукуанские племена делали пирсинг – прокалывали себе нос или другие части тела, за исключением, разумеется, мочек ушей, куда как мужчины, так и женщины, вставляли, по словам Ле Мойна «некие гантелеобразные орнаменты». Как потом выяснилось, этими гантелеобразными орнаментами были продолговатые рыбьи пузыри, которые индейцы наполняли, раскрашивали в красный цвет и вставляли в мочки ушей. На солнце такие серьги блестели, и невольно складывалось впечатление, что это некие самоцветы, или, как отмечал Ле Мойн, «карбункулы».
Кроме этой основной формы серьги, тимукуа в качестве ушной бижутерии использовали кольца и когти птиц. Ле Шалле указывал, что последняя разновидность серьги была свойственна знахарям. Также отмечал он: «Они делали маленькие шарики из костей рыб и других животных, а также зеленых и красных камней, которые закрепляли в мучках ушей».
Любую часть тела (лодыжки, запястья, предплечья, шеи, талии), тимукуа старались украсить браслетами и бусами из жемчуга, бирюзы и раковин устриц. Рибо отмечал: «У них изобилие жемчуга, который они добывают из раковин устриц (по мнению ученых, речь идет о пресноводных мидиях – И.К.) на берегу реки». Ле Мойн упоминает о браслетах из зубов рыбы.
Ладоньер, а позже это подтверждает и Фонтанеда, указывает на присутствие в ювелирных изделиях тимукуа золота и серебра, которые  прибрежные к океану группы тимукуа, будучи отменными ныряльщиками и плавцами, добывали  с затонувших кораблей, курсировавших из Мексики в Испанию.
Когда в их страну (северо-восточных тимукуа – И.К.) первыми пришли французы, то на вопрос французов есть ли и них золото и серебро, индейцы ответили тем, что преподнесли небольшое количество украшений с содержанием этих металлов, которые обменяли на топоры. Далее, как сообщают документы экспедиции Хокинса, индейцы рассказали французам, что большое количество интересующих их металлов они получают от племен, проживающих к юго-западу от мыса (имеется виду мыс Канаверал), где много затонувших кораблей. Как выяснилось позже золото, которым располагали тимукуа, не было чистым и по большей части изделия из него по составу являлись легированной медью.
Ле Мойн же указывал, что «на значительном расстоянии» от форта Кэролайн, «возвышаются высокие горы, которые на языке индейцев называются Апалачи». Эти горы, по словам летописца, «рождают три реки, где индейцы добывают золото, серебро и медь. По берегам рек туземцы роют канала, куда реки сносят песок (имеется в виду руду – И.К.)», который индейцы потом промывают с помощью приспособлений из полого тростника. Добытые металлы грузят на каноэ и переправляют его в устье реки Сент-Джонс, то есть к местам своего проживания.
Помимо указанных украшений, короли тимукуа, военные вожди и жречество использовали  так называемые «бричклоутсы» (breechclouts) – круглые и овальные медные пластины, связанные между собой веревочками, которые на резинках крепились под коленом, на бицепсах и шее. «Нам объяснили, что эти пластины нужны для того, чтобы просто производить звон,  в тот момент, когда король или знатный тимукуа передвигались. Эти побрякушки индейцы используют в танцах», – писал Ле Мойн. – Как они так делают, чтобы не было видно ниточек связывающих эти пластины, уму непостижимо, – продолжал он. – Особенно много у них  таких пластин из золота и серебра. Из них они делают нагрудники, которые  напоминают рыцарские доспехи. Эти нагрудники защищают их в бою от стрел».
Рибо в своих дневниках упоминал об одном индейце, у которого на шее висела круглая отполированная серебряная пластина, а на ушах болтались небольшие пластины из меди, которыми он при необходимости «смахивал пот со своего тела». Данное свидетельство единственно упоминание о так называемом металлическом скребке, используемом тимукуа в целях личной гигиены.
Серебряные цепочки на шеях кациков тимукуа, скорее уже имели испанское происхождение, также как и браслеты из ассорти бисера, жемчуга и серебра, на ногах и руках тимукуанских кациков, заменившие впоследствии, по мнению Миланича, бричклоутсы из металлических пластин.
Как мужчины, так и женщины украшали свои тела татуировками соответственно своему статусу в обществе. Люди, занимавшие в обществе более высокое положение, наносили на тело более сложный рисунок. Узоры татуировок указывали на заслуги данного человека. Детям тимукуа татуировки наносить не разрешалось, лишь только по достижению того возраста, когда они могли отдавать полный отчет своим поступкам.
«Передняя часть их тела, а также руки, были раскрашены узорами татуировок, красные и черные линии были настолько геометрически выверенные и четкие, что лучшие художники Европы, вряд ли смогли повторить эти рисунки», – отмечал Рибо.
Ладоньер в данном отношении также замечал: «Большая часть площади их тел исколота и раскрашена картинами, которые наш ум (имеется ввиду воображение европейцев – И.К.) вряд ли воспроизведет.
Механизм нанесения тимукуа татуировок Жак Ле Мойн описывал следующим образом: «Сначала они прокалывают выделенные угольками места, потом расцарапывают их до размера узеньких бороздок. Все эта процедура довольно-таки болезненная и после нее они страдают семь-восемь дней. Потом втирают в эти проколотые и расцарапанные места определенные виды трав, вещества которых оставляют на теле неизгладимый цвет».
По случаю особых торжеств или перед походом на войну тимукуа раскрашивали свои тела и лица краской. Джон Спарк – летописец команды экспедиции Хокинса указывал: «Они не упускают возможности помимо татуировок, раскрашивать свои тела узорами, исходя из воображения каждого. Раскраску они наносят таким образом, чтобы она не затмевала или не портила рисунок татуировки».
Боевая раскраска, которую наносили на свои лица воины тимукуа, придавала, по словам Спарка, им еще большую воинственность. После боя они смывали ее. Спарк отмечает, что для боевой раскраски тимукуа применяли в основном красные красители. Ле Мойн, Рибо, Ладоньер и Ле Шалле, указывают и на черные, желтые и рыжие цвета боевой раскраски.
Рисунок боевой раскраски каждый раз был новым, что нетипично скажем для индейцев Великих равнин, где для каждого воина, был характерен один и тот же тип рисунка, запечатленный этим воинов в видении от духа покровителя. На данный нюанс указывал Рибо:  «Каждый раз, когда мы возвращались к ним, то заставали их воинов шедших на войну в хорошем состоянии, но с другими рисунками на лице. Они часто меняют картинки на лице, чтобы казаться более свирепыми перед противником».
Ле Мойн сообщает: «Чтобы казаться страшными, они  окрашивали кожу лица вокруг рта синим цветом, а для того чтобы защитить тела от солнечных лучей смазывали их медвежьим жиром».
Исходя из анализа боевой раскраски у тимукуа, ученые пришли к выводу, что красный цвет был типичен для всех групп тимукуа за исключением только тех, которые проживали на территории, граничащей с землями народа апалачи, для которых был свойственен черный цвет боевой раскраски.
Еще одной из особенностей характерной для воинов тимукуа, как отмечал Ле Мойн, был обычай отращивания ногтей, как на руках, так и на ногах. «Индейские воины стригли ногти на руках только сбоку, – сообщал Ле Мойн, – чтобы придать им продолговатую форму, но никак не обрезали их по длине. Длинные ногти они применяли в рукопашном бою, когда хватали противника за горло, вырывая ему кадык, или выкалывали глаза, чтобы ослепить его».