Безопасность полёта

Борис Николаевич Шаров
Работал я в одной развивающейся стране. Собственно, нас, командировочных, было здесь много--из других, стало быть, уже развившихся стран. И вот в один из дней понадобилось мне переместиться в другой город, на другом конце той самой страны. Страна хоть и небольшая, но покрыта горами и пустынями, а поэтому единственным способом без хлопот добраться до нужной мне точки был самолёт.
Обслуживала внутренние перелёты всего одна авиакомпания, другие почему-то не задерживались и быстро уходили с рынка.
И вот я в самолёте. Взлетели. Погасло табло "Пристегните ремни". Я поспешил отстегнуться. Выпитое в зале ожидания пиво давало о себе знать, и я торопился в туалет, пока не образовалось очереди.
Однако, когда я встал и пошёл в хвост салона, я увидел, что никто, кроме меня, с мест не встаёт. А что самое странное: вдруг из спинок кресел перед сидящими позади пассажирами стали выдвигаться штурвалы. Как заворожённый я шёл по проходу, наблюдая эту фантасмагоричную картину. Штурвалы выдвигались почти перед всеми, за редким исключением. И люди с серьёзным видом брали штурвалы в руки.
С нехорошим предчувствием я дошёл до уборной, спешно закончил свои дела и быстро вернулся на место. Передо мной штурвала не было. Я позвал стюардессу. По внешности стюардессы было ясно, что она не местная--очевидно иностранный персонал, как и я.
--Скажите, а что это?--спросил я, водя пальцем вокруг.
Стюардесса сразу поняла, о чём речь.
--Штурвалы,--ответила она.
--А зачем?
--Чтобы управлять самолётом,--как само собой разумеющееся сказала она.
Сказать, что я был удивлён--ничего не сказать.
--А почему у меня нет?--спросил я нелепо.
Стюардесса не смутилась.
--Потому что у вас маленький налёт.
--А у остальных?
--У остальных большой. Это местные, они часто летают.
--В качестве пилотов?
--В качестве пассажиров.
--О каком же тогда налёте идёт речь?--возмутился я.
Стюардесса заметила моё возмущение, на лице её промелькнула тревожная тень.
--Ну и что, что в качестве пассажиров,--бесстрастно ответила она,--Они часто летают, много видят, много знают, хорошо разбираются в управлении самолётом.
--Но это бред!--не унимался я.
Стюардесса нахмурилась, словно перед непослушным ребёнком.
Мне на помощь пришли другие пассажиры, не получившие штурвала. Было видно, что это такие же командировочные, как и я, впервые пользующиеся услугами данных авиалиний.
Они в количестве нескольких человек повставали со своих мест, и, увидев мою стюардессу, возмущённо стали задавать те же вопросы:
--Что здесь происходит?! Почему у всех штурвалы?! И почему у нас нет?!
--Тихо, тихо, господа, успокойтесь,--стюардесса принялась делать примиряющие жесты и объяснять возмущённому меньшинству всё то же, что объяснила мне. Всё это время большинство, имевшее штурвалы, то сосредоточенно держало руки на штурвале, то недовольно поглядывало на нас, как на хулиганов и возмутителей спокойствия.
Мы же своими немногочисленными силами организовали немаленький такой митинг.
Я встал со своего места, поддерживающие меня приблизились и продолжали всё упорнее выражать своё возмущение. Окружённая нами стюардесса всё больше хмурилась и, наконец, не выдержала:
--Пожалуйста, вернитесь на свои места! К тем, кто ослушается, будут применены меры!
--Какие ещё меры?!--возмущался наш всё более сплочённый коллектив.
--По прилёту вы все рискуете оказаться в полиции за нарушение порядка!
--Это возмутительно!--повысил голос я,--Что вы себе позволяете?! Вы нам ещё и угрожаете?!
--Сядьте на место!--пыталась перекричать нас стюардесса. Но мы не слушались.
Стюардеса, наконец, подняла вверх руки, то ли сдаваясь, то ли прося тишины. Мы замолчали.
--Хорошо,--согласилась она,--Я передам ваши претензии командиру судна.
Мы, довольные этой маленькой победой, выпустили её из оцепления и позволили скрыться за шторками в начале салона. Пороптав ещё немного, мы расселись.
Через пару минут та же стюардесса показалась опять, она прошла ко мне и, нагнувшись, произнесла негромко:
--Командир хотел бы вас видеть.
--Очень хорошо!--воинственно ответил я и отправился следом за ней в кабину, провожаемый взглядом моих безштурвальных сторонников.
Она постучала в бронированную дверь, и нас впустили.
Я поздоровался с командиром и вторым пилотом, стюардесса стояла рядом.
--Понимаете, это всё такое недоразумение,--начал командир,--Я должен вам кое-что объяснить.
--Да уж пожалуйста,--согласился я.
--Видите ли, эта страна--она до недавних пор оставалась, так сказать, на задворках цивилизации, большинство людей о ней даже не слышало, пока здесь не были обнаружены богатые залежи природных ископаемых. После этого сюда приехали вы, просвещённые современные люди, привезли сюда прогресс. Прогресс, с которым местное население раньше совершенно не было знакомо. Большинство местных до недавнего времени даже не видело самолёта. А то, что он может ещё и летать, наводило на них ужас. Поэтому-то ни одна другая авиакомпания не задержалась здесь больше недели. Знали бы, какую истерику устраивали пассажиры из местных, едва самолёт отрывался от земли.
И тогда мы придумали решение. Мы дали им всем по штурвалу. Чувство, что они управляют самолётом наравне с пилотом, придаёт им уверенность в безопасности полёта.
Я был ошарашен.
--Но ведь штурвалы же не настоящие?--с лёгким испугом уточнил я.
Командир отрицательно помотал головой.
--А они знают об этом?
Командир пожал плечами:
--Скорее всего, даже не догадываются.
--Но так зачем же тогда?..
Командир опять пожал плечами и ответил:
--Дикие люди. Им так спокойнее.
У меня как камень с плеч свалился от простоты и чудности того, как всё разъяснилось. Из уст моих вырвался нервный смешок.
--Я понял, командир,--наконец, произнёс я,--Я более не стану мешать вам и вернусь на своё место.
--Подождите,--командир вдруг на миг отвернулся, поднял откуда-то с пола и протянул мне штурвал,--На спинке кресла перед вами есть крепление, установите этот штурвал перед собой.
Ну это уже было чересчур.
--Вы что же, и меня за дикаря считаете?
Командир помедлил:
--Поверьте мне, возьмите. Скоро зона турбулентности, он вам пригодится.
Я набрал в грудь воздуха, чтобы выдать ещё более гневную тираду, но вдруг самолёт вошёл в зону турбулентности и его хорошенько тряхнуло. Я подумал и взял штурвал.
Я вышел из кабины, перед дверью с ожиданием во взгляде стояло поддерживавшее меня меньшинство. Увидев меня, они было обрадовались, но, заметив в моих руках штурвал, насупились и принялись галдеть:
--Вы что, променяли наше общее дело на это?!! Получили штурвал и плевать на всех нас?!! 
--Тихо, тихо, господа,--принялся я утихомиривать их,--Всё будет нормально, можете мне поверить--я профессиональный пилот.
Митинг поутих, люди пороптали, задумались, и, удовлетворившись моим ответом, с облегчением вернулись на свои места. Я вернулся на своё и прикрепил штурвал перед собой.
Через какое-то время ко мне подошла моя стюардесса:
--Я слышала, как вы сказали тем, людям, что вы профессиональный пилот. Что же вы раньше молчали? Это правда?
--Нет, конечно,--ответил я.
--Так зачем же вы им соврали?
--Поверьте мне, я знаю о чём говорю: им так будет спокойнее.