Легенда. P. S. Разное. 6. 1

Александр Абакумов
      Рекомендую читать этот текст тем, кто уже прочитал предыдущую главу под этим названием. Приношу извинения читателям за непоследовательность публикаций. Этот "винегрет" получается сам собой в результате получения новых данных и переосмысления Легенды.

      Пермогорский след (выдержка из книги)

      Теперь сделаем небольшой отступление.
 
      В своей статье Мария Николаевна приводит выдержку из брошюры  Щипина Владимира Игоревича «Старообрядчество в верхнем течении Северной Двины»  (2003), где упоминается «Матюшка Аввакумов з братьями». Они были раскольниками и появились в Нижнем конце Пермогорской волости, граничащей с Черевковской волостью, незадолго до 1686 года. Из этого почему-то сразу же делается необоснованное предположение об их возможном родстве с семьей протопопа АввАкума, которое я категорически не могу принять. Хочу высказать свое противоположное мнение по этому эпизоду.

      Я нашел и прочитал в интернете первоисточник. Ничего нового он мне не добавил.

      Имя АввАкум не часто встречается на Руси в XVII веке. Поэтому есть соблазн с большой долей вероятности предполагать возможное кровное родство людей, имеющих в своем составе такое имя. Мной этот ошибочный путь уже пройден и отвергнут. Однако, автором, для правдоподобности, если нет подтверждающих документов, должна быть предъявлена хотя бы цепочка логических рассуждений и сопоставлений с вкраплениями известных исторических дат и событий.  Читатель же должен сам составить свое собственное мнение об этом утверждении и либо поверить автору, либо нет. В таких вещах простое утвердительное и бездоказательное изложение своих домыслов не допустимо.

      Пришлось выделить этот эпизод истории с нашей фамилией в «отдельное производство» и провести собственное разбирательство. Выяснить истину удалось только в 2017 году, когда   я получил информацию из Писцовых и Переписных книг Двинского уезда, относящихся к XVII веку, из Российского государственного архива древних актов (РГАДА). 

      Но, начну с Аввакумовой М.Н.. Что же в статье у Марии Николаевны мы можем для этого почерпнуть? Не будем забывать и Холмогорский след. Если уж анализировать, так весь комплекс накопленных знаний.

      К 1678 году в Починке, это где-то около речки Сваги  на Верхней Тойме,  жили два брата, Илюшка и Васка, своими дворами, с отчеством или прозвищем Аввакумовы. Эти имена нам ни о чем не говорят. В деревне же Дущевской под Холмогорами в том же году жили несколько родных братьев с отчествами Фомичи (Фомины дети) и вероятно с прозвищами Обакумовы. Среди них: Матфей (1669) и Степан (1661), самый молодой Василий (1674) и самый старший Гаврила (1657). Здесь обращает на себя внимание одно нам знакомое имя – Матфей, а так же приличное количество его братьев – три! Это же самое имя может звучать и по другому … «Матюшка»! Но, первый –  Матфей Фомин сын Обакумов, а второй – Матюшка Аввакумов, и не совсем ясно, то ли с отчеством, то ли с прозвищем Аввакумов,  разница, согласитесь, небольшая, но есть. Правда, эти имена сдвинуты по годам на восемь лет: первое имя относится к 1678 году, а вторая его разновидность к 1686. Однако, это показалось мне очень перспективным совпадением.

      В январе 1686 года какой-то «Матюшка Аввакумов з братьями» уже проживал в Нижнем конце Пермогорской волости. Значит,  они могли появиться в том месте около 1685 года. Географически этот приход находился на пару сотен верст южнее от Холмогор, на той же реке Северная Двина! А затем они в том же 1686 году быстро  исчезли оттуда.  К сожалению, я мог опираться только на скупую информацию Щипина В.И., а он говорит именно о семье «Матюшки Аввакумова», что подразумевает в житейском смысле полноценную «ячейку общества»: муж, жена, дети и минимум еще два младших брата. Так ли это было указано на самом деле в первоисточнике, я не знаю. Думаю, нет, автор одним словом «семья» художественно приукрасил этот эпизод. В данном случае, точность очень важна для понимания тех далеких событий. Из смысла написанного, у меня  же сложилось первоначальное впечатление, что  семьи, как таковой, не должно было быть, а были три, еще не старых, родных брата. Они оказались очень мобильны, ранее «жили неведомо где», а при начале «разбирательства» быстро собрались и покинули новое место. Для семьи с детьми и скарбом зимой такое не возможно.

      Поняв исходную информацию, я по-другому стал смотреть на Холмогорских братьев Аввакумовых. 

      Давайте чуть внимательнее посмотрим на возраст этих самых братьев, но приведем их к «общему знаменателю», т.е. к 1686 году. И вот тут то, я обратил внимание на еще ряд удивительных совпадений. Я предположил, что братьями «Матюшки Аввакумова» могли быть Холмогорские Василий и Степан Фомины дети Обакумовы! В 1686 году Матфею было 17 лет, Василию 12, а Степану 25. Молодость Матфея, как «предводителя» братьев не должна нас смущать, раньше дети мужали быстрее. Верховенство же в любом коллективе проявляется не благодаря прожитым годам, а исключительно характеру человека. Их возраст вполне позволял им «путешествовать». Это раз.

      Теперь посмотрим на их семейное положение, на жен братьев: у Матфея была жена Мария (1677), т.е. они могли пожениться явно не ранее 1690 года. У Василия жена Федосья (год рождения не известен), но он был самым молодым, поэтому свадьба у них могла быть также никак не раньше 1690 года. У Степана же и вовсе оказалась самая юная жена –  Парасковья (1681), она вообще на двадцать лет младше мужа.  Отсюда следует, что к 1686 году все они были еще холостыми людьми. Это два.

      С другой стороны, это же подтверждается наличием у них детей: у Матфея они рождались между 1697 и 1715 годами, у Василия – между 1691 и 1706 («молодой, да ранний»), а у Степана – между 1700 и 1714. Это три.

      Все семьи братьев Обакумовых, по данным первой ревизии 1719 года, проживали в дальнейшем в своей родовой деревне Дущевской (Ичковской). Это четыре.

      Вопрос: могли ли эти названные лица мужского пола, будучи не женатыми, побывать в 1686 году в Пермогорах, а затем вернуться обратно в родную деревню?

      Ответ: для меня он однозначен – несомненно. Слишком уж много случайностей, такого не бывает, значит это одни и те же лица. А как же их разные отчества, прозвища?

      В 1686 году у «Матюшки Аввакумова» были не названные по именам братья. Обратим внимание на их упоминание в тексте   во множественном числе, т.е. их должно быть минимум двое.  Трое – это уже перебор. «Матюшка» с ними, незадолго до 1686 года, появился неизвестно откуда и обосновался неподалеку от Пермогорской Рождественской церкви. Все они были «роскольниками». И против Матюшки с братьями-раскольниками начались церковные «разбирательства» из-за их пренебрежения к жизни местного прихода. Они вынуждены были бежать. Куда?
 
      Чтобы однозначно ответить, сделаем некоторые обобщения из всего этого. Просто сравним Пермогорских Аввакумовых с Холмогорскими Обакумовыми.
1. Все  имеют практически одинаковое прозвище – АввАкумовы. Братья Фомичи Обакумовы, из под Холмогор, вполне могли переиначить свое созвучное прозвище Обакумовы на АввАкумовы после казни протопопа АввАкума в 1682 году. Т.к. в начале XVIII столетия они владели этой фамилией уже официально. Т.е. датой образования Холмогорской фамилии АввАкумовых можно считать период между 1682 и 1685 годами достаточно уверенно и точно. А вот их родовая фамилия Абакумовых появилась много раньше, около 1600 года.
2. Примерные возраста всех Пермогорских братьев и предполагаемых Холмогорских действующих лиц не противоречат наличию у них одного отца с именем или прозвищем АввАкум(ов)-Абакша.
3. Их вероисповедания идентичны. Те и другие  староверы-раскольники. Это следует из того, что возможной причиной ухода братьев из семьи отца Фомы могло послужить усиление влияния, вновь образованной в 1682 году, Холмогорской епархии под руководством епископа Афанасия на Ступинский церковный приход. «Раскол» пришел в каждую северную семью. Отец Фома, видимо, умер к 1685 году и три младших брата могли решиться покинуть семью старшего Гаврилы (1657), который был женат на Акилине (1660) и у которого уже родился сын Борис (1681).
4. Года упоминаний имени АввАкума в приведенных документах  близки между собой и соотносятся с событиями.
5. Расстояние между  населенными пунктами, их расположение, вполне позволяло быстрому перемещению людей в летний период времени. Они географически стояли на берегах главной северной реки по Холмогорскому тракту.
6. Мотивы причин возможного возврата братьев с Пермогор в Дущевскую деревню после 1686 года – гонения на староверов – вполне понятны и реальны. В дальнейшем все семьи братьев Обакумовых и их потомки проживали в деревне Дущевской (Ичковской).

      Пермогорский след превратился в эпизод истории с именем АввАкум. Будем считать его отголоском Холмогорского следа. Это доказано. Моржегоры же, как и Верхняя Тойма, находится как раз где-то на середине пути между ними и «Матюшка Аввакумов з братьями» не могли пройти мимо пустыни, не помолившись, причем дважды. Сначала вперед, а потом и на обратном пути. Но, тогда появляется еще одно предположение: а не мог ли мой прямой предок Василий Афанасьев сын АввАкумов (1644) быть двоюродным братом детям Фомы Обакумова, и в тот же период вместе с ними уйти с Холмогор? Он был много старше их и вполне мог остаться в пУстыни послушником или трудником. В этом случае Холмогорские и Моржегорские Абакумовы могут быть кровными родственниками. Или он был братом Верхнетоемских Фомки и Федки Афанасовых? И тогда, он с «Матюшкой Аввакумовым з братьями» мог дойти до Моржегорского монастыря уже с другой стороны и там осесть. А в этом случае, Верхнетоемские и Моржегорские Аввакумовы-Абакумовы могли бы быть кровниками. Этот вопрос по-прежнему открыт. Однако, из всего сказанного появилась еще не ясная, ориентировочная, но все-таки конкретная и очень важная для меня дата возможного появления в Моржегорах нашего предка Василия Афанасьева АввАкумова (1644) – между 1683 и 1686 годами. Согласитесь, что точность для «Легенды …» достаточно высока.

      Холмогорские АввАкумовы через сотню лет после этих событий вернули себе, вольно или не вольно, первоначальное семейное имя Абакумовы, которое восходит к 1600 годам.

      Вопрос же о Пермогорских Аввакумовых снят, истина установлена и я этому очень рад.