1. Гутман Не мужик

Архив Конкурсов Копирайта К2
Конкурс Копирайта -К2
Автор - Гутман http://www.proza.ru/avtor/clapier - 1 место

Исходное положение мысли:
Я НИЧТОЖЕСТВО!

16 814 зн.


И все-таки, я – ничтожество. Последняя попытка убедить себя в обратном закончилась потешным бегством. Об окружающих молчу.  Давно окружили, и в ноль не ставят. И попробуй вырваться из кольца - нарвешься. На такие слова нарвешься.  Ладно, ничтожеством, или нулем назовут.  Говоривших не счесть, и я их успешно забыл.  А то, например, тряпкой окрестят.   Захочешь забыть, а оно лезет в голову по всякому дурному случаю. Тряпкой я был в школе. Там она всегда под рукой, и мои соклассники вместе с учителями не стеснялись пользовать подручные средства. Бывало, сойдутся после уроков несколько задержавшихся в классе учеников, рассядутся под присмотром нелюбимого учителя по одному за парту, прокашляются, и начинают.  Сначала речитативом, потом – нараспев, один другого перебивая, и соревнуясь в высоте взятой ноты, возводили они мою тряпичность в недостижимую степень. Один говорил, что я – пыльная тряпка, и вспоминал, как мои руки дрожали, когда я вытирал доску. Другой парировал, что – не просто пыльная, но еще и дырявая тряпка, он сам в раздевалке спортзала видел, что у меня дырявые носки. Первый перехватывал слова второго, и уточнял, что одноклассник даже не представляет себе, насколько обсуждаемая тряпка грязная: он видел, как я собрал рукавом всю сажу в автобусе. Так что, этой тряпкой даже пыль с остатками мела  с доски не смахнуть, и остается лишь ноги об это не пойми что вытирать. Но третий возражал, что, пожалуй, и ноги об меня можно только запачкать, даже если заходишь в школу слякотным мартовским утром. И тоже замечал за мной какую-нибудь гадость.  И диалог продолжался, и ни один на меня, ничтожного, не обращал внимания.

- Смотрите – говорили учителя ученикам, подводя итоги обсуждению, - станете такими же тряпками, если не будете работать над собой.
 
Попутчик в поезде называл меня салагой. И не стоило   ему объяснять, что под этим словом разумеют человека, не имеющего опыта в той или иной деятельности, или в жизни вообще.  Он, скорее, имел в виду мою неспособность должный опыт приобрести. Или просто полагал это слово самым уничтожающим по известной лишь ему шкале оскорбительных определений.  Трое суток от Ленинграда до Новосибирска он соревновался с самим собой в возвышении степени моей никчемности.  Я пытался уткнуться в книгу, но его доводы были доходчивей писаных, герои ретировались в глубь страниц, и он один владел моим сознанием, и требовал, чтобы я осознал свое несусветное ничтожество.  Я уходил в тамбур, но он догонял меня, и требовал огня.  Я отвечал, что не курю, и он злобно шептал сквозь незажженную сигарету, что даже такой ничтожной пользы, как спички, от меня не дождешься.  Я принимался за еду, и он заявлял, что ни один уважающий себя мужик такую дрянь жрать не станет, и требовал меня за компанию в ресторан. Я отказывался, и он уходил, бросая на ходу слова «ты не мужик», и давая мне время поразмыслить о своей непринадлежности к упомянутой категории.  Возвращался он под хмельком, и принимался за меня с новой силой, объясняя, что такие простые радости, как тяпнуть двести грамм в вагон-ресторане, и пройтись через состав, хватая девочек за коленки, мне недоступны.
- Вот – говорил – сейчас пройдет мимо девочка, и я ее ущипну за жопу. Потому что мне можно.  А если ты попробуешь, то сначала получишь по морде, а потом тебя с поезда снимут.  Только ты не решишься. Да вот и она. Смотри, как это делается.
 И действительно ущипнул. Девушка раскрыла рот, и глотнула воздуху на две пары легких. Хлопнула обидчика по плечу, и громко сказала: «чувствую руку мастера». Потопталась на месте, и добавила: «Но в другой раз не советую». И пошла дальше.
А сидевшая напротив пожилая рыхлая соседка набросилась на меня:
- Ты что, не можешь за девушку заступиться?
 Попутчик в очередной раз собрался покурить в тамбур, и потребовал салагу  за компанию. Я отказался, и он потянул меня за рукав.  Я вырвался, и он схватил меня за плечо.  Вышла небольшая даже не потасовка, так, возня. И тут же прибежала разъяренная проводница.  Посмотрела, как щеки мои краснеют, а лоб бледнеет и одновременно покрывается каплями пота, и заявила, что если я буду позволять себе всякие выходки, то она высадит меня в Кургане, и добирайся дальше, как знаешь.

На работе меня считали мебелью. Работа моя проектная – сначала стоял за кульманом, потом пересел за компьютер.  Бегать по стройке или по цеху, и орать на работяг я бы никогда не смог.  И все сослуживцы точно так же корпели над чертежами.  Но только мне давали понять, что   меня, в отличие от других проектировщиков, на работе лишь терпят.  А если присуждали премию, то со словами «что с тобой сделаешь, деньги уже выделены». И прочие похожие слова я слышал всякий раз, когда дело доходило до оценки результатов моего усердия.  Бывало, и повышали в должности, но тоже со вздохами и оговорками: твои-то сокурсники уже лет семь - восемь, как в ведущих инженерах.  Придется и тебя повысить. Если мне что-то удавалось, то мои заслуги признавали со снисхождением : надо же , и у таких  недотеп иногда что-то дельное получается.

В последнее время моя несостоятельность все чаще проявлялась в том, что я не борюсь с ненавистным режимом.  Оглядываю себя, щупаю щуплые мышцы, и понимаю, что правы мои обвинители. Не борюсь. Нечем.  Пробую что-нибудь сказать самому себе, стоя перед зеркалом, и заливаюсь кашлем на третьем «долой».  И с такими-то данными  я  ходил на митинги оппозиции, когда время позволяло.  Но всегда оказывался в противоположном от главных событий, конце площади.  Так что, колотушки и задержания выпадали не мне.
- Уж не ходил бы тогда – говорили мне яростные оппозиционеры – чем светиться среди достойных людей бессмысленным статистом.   И я уходил, шаркая и сутулясь, и не находя, что возразить.   Однажды, в марте две тысячи пятого года, на Дворцовой площади проходил митинг против не помню чего. То ли в защиту Ходорковского, то ли против Путина как явления природы.  Я и не думал митинговать, я мимо проходил.  И случайно оказался рядом с тем местом, где обстановка накалялась.  Омоновец остановил меня, и поднял забрало.
 -Мужик, ты же не дурак, должен понимать.  Всякие сволочи провоцируют, я уж их, знаешь, сколько видел.  Они в этом деле натасканы, поначалу лезут на дубинку, а потом сливаются. А ты из-за них отгребешь по полной.
 Я кивнул, и отошел на пару шагов назад. Меня впервые в жизни назвали мужиком, и я посмотрел на омоновца с уважением.  Да и он на меня смотрел с пониманием.  Но едва я оценил чужое понимание, как меня обжог брезгливый взгляд женщины под пятьдесят с папиросой в не знавших улыбки губах.  Я хотел сказать омоновцу какие-то слова, что мол, представляю, в каком он тут нелегком положении, но поперхнулся, и отвернулся от беспощадного женского взгляда, и поспешил прочь через Певческий мост, чтобы сгинуть в проходном дворе Капеллы.  Но, не доходя ворот, поскользнулся на мостовой, в накатанной колесами колее, и рухнул коленями   в параллельную колею, полную талой воды.  Встал, и невольно обернулся.  Конфликт успели потушить,  ни омоновца, ни   презирающей меня женщины в поле зрения не было. Они не видели, как я жалок в мокрых грязных брюках.  Тем временем, из ворот капеллы вывалилась группа опоздавших к драке ребят с эмблемами НБП.
- Смотрите, как он драпал от ментов ! – захохотал очевидный лидер. И десяток его однопартийцев показали на меня пальцами.  И перекрыли для меня путь бегства во дворы Капеллы.  Пришлось уйти влево по набережной, в сторону Конюшенной площади. Мысленно я снова обзывал себя дураком и ничтожеством. И мне показалось, что кто-то смотрит на меня, и кивает моим мыслям с правого берега. Я остановился. На другом берегу средней силы ветерок то  разворачивал, то опускал японский флаг.   И на какой-то момент солнце на флаге показалось мне зрачком, который то посмотрит на меня, то закроется. Без эмоций смотрел. Так, любопытствовал.  Так же без эмоций, и почти без тепла посмотрело на меня и настоящее солнце, уже готовое зайти за здание Главного Штаба.  Ни одно из солнц не знало, что в моих ботинках хлюпает. Надо было поспешить, пока не похолодало.   Я побрел  в сторону метро. По пути я дважды наступил в лужу, и поймал на себе несколько ледяных  взглядов прохожих.  Ничего удивительного.  Я уже давно не имел мысли разуверить хоть одного человека на земле в своем ничтожестве.  Кроме самого себя. Загвоздка была в том, что себя невозможно обмануть.  Размышления бессмысленны, только поступок мог переменить  мое мнение о себе.   И теперь, мне казалось, что случай для поступка представился.   Место мое у Японского консульства.  Повод  многим покажется ничтожным. Но не мне.  Потому что Бобби Фишер  - кумир моей юности.  У таких неудачников  как я, хорошая память не только на обиды. Не каждую минуту своей жизни я был покрыт позором.  И все хорошее, что случилось в промежутках, легко всплывало в памяти, порой путаясь с уколами и шпильками, а порой, и само по себе.   Я не забыл, как восхищался чудаком, пугавшимся каждого угла.  Человек, которого многие назвали бы трусом и ничтожеством, методом передвижения фигурок по клетчатой доске победил не только умнейших  игроков,  но и советскую спортивно-бюрократическую машину.  Как я мог допустить,  что мой герой уже полгода теряет время  в японской тюрьме!!! За что? – За то, что поехал играть в свою любимую игру в Югославию, куда американцам соваться не велено! Да какие могут быть ограничения для гения!!! Черно-белая  доска – вот его границы.  А шахматы, они там, где он, а не в Америке и не в Югославии.   И плевал настоящий игрок на запреты,  показал  всему миру, что значит быть свободным,  и остался самим собой, несмотря на какие-то там бытовые фобии.  И сейчас он передвигает мысленно фигурки по клеточкам тюремной решетки!!! Как я это прозевал?  Но более не потерплю! Я приду к японскому консульству, сам, один, без никого,  и потребую свободы для Бобби Фишера!

Я стал готовиться. Купил  плотный лист бумаги нулевого формата. Расчертил его на шестьдесят четыре клетки так, чтобы это одновременно напоминало и шахматную доску, и тюремную решетку.  В нижних и верхних клеточках нарисовал фигуры.  Особенно удались слоны: один трубил, задрав хобот, и требовал свободы для  шахматиста, другой расправил в ярости уши. Третий протягивал хобот дружбы стоящему рядом коню, а четвертый обнимал хоботом древесный ствол. Кони были не объезжены  и не оседланы. Один вставал  на дыбы, другой увлеченно щипал траву, третий ерзал спиной по земле, смешно задирая копыта к небу. Четвертый, кажется, только что лягнул кого-то, посягнувшего на лошадиную  свободу. Ладьи были неприступными башнями  с артиллерией и подъемными мостами. Для каждой найдено свое фортификационное решение. Пешки вооружены кто шпагой, кто штыком, кто дубиной. А иные и без оружия казались непобедимыми. На королей с ферзями фантазии не тратил: нахлобучил по короне,  и поставил на место. Оставалось написать в свободном пространстве очевидный лозунг: Свободу Бобби Фишеру. И то же самое по-японски. Пришел в бюро переводов на Восстания-6.  Девушка посмотрела на меня скептически, и не взяла заказа. Ни одно бюро переводов не прельстилось мелкой работой.  Но взглядов отказавших мне девушек  я отхватил с горкой. Да мне не привыкать.  И я пошел в университет, на Восточный факультет.  Через ворота  пройти не успел. Мне навстречу валила разношерстная толпа студентов. Видимо, я удачно попал к окончанию какой-то пары. Не ожидая от себя такой смелости, я  отчетливо, не шамкая и не заикаясь,  спросил, как Никулин в старом фильме:  Кто-нибудь из вас понимает  по-японски?
Откликнулась девушка невысокого роста,  с прямыми черными волосами, и как мне показалось, с азиатским следом в глазах.
- Сейчас  выйдет высокий парень с белым шарфом и в черной шляпе.  Я ему напишу, чтоб не проскочил мимо.
Сказала, и ушла, набирая на ходу сообщение.
Парень вышел через три минуты.  Очевидно, девушка описала меня в сообщении:  парень сам подошел, и приподнял шляпу.   Длинный и поджарый, мне показалось, что он – марафонец.  Я перед ним сутулился, щурился, заикался, и глотал окончания, но он терпеливо выдержал  мои осторожные вступления и нерешительный подход к теме.  Он ожидал от меня марафонского заказа на перевод чего-нибудь многотомного.  Запрос на перевод одной фразы его разочаровал.

- Вы, наверное, из шахматного общества?
- Нет, я сам.
Я порывался объяснить молодому человеку, что хочу  хоть с чем-то выступить сам, не от общества и не от группы товарищей,  что хочу свободы для одного свободного человека,  что не хочу быть похожим на тех, кто требует  отпустить Ходорковского, поскольку эти люди кем-то мобилизованы и призваны… .  Студент меня не слушал.  Он приткнулся к  автобусной остановке, и на обороте какой-то квитанции, подложив под нее книгу,  с поразительной легкостью вывел штук пятнадцать иероглифов.
- Не стоит благодарности. Денег не надо.
Я посмотрел на его запись. Пожалуй, мне этой каллиграфии  не повторить.
- Если я приду к вам с плакатом?  Напишете?
- Завтра после третьей  пары  сюда же приходите. Сделаю. И денег не возьму.

На следующий день, увидев разлинованный плакат со слонами и пешками, он засомневался: писать-то надо сверху вниз.  Мы присели на скамейку на той же автобусной остановке, и пару минут  крутили плакат в руках, пока порыв ветра чуть не погнал его по набережной.  Тогда востоковед положил правую часть  листа  на скамейку, прижав белую  ладью коленом, и минут за пять вывел в  клеточках иероглифы. Все это время я придерживал не имевшую опоры левую половину плаката.     На мой непросвещенный взгляд,  парень  владел  каллиграфией высокого уровня.  Пока он старался, к нему  время от времени подходили  знакомые студенты, смотрели через плечо, кивали, улыбались, и уходили.  Места для русской надписи он оставил немного, и пришлось разместить три слова одно над другим.

С этим я и вышел на Мойку к японскому  консульству.  Ждал милицию и журналистов.  А еще так хотелось, чтобы мимо проходил кто-нибудь из моих многочисленных изничижителей.  С каким смаком  вырвал бы я сейчас папиросу из нецелованных  губ правозащитницы, и поцеловал  ее в свинцовые губы!  А как бы я захлопнул дверь вагона перед носом наглого попутчика!  Вышел бы из класса,  насвистывая песенку «как хорошо быть генералом», и оставил   дверь настежь!  А сидящим нога на ногу девушкам из бюро переводов пихал бы в лицо  мой плакат, ощетинившийся бивнями и штыками!
- Вот он, я, единственный во всем мире, вышел на защиту свободного человека!  За просто так, даже не за спасибо.
Разумеется, я заготовил речь для милиции и журналистов. Про личную свободу, про поездку великого мастера   в Югославию, и прочее,  там уж, смотря как слушать будут.  Но пока только милиционер вышел из будки, посмотрел на мои художества, позвонил куда-то, вернулся  в будку, и вышел с сигаретой.  Закурил, и кивнул мне весьма дружелюбно.   И  подумалось, что давно, черт возьми, надо было сделать свой ход, и начать свою партию. Давно бы избавился от чувства собственного ничтожества, и жил бы по-другому.  И люди бы ко мне теплее  относились,  и перестал бы сутулиться, и шаркать, и заикаться, и опускать глаза !!!  Но где журналисты?   Где прохожие, в конце концов? Я тут полчаса  стою, а прошло от  силы пять – шесть  человек, и ни один не замедлил шага.
 Мои мысли прервал  человек из консульства. Поклонился несколько раз, держа руки по швам, и  несколько раз, сложив ладони у груди. Поднял глаза на плакат,  и,  не щурясь против солнца, пригревавшего мне спину, на хорошем русском, с мягким акцентом,  объяснил, что едва ли мне здесь смогут помочь.  Что подобные  проблемы каждый решает сам, и дипломатические работники – такие же люди, и чудес от них ждать не стоит.
- Простите, что значит сам ?  Я не могу поехать в Японию, и открыть камеру, в которой сидит великий шахматист.
- Ах, вот вы о чем… .
- А о чем же еще?
- Вам известно, что здесь написано?
- Свободу Бобби Фишеру!!! – выкрикнул я в лицо дипломату, но он не смутился.
- Это по-русски.
- А по-японски что-то другое?  - спросил манифестант, и резко скис.
- Мне неудобно вам говорить об этом, к тому же  точный перевод не всегда возможен, но приблизительно то, что  тут написано, означает  « Я никогда не знал женщины».

Я поймал на себе любопытствующий взгляд милиционера, говорившего по телефону явно не на служебные темы.  Сейчас и он узнает о моем позоре.  Я поспешно свернул плакат. Со стороны Зимней Канавки приближались двое с треножником, камерой и микрофоном. Дипломат хотел сказать мне что-то еще, но я уже удирал в сторону Марсова Поля.
Вскоре  стало понятно, что хотел сказать напоследок консульский работник.  Я не мог удержаться, чтобы не включить в этот вечер канал СТО. Вдруг, в новостях расскажут  про мой нелепый протест.  Но сюжет остался не отснятым, и места для него  в вечернем выпуске  не нашлось.   Зато неожиданно пришли новости из Японии. В этот день мой кумир был освобожден.  Судя по всему, за несколько часов до моего выхода на набережную.
 
© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2017
Свидетельство о публикации №217032000085

Обсуждение http://proza.ru/comments.html?2017/03/20/85