Учебники РКИ от издательства Златоуст

Анна Парусникова
    Новый учебник = новые проблемы? Авторы учебников РКИ (русского как иностранного) Златоуста заменитесь!!!! То озеро можно обойти за 15 минут (Байкал слабо?); то с 11 по 23 июля будет 11 дней; то перед тем как идти в кабинет директора, надо постучать (по чему надо стучать остается неясным); то надо из дома идти в 6.45; то перейти реку через мост; то они ждали, ждали, а он не шел (кто он, этот неидущий? Человек, прогресс, врач психбольницы? И как он связан с ожидающими? Может они отдельно ждали, а он сам по себе не шел? Ясно одно, что никак не шлось этому последнему неизвестному); то "вчера я не был на лекции" становится репликой-стимулом (стимулом к чему? К лени? И как на этот стимул должно отреагировать? Угрозой о несдаче экзамена?), то на реплику-стимул "Сережа вчера был у меня" надобно отреагировать глаголами движения (авторы читают то, что они пишут? Или вернее, они это представляют?). И много-много другого, простите, безграмотного языкового хлама; иначе назвать эти косноязычные потуги невозможно. Авторы – носители русского языка, филологи по образованию... вам наверное не стыдно. А вот мне стыдно за мой родной язык, за мою страну, что все эти ошибки остаются незамеченными и множатся с невероятной скоростью. Мне стыдно перед моими учениками, потому что я вынуждена на подобные вещи обращать внимание.

    Я не говорю о самом учебнике, о системе подачи в нем материала. Она строится по принципу: от грамматики к речи; хотя по особенностям усвоения языковых навыков, у человека этот процесс скорее обратный.

    И я не говорю о том, что герои учебников не россияне, и у них соответственно не русские имена. А не лучше ли, чтобы ученик окунался в среду, и учил ФИО, так как для иностранцев наличие отчества непривычно и является немалой трудностью.

    Я не говорю о содержании текстов и диалогов с потерянной актуальностью лет так уже двадцать-тридцать назад. А ведь, уже многое изменилось! Транспорт другой, платежные системы другие, магазины тоже иначе выглядят, иначе называются. Зачем ученику учить то, что ему уже не пригодится?!

    Я не говорю обо всем этом, потому что эти последние моменты - по сути мелочи, которые могут быть к тому же оспорены, являясь лишь моим убеждением. И в целом, учебник неплохой и по нему удобно заниматься. Однако уж очень много «но», и с каждым днем этих «но» для меня становится все больше.

    Отдельное место в этих учебниках занимают рисунки. Вообще, к иллюстрациям я не придираюсь в учебной литературе, потому что это как правило дополнение к основному материалу. Но опять это вечное «но». Не стоит забывать, что для иностранца учебник русского языка как азбука для ребенка. Он учит язык, опираясь в том числе и на рисунки. Недавно на одном из вебинаров я увидела рисунки нового учебника от Златоуста, и я уже не смогла не обратить внимания на его художественное оформление. Художники ли иллюстрируют? Кто-то выразил предположение, очень смелое, что эти рисунки пробуждают интерес к обучению; другой сказал, что эти рисунки раскрашиваются студентами, а автор учебника пояснила, что скорее они не раскрашивают, а просто подчеркивают разноцветными маркерами; а суть же комментария автора на мое возмущение качеством иллюстраций свелась к тому, что все художники рисуют слишком сложно, в их рисунках много ненужных деталей, а учебники РКИ нуждаются скорее в схемах, чем в рисунках. А может просто кто-то решил не делиться, или сей художник был пьян? Все это смешно, но и одновременно очень грустно. Озеро выглядит как пруд, шестипалые люди, тела без намека на анатомию, прическа дамы выглядит как зонт, и так далее.

    Каждый может ошибаться. Но все же стоит ошибки исправить. А они вместо этого множатся и множатся... Но негоже идти из дома в 6.45, потом перейти реку через мост, и далее, перед тем как идти в кабинет директора, постучать. Так как точно не указано, где нужно начинать стучать, подозреваю, что можно было начинать это делать уже от моста где-то в районе 6.46, идя от дома, и дойдя до директора вместо приветствия сказать: я из дома иду в 6.45; иду, стучу; так что без претензий, я вежлив как всегда.

    Кто-то скажет, что я придираюсь, и что все эти обороты допустимы. Может... Но русский язык очень тонкий и многогранный и не стоит его упрощать. Давайте будем стучать в кабинет директора перед тем как туда ВХОДИТЬ, а не ИДТИ; давайте будем реку переходить ПО мосту, а не ЧЕРЕЗ оный; давайте будем из дома ВЫХОДИТЬ в 6.45, а не ИДТИ; давайте будем чувствовать всю полноту и многообразие нашего богатейшего языка и постараемся не растерять это его богатство.

    Замечать подобные ошибки, значит учиться мыслить. Давайте не переставать учиться, господа!