К юбилею Зеленодольска

Татьяна Васина 3
Почему Кабачищи?
Итак, Зеленодольску справили юбилей. Нынешний город расположился на месте прежних поселений - Зеленого Дола (Гари) и Кабачищ. И если с названием Зеленый Дол все вроде бы понятно, то с названием деревни Кабачищи все иначе.

Большинство зеленодольцев до сих пор уверены в том, что название это произошло от заурядного кабака, который, якобы, стоял на берегу Волги, завсегдатаями которого были как будто бы бурлаки. А ведь еще 10 лет назад в 7 номере журнала «Казань» вышла статья Н.Е.Коклюгина «Истоки Зеленодольской земли», в которой опровергнута эта версия.

Название «Кабачищи» деревня получила от «Кабачищенской поляны», где она первоначально и располагалась. Только кабака там не было. Да и кому он там мог понадобиться? Ведь основные тракты и дороги проходили в то время в стороне от современного Зеленодольска, и места эти были настоящей глушью, которые долгое время были в составе угодий волостного села Большие Параты. Оттуда и были выделены лесные угодья под названием «Зеленый Дол» в 1802 г.

Н.Е.Коклюгин предположил, что Кабачищенская поляна могла принадлежать вязовским кабатчикам (что в Нижних Вязовых были кабаки – факт доказанный), и использовалась ими под сенокос.

Вот историческая справка о деревне Кабачищи 1890г. Сведения взяты мною из «Дела Ильинского волостного правления о подаче сведений о числе жителей, школ, фабрик и заводов и т.д.», которое правление вело в период с 27 января 1890 г. по ноябрь этого же года (фонд 415, опись 1, дело 146).

В деревне Кабачищи в 1890г. проживало 104 человека. Имелись винная лавка крестьянина Игнатия Иванова с доходом 20 руб., мелочная лавка крестьянина Николая Тимофеева с доходом 10 руб., рыбная лавка Кабачищенского общества с доходом 140 р. (везде имеется в виду годовой доход). В деревне было 3 пчеловода с общим доходом 100 р., 2 плотника с годовым общим доходом 60 р.

Близ деревни Кабачищ имелись паровой лесопильный завод астраханского мещанина Василия Иванова Губина, паровой лесопильный завод Козьмодемьянского купца Александра Иванова Шинюкина, мелочная лавка казанского мещанина Павла Панфилова. Эти заведения находились на казенной земле 1-го Казанского лесничества.

В деревне было 27 голов крупного рогатого скота, 35 лошадей, 70 овец, 10 свиней.

Как видим, и народу не густо было в Кабачищах, и доход жидковат. Не до кабака было...

Так откуда взялось название деревни – Кабачащи? Надо сказать, что для Казанской губернии и для Казанского уезда название это не было уникальным. Рядом с селом Вознесенским, что сейчас является частью Казани, так же была деревня Кабачище. В указателе именном и географическом к книге "Акты исторические и юридические и древние царские грамоты казанской и других соседственных губерний, собранные Степаном Мельниковым" упоминаются Алмендеровское и Ишеевское кабачища. В этом же указателе фигурирует так же Ишеевская пустошь. В словаре Ожегова и Шведовой «пустошь» это невозделанный участок земли, заросший травами, мелким кустарником. Если исходить из того, что Ишеевская пустошь и Ишеевское кабачище, возможно, одно и тоже, то можно предположить, что у слова кабачище имеется и другое значение, кроме большого кабака.

Заглянем в словарь Даля. Там находим, кроме нашего «кабака», слово каба. Оно означает «ж. новг.-тих., небольшой, вбитый в землю кол. Вбей кабу. Причаль лодку за кобу! Каба, кава, коба, кобель, заключая в себе понятие об укрепе, слово древнее коренное (которого нет в общих словарях), в связи со словами: кобь ворожба, а стало быть и с кабалою; скобка (где с предлог), скрепа, соединенье; ковать ковы; кобенить, гнуть, ломать силою; кобеняк, обнимающий голову; кобень, упрямец; копыл, рожон и пр.».

Исходя из словаря Даля вполне возможно, что слово кабак изначально означало прикрепление к земле, ведь ставились питейные заведения не на пустом месте, а на землях бояр, князей, дворян.

Возьмем другой словарь. Этимологический словарь Фасмера вообще выводит нас на полное слово кабак, которое в балкарском и карачаевском языках означают село, поселение. Если исходить из того, что балкарцы тюркоязычны и имеют общие исторические корни с современными тюркоязычными народами Поволжья чувашами и татарами, то вполне можно допустить, что кабак имел когда-то совсем другое значение, чем в XX- XXI вв. и кабачище могло иметь так же иное, утраченное теперь значение.

Теперь обратимся к историческому источнику, Адаму Олеарию. У Олеария, путешествовавшего в 30-е гг. XVII в. по Волге, находим не один кабак, а множество. Встречаются они ему в основном, на Волге, на участке от Нижнего Новгорода до Симбирска. При описании путешествия от Новгорода до Москвы Олеарий не упоминает ни одного кабака. Рассказывает Олеарий не только о 2 кабаках, располагавшихся неподалеку от Вязовых, но и о многих других. Называет он и Теньковский кабак, что располагался ниже Казани. В этом месте корабль причалил, и Олеарий, сойдя на берег, нашел здесь много вишневых садов. О вишневых садах он написал, а про питейное заведение не обмолвился не единым словом! Хотя все, что было достойно внимания читателя, Олеарий описывает подробнейше!

Например, он пишет о ямах, т.е. о местах, где содержались для проезжающих лошади на смену. И встретив питейное заведение, Олеарий, знавший русский язык, интересующийся бытом и нравами местного населения, непременно бы его посетил и описал увиденное. Но Олеарий посещает вишневые сады. И пишет об этом в своей книге, не говоря больше ни слова ни про какой кабак.

Так какие кабаки встречал на Волге Олеарий? Думаю, что так тогда называли мостки, причалы, пристани, или рыбацкие станы, ведь по Далю каба – прикрепление к чему либо, и кабак вполне этимологически может иметь такой корень. А если учесть, еще и Фасмера, то получается, что кабаки, которые видел Олеарий, вовсе не были питейными заведениями. Кабачище или Кабачищи вполне могло означать рыбацкое становище с мостками или иным причалом, или так могли называть временное жилье.
Опубликовано на портале Зеленодольск.ru 18.12.2007 г.