Ступеньки жизни

Валентина Котенёва
                Ступенька пятая: ЗЫРЯНОВСК

    Мама у меня гордая. На алименты  два года не подавала. Так и жила со свидетельством о браке, но без отца. А он и в ус не дул. Стал жить с другой женщиной, ещё мамы на девять лет моложе. Она ему за пять лет родила пятерых девчонок. Он нас разыскивал, на коленях перед мамой стоял, прощения просил, хотел вернуться, но мама не пустила. Так он нам все окна  от злости камнями повыбивал.
   В очередной раз камень завёрнутый в бумажку бросил, окно вдребезги. Мама его с полу поднимает с бумажкой, а в ней  два  слова отчима: «Настя, прости!»  Не простила. А я рядом с камнем я увидела мышку и сорвалась с койки. Мама как закричит: «Это не мышь! Это тарантул!» Чёрно-бархатный, с оранжево-желтой отметинкой на спинке. Это я подскочив поближе увидела. Да и правда, тарантул был..Хвоста-то у него не было!
   Выпускной из садика. Скоро в школу!!! Радость от утренника: вручили портфели коричневые, блестящие!!! А в нём запах таких вкусных пирожков с повидлом. Всем в пакеты завернули – подарок от детского сада. И цветные карандаши- шесть штук! Неприкосновенный запас для школы. А как порисовать хотелось!!!
   Все в школу, а с братишкой. Мама на работу. Садика нет. Все во второй класс, а я только в первый.  Все в третий и в пионеры..А я ещё октябрёнок…Обида на братишку, на этого пончика!!! Из - за щёк ушей не видно!
   Снегу намело до подоконника. С соседом Борькой решили прыгать с сарая  с зонтиком…это будет парашют. Зонтик приказал долго жить, но он не мой… Наизнанку, шиворот- навыворот…и в сугроб. А сломала его я. Драка!... От страха, что ещё и от мамы за этот зонтик влетит, убегаю из дома. Спряталась на чердаке клуба и смотрю как меня мама ходит и ищет. Стемнело. Страшно…Слезла с чердака и притопала домой. Мама ремень в руки…я от неё вокруг стола. «Мамочка, больше не буду…. Мамочка, больше не буду…!»  Но боли сейчас никакой не помню...  Успокоилась. Легла на пол.  Мама зайдёт на кухню увидит, что я на полу и подумает, что я умерла …и заплачет и пожалеет…
   В школе туалет на улице. А в нём дырки в мальчуковый  и они подглядывают. Мы заходим и одна девочка закрывает её ладошкой  пока мы справляем свои дела… Однажды и мы решаем подсмотреть за мальчиками.. Втроём заходим и подглядываем: а там….взрослый дяденька! Увиденное страшно, некрасиво и…почему-то, противно.
   Третий класс. Ура! Я пионерка! Бегу домой, а кончики галстука, как мои косы по плечам… Радостииии..!   Мне кажется, что все на меня смотрят!
   Награда – поход на экскурсию в шахту. Немножко жутковато. Дяденька-шахтёр весь чумазый  показывает нам «фокус»: достаёт из бело-розового пакетика с длинным непонятным названием «презерватив»  надевает его на кран и  в шарик  набирается 2-3 ведра воды и он не лопается. Правда, для чего это он нам продемонстрировал. До сих по загадка..
   На следующий день на этой самой шахте взрыв. И мы с мамой пошли на похороны соседа. Он был закрыт крышкой. Взрослые говорили, что тела по частям собрали и не у всех   
   В мае на  две недели мама пустила  квартирантов. Прихожу из школы  домой с подружкой, а нас не пускают. Замка в двери не было: папа-Серёжа выломал, а ещё танкист, он и в стёкла камни кидал, мы поэтому дверь  изнутри брёвнышком подпирали. Решили в окошко постучать.  Подошли, сбоку занавеска не совсем  задёрнута…А на постели наши квартиранты голенькие оба и дружка на дружке…Сердечко от страха заколотилось и мы с Танькой  бежать к ней домой…
   Вечером я всё маме рассказала и ещё показала ей баночку стеклянную с водичкой, а в ней два белых шарика плавают, какие нам на шахте водой  наливали.. Спросила, почему их в воде держат эти дядя с тётей. Но ответа вразумительного не получила. Это я сейчас понимаю, что в баночке хранился для многоразового пользования дефицитный товар…
   Летом зарабатываю деньги! Набираю холодной воды в бидончик, иду с ним  на базар  и продаю по пять копеек стакан. Или за стакан черёмухи, или за пару яблок.
   В подвале появились четыре котёнка. Недели две я за ними наблюдаю. Потом мама-кошка попадает  под машину…Котят забираю домой.. Мама  бранится -нас кормить нечем, а тут 4 рыжих бестии. Да, ещё и злые, дикие. Фыркают, царапаются. Трёхнедельных отнесла на базар, мама пригрозила, что их выкинет. Двоих отдала, а двоих продала по 15 копеек.
   После очередных выбитых окон мы с мамой и братишкой уезжаем в Волгоград.

                "-"