Ступеньки жизни

Валентина Котенёва
                Ступенька шестая: станция ЗАЩИТА

   Живём  на станции Защита, в железнодорожном бараке. А город - Усть-Каменогорск. На работу мама устроилась на стройку, больше никуда беременную не  брали. Проработала два месяца и с работы в роддом. И всего месяц тогда давали отпуск по беременности.
   С едой напряжёнка была. Мама ночь вяжет что-нибудь, а утром мы втроём идём на базар. Продадим и в столовую…там хлеб всегда был бесплатный.  Чаю купим сладкого и поедим. Это по воскресным дням. А когда не продавалось ничего, было очень горько видеть, как мама плакала. Не выдерживала и я, успокаивала и сама в три ручья…
   Приходим в столовую. Мама даёт мне связанную под вазу или самовар салфетку и велит подойти к кассирше, чтобы она купила бы её. Кассирша отказывается. Я стою и упрашиваю: «Тётенька, ну купите, пожалуйста, у нас нет денег, я кушать очень хочу». Мама за столом, кормит Валерку грудью. Кассирша молча смотрит то на неё, то на меня. Потом  берёт салфетку и выписывает бумажку на два супа.
   На столе вазочки наполненные какой-то мазью. Мама её на хлеб намазала,  посолила и ест. «А мне можно?». «А это бесплатно, ешь» - разрешила. Я как намазала!  Как хватанула полный рот, у меня всё внутри обожглось, в горле запершило, я ничего сказать не могу, слёзы катятся. Первая встреча  с горчицей. Вторично я её намазала на хлеб, прожив лет пять замужем.
   В доме холодно. Буржуйка-печка. Мама на работе. Положила дров в печку. Подвинула два деревянных со спинками стула. На них матрац и одеялко. И с Валериком  под него. Теплее стало.
   Проснулась от шума, крика… Дым… Всё на улицу выбрасывают.. Нас с братишкой в другую комнату к соседям. Всё залито водой. Загорелся матрац и стулья. Не знаю, как мы живы остались. И снова боли никакой не помню, хотя и были ожоги и у братишки и у меня…
   Тяжело было маме с нами. Это я сейчас понимаю,- сама мама. А тогда…
   Соседка входит и просит пару ложек масла растительного. Мамин ответ отрицательный… Закатываю истерику. «Есть у нас масло, ты врёшь,- жадина!» Мама говорит и показывает:  масло всего  пол-стакана. Самим есть нечего. У Валерки воспаление - с мамой в больницу.
   В углу мешок семечек. Мама их жарила и продавала по 10 копеек стакан. Все соседи приходили и покупали, только говорили, что деньги маме потом отдадут, а потом забывали, наверное. Вот семечек-то и не стало…
   А отчим и здесь нас нашёл. Мама со мной и двухмесячным Валерочкой сбежала от него снова.
                "-"