Детство моё босоногое 5 Мы строим дом

Петр Юрьев 2
В 1954 году облоно Северо-Казахстанской области просит гороно г. Петропавловска рекомендовать хорошего специалиста по учебной работе для оказания помощи сельской, опорной школе. Предложили кандидатуру отца.   Его направляют старшим завучем в Николаевскую сельскую школу Пресновского района  с двумя языками обучения: русским и казахским. Перед отцом поставлена задача, в течение двух лет наладить работу в школе. Школа опорная, а работает плохо - текучесть кадров и жалобы со стороны родителей на плохую работу педколлектива. Отец принимает предложение и семья переехала в село. Он, с присущей ему энергией, втянулся в работу, и сумел мобилизовать педколлектив. Совместно они перестроили работу в школе, а, главное, наладили учебный процесс. По итогам двух лет школа стала одной из лучших в районе, а отца наградили почетным званием "Отличник народного просвещения Казахской ССР".

После двух годичной командировки вернулись в город. У нас своя маленькая хатка, старой глиняной постройки, на окраине города. Мама работала фотографом и на заработанные деньги мы её купили. Жилищные условия плохие - в одной комнатке пять человек и выход через маленькие сени сразу на улицу. Дети постоянно болеют.

Завгороно хорошо знала отца - они вместе начинали работать учителями в одной школе, а потом она сделала карьеру по руководящей линии. Она знала о жилищных условиях нашей семьи. Вызывает отца.
- Иван Степанович, на гороно выделены деньги на строительство дома для меня. Мне одной дом не нужен. Я получу квартиру в первом-же многоквартирном доме. А вам дом нужен, я знаю ваши проблемы. Берите деньги и начинайте строить. Денег, правда, будет недостаточно и что-то придется самим добавлять, но строите ведь для себя. Поэтому, начинай Иван Степанович.

Родители были воодушевлены перспективой большого, и главное своего, дома, и работа закипела. Получили участок, наняли бригаду строителей, и они вывели стены из шлакобетона. Покрыли крышу, поставили всю столярку, застеклили окна, подшили потолки, настелили пол и установили забор. Вот и нарисовался наш дом. Всё делалось быстро: начали весной, а к концу лета дом уже стоял и требовалось внутренняя и внешняя отделка. Деньги закончились после внутренней отделки, а внешнюю - делали за свой счет: продали хатку и этими деньгами достраивали. Доставалось отцу с этим домом. Звонок из гороно.
- Иван Степанович, на железнодорожный вокзал пришел цемент, надо срочно забрать.
И отец сам выгружает цемент. И так весь строительный материал прошел через отцовы руки. Доставка материалов за наш счет, денег, выделенных на строительство, и в правду было в обрез. Внешнюю штукатурку дома делали сами - нанять строителей уже не хватило денег.

И здесь нужно сказать о маме, она от природы мастеровой человек - за что не возьмется, всё у неё получается. Выросла в простой семье. Дедушка печник, один из лучших в городе. С бабушкой они работали вместе и дети всегда помогали в работе и дома. Семья большая и дружная: четырнадцать детей, правда выжило семеро. Так что у мамы была хорошая подготовка. Она отличалась природным умом: посмотрит раз другой, как делается та или иная вещь; и давай делать сама. Так выучилась многим профессиям. Достаточно перечислить некоторые: портниха, фотограф; сапожник, этому научилась у старшего брата, вначале ему помогала, потом шила сама. Брат говорил.
- Вера, твои сапоги ни чем не хуже моих.
Замечательный огородник - в её огороде всегда были овощи. Она могла заработать деньги: как портниха шила платья и пальто на заказ, шила теплые тапочки на продажу и заказ. Помогала отцу кормить большую семью. В доме чисто, уютно и всегда сытный обед. За это отец был благодарен и всегда говорил.
- У меня Вера очень хорошая.
Нечего добавить - коротко и ясно. У мамы подруга - заведующая столовой и у неё вечно проблемы с составлением финансового отчета. Она жаловалась маме.
- Вера, ну не могу составлять я этот отчет, постоянно ошибки и переделываю по несколько раз, пока сдам в бухгалтерию завода.
Мама взяла у неё материалы для отчета, разобралась, и составила отчет, который приняли в бухгалтерии сразу и без замечаний. Теперь она помогает подруге каждый месяц. На строительстве дома освоила строительные профессии. Ей бы образование - и получился не только хороший специалист, но и отличный руководитель. Умела ладить с людьми, всегда внимательна и заботлива. Она бы добилась в жизни много. Во время войны работала в прокуратуре помощником следователя, хорошо себя проявила, и её направили на учебу в юридический техникум. К сожалению отказалась, а подсказать и настоять было не кому. Затем работала на военном заводе. С начала работницей, сдала техминимум и назначили мастером на смене, а затем  мастером в цеху. Тоже на хорошем счету. После войны вышла замуж, занялась семьей, и на производстве больше не работала.

Штукатурила дом мама сама. Мы с братом: мне одиннадцать, брату девять помогали ей. В нашу задачу входило на тележке привезти воды из колонки, которая  была в трехстах метрах от дома и месить замес. Мама в корыто положит песок, цемент, нальёт воды, всё в нужных пропорциях; а мы перемешиваем, чтобы был жидкий раствор. Накладываем полведра и несем маме. Когда отец возвращался из школы, он помогал нам. Так к началу осени   мы поштукатурили дом и залили отмостку вокруг дома.

Осенью въехали в новый дом. Достался нам трудно, но всё время испытывали чувство радости - наконец-то, свой дом и, у каждого есть комната. Три года прожили как в раю. Постепенно обустраивались, покупали мебель. Мама во дворе завела огород. Всё лето со своими овощами. Картошку садили за городом на выделенном участке, на зиму готовили соленья. Жизнь налаживалась. Я закончил семь классов.
 
Но радость омрачалась болезнью отца. С фронта пришел с туберкулезом шейных желез. Болел, все время на шее сукровица и гнойные нарывы, которые время от времени вскрывались. Врачи посоветовали на время уехать в Южный Казахстан, там жарко и это поможет залечить туберкулез. Два послевоенных года отец с матерью пробыли на юге и туберкулёз отец залечил. Но строительство дома, хоть и важное  дело для семьи, а здоровью отца навредило. Начались проблемы с легкими. В легких собирался гной. Врачи опять отца направляют в Южный Казахстан в санаторий на лечение и обследование в клинической больнице г. Алма-Ата. Профессор, консультировавший отца, сказал.
- Вам нужно переехать на жительство в Крым, это поможет восстановить легкие.  Оперировать бесполезно: одно легкое нужно удалять, да и второе тоже поражено, поэтому только Крым.
На следующий год врачи направляют отца на лечение в легочный санаторий в Ялту.  Отец, хоть и чувствовал себя не важно, но Крым на него подействовал благотворно и взбодрил. Он с юношеских лет мечтал о Крыме, и был уверен, что жить будет только в Крыму. Лечение в санатории явно пошло на пользу. За месяц поправился, посвежел и воспрял духом. Врач, лечивший отца, тоже, настоятельно, посоветовал переехать в Крым, причем не обязательно жить в южной зоне, крымский климат целебен и в степном районе. Поэтому в Крым, и не важно куда, и это обязательно поможет восстановить легкие. Отец сходил на приём в облоно Крыма по поводу работы. Завоблоно, ознакомившись с документами и характеристикой, уверил отца, что работа для него будет. Лучше всего вам устроиться в Красногвардейском районе. Это богатый район и материально будет значительно проще. Написал направление на работу в Красногвардейское районо. Заведующий был родом из Северного Казахстана - наш земляк, и отнесся к проблемам отца с сочувствием, а тем более отличный и заслуженный работник, такие всегда нужны.
 
Отец вернулся домой  и сказал матери, что надо переезжать в Крым - это рекомендация врачей, только так можно сохранить ему жизнь. Переживали родители оба. Построили дом, вложили свои деньги и труд, жить бы и жить,   а тут всё бросать. Жалко было до слез. Много слез пролила мать. Отец её успокаивал, что жить будем в сельской местности и дом нам дадут, что-то из мебели возьмем с собой, что-то продадим. Во-общем не пропадём. Успокоил мать. И пошел в гороно с заявлением на увольнение. Его приняла завгороно, выслушала.
- Жаль, что уезжаете Иван Степанович. Вы хороший специалист, я планировала вас назначить директором гимназии, да и дом вы построили. Я понимаю, здоровье дороже. Имейте ввиду, если вернетесь назад, то гарантировано получите трехкомнатную квартиру в городе. Я подготовлю гарантийную справку совместно с горисполкомом, и это будет для вас компенсация за дом. Иван Степанович это всё, что могу сделать для вас. Удачи и здоровья вам!

Была середина августа, и мы с отцом собрались ехать. Мама напекла нам в дорогу песочного печенья в восьми литровый бидон; вторая поклажа детская ванна, в которую сложили одежду, книги отцовы и постельные принадлежности. Мама обшила ванну материей. И мы готовы отправиться. Мама с братьями пока оставалась и готовила для передачи дом, распродажу лишнего имущества и отправку контейнера. Она собиралась выехать в середине сентября. Дом у нас новый и нашлись проходимцы, которые захотели им завладеть. Маме пришлось от них отбиваться.

Пришел к нам здоровый, мордатый мужик, представился начальником ЖЭО и стал у матери требовать документы на дом. Мать возмутилась, документы не отдала, прогнала его и пошла на приём к завгороно.
- Александра Васильевна, у нас хочет забрать дом начальник ЖЭО. Это несправедливо, я дом передам только учителям, и никому больше. Помогите мне.
- Спасибо вам! Мы обязательно вселим туда учителей. Я распоряжусь и завтра к вам придут новые жильцы. Желаю  удачи! И помните, если что-то не будет получаться, климат не подойдет, возвращайтесь, вам будет выделена трехкомнатная квартира.
Мать поблагодарила, и зареванная ответила.
- Спасибо Александра Васильевна. Наверное мы уезжаем навсегда. Здоровье мужа плохое, и только в Крыму есть надежда поправиться.
В наш дом вселились учительница английского языка с дочерью и техничка.

Мама отправила контейнер с имуществом, а сама с меньшими сыновьями выехала в сентябре, но по дороге заехала к старшей сестре в Подмосковье. Встречали мы их в Крыму в конце сентября.

апрель 2017 г.