Ступеньки жизни

Валентина Котенёва
                Ступенька первая: Горький

    Мне кажется, что пока я росла - у меня мозгов вообще не было… Почему я так решила?
    Вот по порядку неоспоримые факты - ступеньки моей жизни...
Во-первых, на свет я появилась, похоже, в полном одиночестве: ну не было в Союзе секса. Разносчиком родившихся был аист. Правда, вначале мне мама говорила, что меня в капусте нашли…
  -Представляешь, говорит, пошли в огород, а я там  под капустным листочком целых кило семьсот, да ещё и семь месяцев пролежавшая -лежу и жду, кто меня заберёт… Чудеса! Пришлось маме сжалиться принести и кормить меня от  бессознательного до сознательного  возраста.
   Как и во всех семьях моих одногодков воспитывать было некому и некогда. Папы не было. Но я его часто видела во сне: как он заглядывает в окно нашего деревянного двухэтажного «особняка»  в военной форме и с автоматом за плечом. Особняк в Горьком хилый, ступени скрипят. Недалеко от красильни Пешковых. Мама днями на работе. Я под присмотром бабушки с висящей над сундуком плёткой из нарезанной старой кожаной куртки. Хороша плёточка! Не рвётся, не гнётся и  почему-то не прячется. Куда я её только  не  засовывала. К очередной порке она висела на месте!
   На столе стоит литровая баночка с молочком, а сверху сливки! Мама строго-настрого запрещает   их слизывать,- это бабушке. Она старенькая и больная. Я  ложку столовую окуну в них и облизываю, когда бабушки нет. 
Садимся ужинать и на третье блюдо  - чай с молоком и  с наколотыми щипчиками мелкими кусочками сахара… А сливок - то и нет! Я бегом за печку…
Бабушка молча встаёт, молча подходит к сундуку. Снимает  «трёххвостку». Вытаскивает меня  из –за печки ..и моя голова между её колен. Действия  её в свои 4 года отчётливо помню,  а вот было ли мне больно - не припоминается.  Скорее было  непонимание - зачем старенькой бабушке сливки? И  обидно. Я –то  думала, что  они не замечают, что сливок меньше.
   Вообще, бабуля моя- уникум. Кофта в горошек, юбка полами пыль собирает. Спрашиваю, почему такая длинная. Удобно, говорит, ветер не задует на голову. Ей её мама, значит, моя прабабушка строго- настрого запрещала трусики  носить- всё должно проветриваться.  Когда по городу идёшь, туалетов нету- отошёл  на обочинку, посикал… струйку-то из под подола никто и  не видит. Вот моя бабуля и ходила без них и мне наказывала, когда мама не слышала. Мама говорит, что я в бабулю пошла, наполовину...Не люблю бюстики носить.   
   Мне пять лет…Мимо дома ходят трамваи и ездят лошади с повозками, а в них  жмых от   подсолнечника с маслозавода. Цепляемся  сзади за телегу  с мальчишками  и девчонками. А возница нас отгоняет плетью. Но если успеваем отломить кусок этого жмыха радости на весь вечер.  Однажды, не успев увернутся от плётки,  я оказалась на мостовой с переломанной левой рукой. И снова боли не помню. Только страх, а вот когда в больнице  сказали,  что сейчас скальпелем будут резать,  тут- то я и заревела, а оказалось, резать будут не меня, а рукав платья, так как не смогли снять через голову.
   Летом здорово! У дома много зелени, а в ней  какие-то зелёные  растения  с зелёной головкой, названия не помню. Мама предупреждала -  не есть грязное и в пыли. Пугала глистами.  Да они и так, наверное, присутствовали. Кошки и собаки - были все мои друзья.
   На всякий случай мама мне периодически приносила стакан  тыквенных семечек и заставляла их скушать. Чистить казалось  очень долго,  и половина съедалась с кожурой. Эффект был ошеломляющий и страшный для меня. У всех нормальных детей эти длинные аскаридины  уползали под какой-нибудь кустик. А у меня решили выйти противоположным  путём. Причём все сразу, клубком. Я задыхаясь, стою на кровати, вокруг меня бегают и мама и бабушка… Мама с тазиком, бабушка стучит по спинке… А у меня слёзы градом. Ужас… Но не надолго. Всё забывается  и снова у меня под одеялом очередной бродячий  котёнок  или щенок.
   У соседки новая кукла!!! Я, конечно, такую же хочу…. Идём на базар мимо универмага, а в окне Машкина кукла! Её же Машка за руку водит- ножки сами переставляются! Глаза моргают и  громко «Мама»  говорит. А мамин ответ - денег нет.  Реву - истерика. Бухнулась  на тротуар в новом розовом платье. Сижу в пыли, уткнулась в подол, плачу и  ни с места. Куклу выплакала. Мне интересно было. Как это у неё глаза закрываются, когда я её  укачиваю… Оказалось, что там просто проволочка и они внутри крутятся, но собрать её  я уже не смогла.
   Бабушкиной плётке  снова было много работы. Но я уже была «натренирована»-  животик с попкой вперёд и половина  плёточных ходов по  платью…
   С базаром горьковским мне вообще не везло... Мама ходит по нему, а мне наказ, чтоб не потерялась и не устала – стоять  у этого столба. И никуда от него! Стою. У столба внизу паслён. Разгребаю кустики, а на травке проволока мешает, я её  беру откинуть… и всё  и не могу руку отодрать от неё…. Ток! Крику! Народу, а я только ноги вижу. Много ног. Медлят меня оторвать от неё. Потом какой-то матросик меня спасает.
   Он к нам домой потом приходил…. Смеялся надо мной….трусихой обзывал! К нам, а может и к маме. Она у меня красавица, спортсменка, водолазка- лётчица,  а я, похоже,в папу, скелет -  кожа да кости.
   Мама рассказывает, помнит, когда первый раз в скафандр спасателя-водолаза оделась..Рассказывает как стала искать на дне Волги утопленника… Всё вроде тихо на дне и спокойно. Потом повернулась, а он у топляка за корягу зацепился  и сидит с открытыми от ужаса глазами. Тут мою мамку саму еле вытащили.Потому, как она от страха  забыла чему её в ОСОАВИАХИМе  учили -(был раньше такой предшественник ДОСААФ)  и  закричала,  и  перекрыла себе доступ кислорода. Спасибо про верёвку вспомнила, стала её дергать. Короче, маму спасли, потом и утопленника вытянули. Нашла же она его!
   Днём утопленников искала, а по ночам  вылеты. Пакетик черники и плитка шоколада.  Чтобы  в темноте хорошо видеть противника  и куда самолёт посадить.  Потом были и дневные полёты.
   Раньше девочки чулки носили  с завязками над коленкой или резинками..дело перед войной…у кого что было. Видимо, завязка на одной ноге  во время полёта развязалась…чулок с ноги сполз  и болтается… Косы по фюзеляжу…чулок снизу. Летит …поёт: «Нас утро встречает прохладой!!!» Но у посадочной полосы скорая…Внизу решили, что у неё что-то с ногой и вызвали «спасалку»… Смеху было и слёз. Выговор, да ещё и карикатура в клубной газете… Пришлось снова с инструктором ей какое-то время летать. И снова сдавать экзамен с сидящем сзади «надзирателем». Нужно ей было выполнить очередную фигуру - «бочку». Она  юзом вниз и вошла в штопор… никак не может выйти. Потом каким-то чудом вывернулась. Посадила самолёт. Инструктор весь мокрый был, даже завтрак наружу весь вышел. А она рада- радёхонька!  Нверное, это был тренировочный самолёт, я не уточняла у неё, да и вряд ли она бы мне разрешила об этом написать. Да ещё 2 самолёта почти в хлам- взлёт посадка на одной полосе получилась- вошла в историю, в учебниках, тогда ещё Рыжова Настёна  была..
Войну отлетала. Спали в палатках.
   Однажды ночью встала в туалет.  Отошла от палатки в лес. Возвращаясь, услышала шум. Бегом в палатку, а там  всех лётчиц и лётчиков бандеровцы перерезали - десять человек… 
   Уже  после войны шла на посадку, а друг на взлёт. Обоим дали одну и ту же полосу по ошибке. Оба успели катапультироваться, а  два самолёта вдребезги. Так она и вошла в историю полётов. Этот случай был помещён в учебники, а от полётов были отстранены и уволены все причастные…
   9 мая- долгожданный День Победы отметили горьковчане  ударным трудом! Навели порядок и дома и на улицах. Мама говорит, что даже тротуары  тряпками мыли…
   Поступила на работу  на склад  автозавода. Директор был приставучий. Сказал, что если она с ним не будет- он её проучит. И проучил: устроил ограбление склада. И пришлось моей горемыке - мамочке завербоваться и из Горького уехать в Казахстан по вербовке. Есть там такой городок- Мунайлы

"-"