все увядоша, яко трава
«…все увядоша, яко трава…»
Ночью с гор скатились воздушные волны – предвестники урагана. Утром свистало и гремело вовсю. За окном – белесая кисея дождя. На темном фоне Могаби видно, как ветер колеблет складки дождевой завесы. Ближе к полудню открылась яйла в выбеленном саване. Воздух наполнен слюдяным блеском – это снежок.
Из Чеховского музея звонят: умерла бывшая сотрудница Валентина Петровна Юманова, женщина далеко не старая, но со странностями. Перед смертью слышала голос, который завел ее на крышу и велел броситься вниз…
Грустно. Я как раз сегодня читал Требник из личной библиотеки Антона Павловича. Чехов ногтем и карандашом отметил некоторые места. Зачем? Сие тайна великая. Ногтем отчеркнуто образное выражение для обозначения рая: «Во стране живущих, в селениях праведных упокой»… Подчеркнул и печальное размышление о бренности сущего: «где юность; где суть очеса, зрак плотский: все увядоша, яко трава…». В «Самогласах» Иоанна Монаха сказано также: «все персть, все пепел, все сень…». В похоронном обряде много мотивов, близких к Екклезиасту, столь чтимому Чеховым. «Суета сует, и всяческая суета», - говорил библейский пессимист на троне. «Все суета человеческая», - вторит Требник. Книга навевала Чехову печальные размышления об умершем в 1889 году брате Николае. После похорон Антон Павлович уехал в Ялту, чтобы забыться.
Михаил Павлович Чехов свидетельствовал, что при написании пьесы «Татьяна Репина» Антон Павлович достал с полки «Служебник» и выписал оттуда обряд венчания. Чеховский текст представлял своего рода заключительный акт к одноименно пьесе Алексея Сергеевича Суворина. Там воспроизводится трагическая гибель харьковской актрисы Евлалии Кадминой, которая после измены любовника покончила с собой (отравилась) прямо на сцене театра. Чехов помогал в постановке пьесы на московской сцене.
Я просмотрел Требник. Он выпущен в 1889 году, Чехов мог его приобрести специально для работы над пьесой. В «Татьяне Репиной», не предназначенной для постановки, но важной для драматурга с точки зрения выработки его собственной манеры, отображен церковный обряд венчания. На сцене его показывать было запрещено. Обряд воспроизведен примерно с середины и довольно точно. Введены моления за царя, царицу, синод, за «христолюбивое воинство» и церковную братию. Они взято из обряда обручения, который предшествует венчанию. Любопытно то, что венчание ведется по чину венчания первобрачных, а Вера Оленина, выходя за Сабинина, уже побывала в браке. Возникает вопрос: зачем Чехов, прекрасно знавший церковные обряды, намеренно спутал обряды? Что он хотел сказать? Сие тайна великая…
1990-е гг.