Про рок-н-ролл и не только

Виктор Притула
Биографическая и мемуарная литература занимает сегодня видное место в издательских портфелях. Наверное, это становится знамением нашего времени, когда беллетристика все заметнее бледнеет перед книгой «нон-фикшн». И хотя литература факта пока еще не превалирует над литературой вымысла, ряды ее читателей заметно уплотнились, что наглядно проявляется во время декабрьской книжной выставки ярмарки «нон-фикшн» в Москве.
Поэтому неудивительно, что среди новинок московского издательства «Центрполиграф» в первую очередь бросается в глаза именно мемуарно-биографическая и прочая документальная проза сопредельных жанров.
Но соловья баснями не кормят, а потому от своих неабстрактных наблюдений перейду к  обзору конкретных книг, которые, уверен, вызовут широкий читательский интерес.
Начну с рок-н-ролла. Как пелось у «Наутилусов»: «эта музыка будет вечной»!
Книгу Игоря Цалера  «100 легенд рока» можно читать с любой страницы. Его моментальные и точные зарисовки (не больше трех-пяти страниц), посвященные культовым рок-музыкантам, – это не только история музыкального направления, но также и история нескольких поколений, выросших не столько с молоком матери, но в большей степени с рок-н-роллом. Автор собрал всё, о чем мы слышали или знали и еще очень многое о том, чего не знали, но «боялись спросить».
Книга Игоря Цалера - своеобразная библия рок-н-ролла, и как таковая станет настольной для тех, кто сейчас, и для тех, кто будет после, потому что «эта музыка будет вечной»!
От священных монстров мирового рока обратимся к русскому рок-н-роллу, который как-то скромно ушел из «зомбоящика», где правит бал наша замшелая и изрядно поднадоевшая попса с «примадоннами, королями и императрицами». А ведь в бурные 80-90-е именно русский рок был одним из мобилизующих факторов  для поколения, жаждавшего перемен.
Но «скромно ушел» - еще не значит кончился. Потому что перефразируя Бориса Гребенщикова: рок-н-ролл жив, а кто-то уже нет.
Группа «7Б» появилась в 2000 –ном. Ворвалась с «Молодыми ветрами». С тех пор музыканты со своим бессменным лидером Иваном Демьяном на тернистом поле русского рока проделали известную эволюцию, оставаясь во времена великого искушения баблом и славой всё теми же бойцами «войны с памятью лет». И это в атмосфере тогдашнего беспамятства дорогого стоило.
Книга «15 ветреных лет» состоит из бесхитростного рассказа Ивана Демьяна о том, как он пришел в русский рок и летописи пятнадцати лет группы в шоу бизнесе с его многочисленными капканами и искусами. Эту летопись составила хронист «7Б» Мария Сорока. Продолжение наверняка последует.
Еще об одном пионере русского рока - Юрии Лозе пишет в сборнике своих парадоксальных критических очерков «Здравые смыслы» Алексей Колобродов. Вокруг Лозы сегодня бушуют страсти из-за его эпатажных высказываниях о «Битлз» и Гагарине. Колобродов в своем очерке не выступает в роли адвоката музыканта, который «навсегда остался в советских восьмидесятых»,  но считает, что «жизненная стратегия Юрия Лозы – активно поучаствовать в формировании одной эпохи, чтобы наблюдать, уже посторонним, эпохи последующие, - непривычна и оригинальна. Почему-то она представляется весьма достойной».
А вообще-то эта книга больше о литературе. Суждения Алексея Колобродова, как я уже говорил, парадоксальны, местами ироничны, местами эпатажны, зачастую спорны, но всегда искренни. Колобродов не боится идти против течения. Он пишет, как дышит, сохраняя при всем этом «здравые смыслы».
Две последние книги вышли в новой издательской серии «Захар Прилепин рекомендует». Я не сторонник таких вот «локомотивных серий», продиктованных капризами рынка. Книги Прилепина на сегодняшний день  одни из лидеров продаж. Значит ли это, что книги начинающих авторов пойдут нарасхват из-за прилепинского лейбла?
По меньшей мере предисловия Прилепина уже привлекут внимание читательской аудитории. Ну а дальше…?
Книги рокера Ивана Демьяна и литератора Алексея Колобродова однозначно будут с интересом встречены разными сегментами читателей – фанатами рока и в частности группы «7Б» в случае первой книги, и той частью аудитории, для которой имена Довлатова, Шукшина, Пелевина, Лимонова, Балабанова звучат похлеще самого крутого рока.
Другое дело - книга журналиста Семена Пегова « Я и рыжий сепар». Книги о войне – не однозначны. У Лимонова войны, на которых он побывал, это Лимонов, во-первых, и война, во-вторых. У Артема Боровика в Афганистане война уж слишком напоминала вьетнамскую войну из репортажей Майкла Герра. Почти та же стилистика. Хотя тема плагиата неуместна.
У Прилепина в «Патологиях» совершено иной опыт.
Герой книги Пегова, точнее заглавный герой, - легендарный  Моторола, он же Арсен Павлов, – русский доброволец  на гражданской войне на Украине. Вторая часть книги посвящена войне в Сирии. Пегов в этой книги больше фронтовой репортер, для которого война это прежде всего люди в экстремальных условиях.
Философского осмысления пока мало, зато батальных зарисовок, часто весьма ярких, с лихвой. Но до Хемингуэя, Майкла Герра и Захара Прилепина еще нужно расти. На одном лейбле «Захар Прилепин рекомендует» даже с Моторолой на обложке лидерство продаж не гарантировано.