Как Олененок с Ветром бодался

Владимир Моргайлик
   Однажды весной, когда деревья стояли уже покрытые молодой листвой, а в воздухе все сильнее и сильнее пахло летом, в самой чаще большого леса родился Олененок. Мама Олениха, тщательно вылизала своим большим шершавым языком его пятнистую шкурку и осторожно подталкивая Олененка носом под маленький нежный животик, поставила  на ноги.
- Смелей, малыш! Вот так, молодец! – сказала она, глядя, как Олененок, шатаясь стоит на своих тонких ножках, то и дело норовя упасть.
- Ах, ты маленькая неуклюжая недотепа! – засмеялась Олениха, и нежно лизнула Олененка в мордочку, отчего он все-таки не удержался на ногах и плюхнулся на устилавший землю ковер из опавших еловых иголок.
- Кар! – закричала Ворона с ветки росшей рядом ели. - Какой маленький! Какой смешной! Кар!
- Ну и что, - ответила ей Мама Олениха, - ты и глазом моргнуть не успеешь, как он подрастет и будет всеми копытцами твердо стоять на земле и бегать быстрее ветра.
- Кар! – сказала ворона. – Подрастет! Копытцами! Скоро будет бегать! Но вряд ли быстрее ветра! Кар!
   И с этими словами, Ворона взлетела с ветки и улетела.
-Ух, раскаркалась, старая, - фыркнула Мама Олениха, опустилась перед Олененком на колени и снова принялась подталкивать его носом, заставляя  подняться.

   Шло время. Давно осталась позади  весна, и в лесу бушевало лето. Жаркие дни сменялись ночной прохладой, шли дожди и гремели грозы, сияло солнце и светила луна, а маленький Олененок и его Мама по-прежнему жили в самой чаще большого леса. Олененок подрос и уже твердо стоял  на своих четырех  ножках и бегал по лесу так быстро, что никто, как ему казалось, не мог угнаться за ним.  С каждым днем, играя, все дальше  и дальше в лес убегал от мамы Олененок, заставляя ее волноваться все больше и больше.
- Олененок, - говорила Мама Олениха, - ты должен быть осторожен. Если ты убежишь, я не смогу тебя защитить. В лесу так много опасностей.
   Но Олененок только смеялся в ответ.
- Смотри, - говорил он, приплясывая вокруг Мамы Оленихи – Смотри, как я быстро бегаю, смотри какие у меня крепкие рожки! Никто не сможет догнать  и победить меня!
- Ах, Олененок! – вздыхала Мама Олениха.- Ты еще слишком глупый. Послушай маму!
Олененок только упрямо тряс своей головой и тыкался носом в мамину шею, прося ее не беспокоиться.

   Однажды, ранним утром, пока Мама Олениха дремала в тенистой чаще, Олененок, как обычно, убежал играть подальше в лес. Он бежал среди деревьев, высоко подняв голову и воображая себя огромным оленем с могучими смертоносными рогами. Вдруг, что-то зашуршало в кустах справа от него. Олененок остановился и от неожиданности попятился.
- Кто здесь? – спросил он, стараясь придать своему голосу строгую уверенность.
Кусты снова зашуршали, и оттуда показался маленький пушистый зверек.
- Это я, - сказал зверек, - не бойся.
- Вот еще! – фыркнул олененок, - а я и не боюсь. Кого мне бояться? Тебя что ли?
- Не меня, - ответил зверек, - чего меня бояться? Смотри, ка-кой я маленький. Я тебя съесть не могу. Ты большой.
   И зверек грустно вздохнул.
- Да, - важно согласился Олененок, - я большой. Тебя как зовут?
- Я – Горностай, - сказал зверек.
- А я Олененок, - представился Олененок.
- Это я и так вижу, - Горностай снова вздохнул. – А где твоя мама?
- Спит, - Олененок  кивнул головой в ту сторону, откуда пришел, - а я здесь играю.
- Один? - удивился Горностай, - Вдруг волки?
   И Горностай в испуге оглянулся.
- Подумаешь, волки!  - засмеялся Олененок, -  Я – Олененок – быстрые ножки, крепкие рожки. Никого не боюсь! Всех сильней и быстрей в лесу!
- Но с волками, все-таки поосторожней, - предостерег Горностай, - лучше держаться от них подальше.
- Ерунда, - сказал Олененок, - им все равно не догнать меня. Я бегаю быстрее ветра.
- Это вряд ли, - не поверил Горностай, - никто не может быть сильнее или быстрее ветра.
- А я быстрее!
- Хвастун! – сказал Горностай и презрительно хмыкнув, юркнул обратно  в кусты. – Ты и ветра то настоящего не видел!
- Эй! – крикнул Олененок и сунул голову в куст, куда скрылся Горностай. - А ну, вылезай!
Но ответа не последовало. Олененок еще немного подождал и побежал играть дальше.

   Но что-то больше не игралось ему  в это утро, как прежде. Засели у него в голове слова Горностая про ветер и, побегав еще немного, скорее для вида, чем для удовольствия, Олененок направился обратно к маме.
- Где ты был? – спросила его Мама Олениха. – Я волновалась.
- Да так, - ответил Олененок, - бегал в лесу.
- Небось опять далеко бегал, - с укором сказала Мама Олениха, - не кончится это добром.
- Нет, - соврал Олененок, - я был тут, совсем рядом. Встретил Горностая.
- Горностая? - насторожилась Мама Олениха, - И что?
- Ничего. Он убежал.
- Горностаи – хищники, - сказала Мама Олениха, - с ними надо быть осторожнее. Нельзя доверять хищникам.
- Ерунда, - ответил Олененок, - он убежал. Наверно меня испугался. Смотри, какие у меня уже большие рога. Нетрудно таких испугаться.
   Мама Олениха с сомнением покачала головой.
- Ах, Олененок, -  сказала она, - тебе еще расти и расти.
   И принялась щипать траву.
- Мама! - позвал ее Олененок через некоторое время, - А ветер сильный?
- Ветер? – Мама Олениха на секунду задумалась. - Сильный.
- Сильнее меня?
- Сильнее. Почему ты спрашиваешь?
- Да, так просто, - соврал Олененок. – А если я встречу его, я его поборю?
   Мама Олениха засмеялась.
- Глупый! Ну, где же ты можешь встретить ветер. Ведь он везде и его как бы и нет вовсе.
- Как же его может не быть, если ты говоришь, что он сильный? – не унимался Олененок.
- Глупый, - повторила Мама Олениха, - ветер это ветер.
- Я найду и поборю его! – сказал Олененок. – Вот увидишь.
Мама Олениха ничего не ответила, только усмехнулась и продолжила щипать травку.

   На следующее утро Олененок, как обычно, пока мама спала, побежал в лес. Но на этот раз он не просто убежал играть, нет, он решил найти ветер и сразиться с ним.
«Я забодаю его, – думал Олененок, – и стану самым сильным на свете!»

   На самом деле Олененок не знал, где может прятаться ветер, и где его искать. Он ходил по лесу, заглядывая под каждый кустик и за каждую кочку, но никого не находил. Наконец, он устал и лег отдохнуть.
«Что ж, - сказал он себе, – сегодня я его не нашел. Наверно, он испугался меня и спрятался. Ничего, завтра я пойду искать его снова, и уже точно найду». Олененок закрыл глаза, представляя, как он найдет ветер завтра, победит его, и незаметно для себя уснул.

   Проснулся Олененок, когда солнце было уже высоко в небе.
«Уф, - подумал Олененок и в испуге вскочил на ноги, - неужели я заснул? То-то же мама будет волноваться!». И он со всех ног пустился обратно. Но не пробежал он и четверти пути, как почувствовал незнакомый ему запах. Олененок остановился, втянул носом воздух, пытаясь понять, кто или что может так противно пахнуть, огляделся по сторонам и никого не увидел.
- Кто здесь? - спросил Олененок и голос его предательски за-дрожал.
Никто ему не ответил.

   Тут только Олененок заметил, как тихо стало в лесу.
- Кто здесь? – повторил громче Олененок, - Я не боюсь! Выходи.
   Тишина.
   Противный запах стал сильнее. Он был повсюду. Он окружал Олененка со всех сторон и тот стоял, поворачивая голову то в одну, то в другую сторону, и липкий неведомый доселе  страх начал закрадываться  в  самое его сердце.
- Беги! – Вдруг услышал он у самого уха чей-то пронзительный тонкий голос. - Беги!

   Олененок подпрыгнул от неожиданности и, не разбирая дороги, со всех ног бросился бежать. И тут же он увидел, как с двух сторон,  наперерез ему стремительно приближаются темные низкие тени. Они бесшумно с огромной скоростью скользили над землей и должны были вот-вот настигнуть его.
«Не успеть!» - в панике подумал Олененок. Он резко прыгнул в сторону, изменил направление и понесся обратно.
На бегу Олененок обернулся и увидел, что тени, за его спиной соединились вместе и теперь так же быстро и тихо несутся за ним вслед, постепенно сокращая расстояние.
«Быстрей! – думал Олененок – Быстрей!»
- Быстрей! – кто-то пронзительно крикнул у него над головой. – Направо!
   Олененок бросился направо.
- Беги! – кричал кто-то у него над ухом. – Еще быстрей!

   Олененок бежал, уже не оглядываясь. Он слышал за собой чье-то тяжелое дыхание и краем глаза увидел, как справа, почти поравнявшись с ним, несется, низко припадая к земле, большой серый зверь. Вдруг зверь повернул к Олененку свою вытянутую морду, глаза его сверкнули и он прыгнул, целясь попасть Олененку на спину.
- Вправо! – что было сил прокричал голос над ухом Олененка.
   Тот прыгнул и увидел, что зверь промахнулся, не удержавшись на лапах, покатился по земле, но тут же вскочил и продолжил погоню.
- Беги! – не унимался голос – Еще немного!
   И Олененок бежал. Сердце выпрыгивало у него из груди, ветви деревьев хлестали по носу и глазам, но он не обращал на это внимание.
«Быстрей! – только и думал Олененок, - еще быстрей!»
- Прыгай! – вдруг крикнул голос.
   Олененок прыгнул так, как никогда раньше еще не прыгал и почувствовал, что проваливается в пустоту. Он падал, дрыгая ножками, и ему показалось, что он падает целую вечность. Потом он почувствовал, как что-то холодное и мокрое вбирает его в себя, попытался вдохнуть, не смог, сообразил, что тонет, и отчаянно заработав ножками, вынырнул на поверхность. Это была река. Он понял, что  прыгнул в реку. И она быстро несла его прочь от страшных зверей и от Мамы Оленихи.

   Олененок не знал, сколько времени он плыл по течению, пока его не прибило к берегу. Еле держась на ногах, он вышел из воды и тут же обессиленный упал на прибрежный песок. Силы покинули Олененка и он уснул.
Смеркалось, когда Олененок открыл глаза.
«Мама! - подумал Олененок – Она ищет меня!»
И тут же тоска по Маме Оленихе сжала его сердце.
«Надо срочно бежать, найти ее, успокоить!»
Пошатываясь, Олененок встал на ноги.   
«Но где я? Куда идти, в какую сторону». Олененок понял, что совершенно не знает, где находится и где его дом. Он лег на землю и заплакал. Наступала ночь.
   Надо было где-то переночевать, и Олененок снова поднялся на ноги и пошел вдоль берега, надеясь найти какое-нибудь укромное местечко. Вскоре он набрел на упавшее дерево. Он спрятался за его вывороченном из земли корнем, прижавшись к нему, лег на землю и снова заснул.

- Ах, вот ты где! – услышал он внезапно над собой знакомый пронзительный голос.
   От неожиданности Олененок подскочил и хотел уже броситься бежать, но удержался. В глаза ему ослепительно ударил солнечный свет.
«Уже утро?» – с удивлением подумал Олененок
-Утро! Утро! – словно прочитав его мысли, прокричал голосок с ветки упавшего дерева. – Славное, доброе утро!
   Олененок посмотрел в ту сторону, откуда раздавался голосок и увидел сидящую на ветке маленькую птичку с желтой грудкой.
- Так это была ты? – удивленно спросил Олененок.
- Я, я! – радостно  подтвердила птичка – Я смотрю, ты идешь прямо на них! А они тебя ждут! Крадутся! А мне с дерева все видно! И я к тебе! Беги, кричу! Ты и побежал! А я над тобой! И все кричу тебе! Ух, страху натерпелась!
- И я, - сказал Олененок, - кто это был!
- Как кто? – воскликнула птичка – Волки! Охотятся тут!
«Волки, - подумал Олененок. – Так вот какие они!»
- Спасибо! – сказал он, – меня чуть не съели.
- Чуть не съели! – подтвердила птичка.- Совсем чуть-чуть не съели!
- Меня Олененок зовут, - представился Олененок.
- Вижу! – ответила птичка, – а я Синица!
- Синица, - повторил Олененок, чтобы лучше  запомнить.
-Так, так, так! – радостно затараторила Синица, - А где ты живешь и где твоя мама?
- Не знаю, - вздохнул  Олененок, - теперь не знаю. Я,кажется, потерялся.
- А что ты делал, перед тем как стал убегать от волков?
- Я…-Олененок на мгновение замялся. – Искал ветер.
- Ветер? – ахнула Синица и перепорхнула от волнения на другую ветку. - Но зачем искать ветер?
- Я хотел побороть его. - ответил Олененок и почувствовал себя совсем неловко. - Я думал, что и волков смогу победить.
- Вырастишь, может, волков и сможешь, - согласилась Синица и задумалась, - но ветер…
- Я уже и не хочу, -  сказал Олененок, - я к маме хочу.
   И он почувствовал, что готов заплакать.
- А где она, твоя мама?
   Олененок покрутил головой, раздумывая над тем, в какой стороне может быть его мама.
- Не знаю, - наконец сказал он, и слезы полились из его боль-ших глаз.
- И я не знаю! – повторила за ним Синица, - даже не имею никакого представления!
   Она поднялась и, сделав круг над Олененком, села обратно на ветку.
- Помоги мне найти мою маму, - попросил вдруг Олененок и посмотрел на Синицу полными слез глазами.
   Синица снова вспорхнула и принялась в волнении летать туда-сюда. Олененок, не отрываясь, следил за ней глазами.
- Ну, хорошо! – согласилась синица, немного успокоившись. – Так и быть, я помогу тебе, но как - еще не знаю.
   Олененок молчал, он боялся, что она передумает.
- Сделаем так, - сказала Синица, - ты оставайся здесь, а я полечу, разузнаю. Может быть, кто-нибудь и видел твою маму. Она ведь наверно тебя ищет. Только ты оставайся здесь, никуда не уходи, чтобы я тебя могла найти, а волки не могли.
- Хорошо, - кивнул Олененок, - спасибо. Я буду ждать тебя здесь.
   И с этими словами он вновь улегся на землю, прижавшись боком к вывороченному корню упавшего дерева.

   Синица еще раз что-то прокричала напоследок и улетела.  Олененок остался один. Он закрыл глаза и стал ждать, думая о том, как обрадуется мама Олениха, когда он вернется домой. Он решил больше никогда не убегать от нее.
А синица поднялась в небо высоко над лесом и полетела к тому месту, где Олененок прыгнул в реку. Затем она помчалась туда, где впервые увидела стоящего в растерянности Олененка  и крадущихся к нему волков. Там она села на ветку березы и стала думать, что делать дальше. Посидев так немного, она снова взлетела высоко над деревьями и стала кружить над этим местом, постепенно увеличивая  круги и стараясь рассмотреть что-нибудь на земле, в надежде увидеть маму Олененка. Но все было напрасно. Кроны деревьев, плотно прижимаясь друг к другу, надежно прятали происходящее на земле от зорких глаз Синицы. Тогда она  спустилась вниз и стала перелетать с ветки на ветку, с дерева на дерева, все больше продвигаясь в чащу леса. По пути она спрашивала у встречающихся ей белок и сорок, не видели ли  они поблизости одинокую Олениху, но никто ничего не знал о ней. Наконец решив, что она двигается не в том направлении, Синица повернула обратно, чтобы начать все сначала.
Внезапно ее внимание привлек маленький деловитый зверек, который что-то тащил в зубах.
«Спрошу-ка я у него на всякий случай,-  подумала Синица. – Вдруг что знает?»
Она спустилась на саму нижнюю ветку и крикнула:
- Эй! Привет!
Зверек остановился и положил на траву свою ношу. Это была маленькая мышь.
- Привет! – сказал Горностай (а это был он), хищно поглядывая на Синицу.   
- Я тут Олениху ищу, - сказала Синица. – У нее Олененок потерялся. Не видел?
- Олененок? – переспросил Горностай, - не тот ли, что с ветром хотел наперегонки соревноваться?
- Да! – обрадовалась Синица. - Это он!
- Встречал я его пару дней назад, - сказал Горностай, - смешной. И глупый, - добавил он подумав.
- Его чуть волки не съели!
- А... - сказал Горностай, - повезло ему.
- Теперь я ищу его маму. Не видел?
- Нет, - поразмыслив о чем-то, ответил Горностай, - не видел. Да и ты, думаю, ее не увидишь.
- Это почему же? -спросила Синица, на всякий случай взлетев на ветку повыше.
- Потому что Олененку повезло. Его волки не догнали. А её догнали. Как раз вчера.
- Врешь! - закричала Синица. - Не может такого быть!
- Что мне врать, - обиделся Горностай, - спроси здесь кого хочешь. Все об этом знают.
- Как же так… - Прошептала Синица. – Что же теперь делать?
- Семья из четырех волков охотилась здесь вчера, - продолжил Горностай – Они напали на Олениху с четырех сторон, когда она вышла из чащи. Она совсем потеряла осторожность, и спастись  у нее уже не было никакой возможности. Мне рассказали об этом белки, которые живут  по соседству с тем местом, где это произошло. Так что сама придумай, что сказать Олененку. Ничего не поделаешь, такова жизнь. Пока.
   Горностай поднял мышь и деловито засеменил прочь, а Синица осталась сидеть на ветке, не зная, что ей делать дальше.

   А в это время, Олененок по-прежнему ждал Синицу там, где она его оставила. Время тянулось медленно, он вслушивался в шум леса, в тихое журчание протекавшей мимо реки, в крики птиц, сидящих высоко в ветвях деревьев, и думал о Маме Оленихе, о том, как она, наверно, ищет его по всему лесу, расспрашивая всех встречных, не видели ли они ее Олененка. Постепенно он стал клевать носом, глаза стали закрываться и Олененок задремал. Проснулся он от ощущения, что рядом кто-то есть. Он открыл глаза, вскочил на ножки, готовый в любую секунду броситься бежать, и увидел перед собой сидящую на ветки Синицу.
- Ой, и напугала ты меня! – сказал Олененок.
Синица не ответила.
- Ну? – спросил Олененок пританцовывая от нетерпения, - ты нашла Маму?
Синица грустно покачала головой.
- Олененок, - произнесла она наконец, - бедный Олененок! Я очень боюсь, что мы уже никогда не сможем найти твою маму.
- Почему? – спросил Олененок и сердце его сжалось  от предчувствия чего-то большого и страшного, готового через секунду ворваться в его жизнь.
- Олененок, - тихо   сказала Синица, - твоей Мамы больше нет.
Олененок не понял, что это значит, но почувствовал как ослабели его ножки и глаза наполнились слезами.
- Почему нет? – прошептал он и заплакал.
- Волки напали на нее. Она не смогла убежать.
Только тут, уже знакомый с волками, Олененок понял, что это значит. Он опустился на землю и зарыдал.
- Если бы я был с ней, я мог бы защитить ее, - сквозь слезы сказал он.
- Нет, - покачала головой Синица, - не смог бы, ты еще слишком маленький. Не вини себя.
 Олененок проплакал весь оставшийся день и всю ночь. Ему было очень жалко Маму Олениху и еще ему было жалко себя. Он думал о том, что остался совершенно один. Что делать ему теперь?  Как ему такому маленькому жить дальше в мире, полном смертельных опасностей? Куда идти? Олененок не знал ответы на эти вопросы, и от этого ему становилось еще хуже.
   Наступило утро, но Олененок так и лежал  за корнем дерева, не в силах куда-нибудь пойти. Ему казалось, что его жизнь уже кончилась.
«Я останусь здесь, - подумал Олененок, - и буду здесь до тех пор, пока не умру».
   И он, не замечая голода, пролежал под корнем еще один день и еще одну ночь.
- Эй! – услышал на следующее утро он над ухом знакомый голос.
Олененок не пошевелился.
«Синица, - подумал он, - что ей  от меня надо?»
- Хватит лежать здесь! – закричала она. - Вставай, давай! А то так и умереть не долго.
- Не хочу, - прошептал Олененок, - зачем мне вставать!
- Потому что мы уходим отсюда!
- Не пойду, - сказал Олененок. – Мне некуда идти.
- Ах так! - закричала Синица, и неожиданно, сев Олененку на голову, что было сил, клюнула его в нос.
- Ай! – воскликнул от боли Олененок и вскочил на ноги. – Ты что делаешь? Мне же больно!
- Так-то лучше! – сказала Синица, кружась над Олененком. - Иди за мной!
- Куда?
- Как куда? – удивилась Синица. – К Ветру конечно. Ты же искал его? Вот и пошли!
- Но я не смогу победить его, - понурив голову, ответил Олененок. – Да мне уже этого и не надо.
   Но Синица не стала его слушать.
- Вперед! А то я опять клюну тебя в нос! – И она полетела в лес, показывая  дорогу, а грустный Олененок поплелся за ней.
   Синица вела Олененка весь день, и Олененок весь день шел за ней, пощипывая по дороге травку, чувствуя, как от этого силы возвращаются к нему.

   Наконец, Синица подлетела к Олененку, села ему на спину и сказала:
- Ну вот, мы и пришли!
-Пришли? – переспросил Олененок и покрутил головой, - но я никого не вижу. Куда же мы пришли?
Он стоял у подножья поросшего лесом большого холма.
- К Ветру, - сказала Синица, - он здесь живет. Поднимись - сам увидишь.
И Олененок полез вверх. Чем выше он лез, тем  непривычнее становились вокруг него запахи.  Тяжелый аромат большого леса, сменялся каким-то другим, неизвестным ему легким запахом свободы.
«Что бы это могло так пахнуть?» - думал Олененок, взбираясь все выше и выше.
   Неожиданно подъем кончился, деревья расступились и что-то упругое и сильное толкнуло Олененка  в бок, чуть не сбив его с ног. Олененок охнул и зажмурил глаза.
- Это Ветер! – услышал он над ухом голос Синицы. – Не бойся! Посмотри!
   Олененок открыл глаза. Впереди внизу, насколько хватало глаз, простиралась вода. Она грохотала и большими гребнями накатывалась на берег. Над ней, широко раскинув крылья в синем небе, кружили неизвестные Олененку белые птицы.
- Ты чувствуешь его? – кричала над ухом Олененка Синица. – Чувствуешь ветер? Чувствуешь, как он хочет опрокинуть тебя с холма обратно в лес?
   Олененок стоял, широко расставив ноги, высоко подняв голову, вдыхая новые для него запахи и упругие воздушные волны, били его в грудь, пытаясь столкнуть его обратно.
- Смотри! – кричала Синица. - Смотри внимательно! Видишь это волны на море! Их поднимает Ветер! Он обрушивает их на берег, он выкорчевывает деревья и ломает их точно щепки! Ничто не может удержать его! Но как бы он не старался,  он не может сбросить тебя с этого холма обратно в лес! И как бы он не злился, ты  всегда можешь противостоять ему! Знаешь, что это значит?
   Олененок кивнул:
- Это значит, что я сильней его!
- Да! – кричала Синица. - Сильней! Но сильней не только его. То плохое, что случается с тобой, это только ветер. Оно может толкать и бить тебя, но оно никогда не собьет тебя с ног, пока ты сам не сдашься и не позволишь ему сделать это.
   Олененок не ответил. Он знал, о чем говорит ему Синица.

«Все только ветер, - думал он, - все, что со мной произошло это только ветер. И надо только повернуться к нему навстречу, расставить ножки, наклонить голову, и он ничего не сможет сделать со мной, потому что я сильнее него, потому что стоит только мне захотеть, и я могу победить его!»
   И Олененок тряхнул головой, и побежал вниз с холма, на-встречу бушующему ветру и грохочущим морским волнам.
«Я – Олененок – крепкие рожки, быстрые ножки, никто не сможет победить меня» - думал он.