Камзол из лоскутков. Юность. Гл. 1

Тоненька
        В какой-то момент я осознала, что детство закончилось, наивные поступки позади, в голове уже вполне взрослые мысли, планы, желания. От "гадкого утенка" не осталось и следа, я ухаживала за собой, делала модные стрижки, красила глазки - всего чуть-чуть, едва заметно.

        Дядя Олесь, родной брат мамы, который проживал в Польше, приехал в гости, привез разной косметики на продажу, кое-что мне удалось взять для себя - лак для ногтей, тушь для ресниц и очень приятные духи с обещающим названием "Быть может".
Чуть позже я встретила рижский вариант, который назывался "Может быть", но на польском звучало именно так, как я и написала.

        Фигура моя изменилась, я приобрела все округлости и выпуклости, стала носить бюстгальтер, повзрослела в физиологическом смысле. Девчонки завидовали моему кружевному белью, этим я тоже обязана дорогому дяде.

        Как и многие в моем возрасте, я завела дневник. Моих собственных мыслей там не было, только высказывания великих мира сего, да понравившиеся стихи. Любила Асадова. Многие строчки навсегда врезались в память, хоть сейчас повторю.

        Ее Величество Любовь! Мысли о ней уже не оставляли. В сокровенных мечтах я грезила об идеальных отношениях, таких, о которых пишут в романах, прекрасно понимая, что в жизни все гораздо прозаичнее. За примерами ходить никуда не надо - почти ежедневно эта "проза" жизни напоминала о себе в собственном доме.

        Я стала замечать пьяные выходки отца, острее реагировать на них, позволяла себе сделать замечания в его адрес, что не могло не сказаться на отношениях - они начинали портиться. Папа не хотел слышать той "голой правды" из моих уст, а я больше не могла молчать.

        Нет, алкоголиком он не был, но пьяницей, да, по-другому это не назовешь. Несколько раз в неделю он приходил "поддавший", обстановка накалялась, а я чувствовала, как в душе разрастается ком негодования. Бессильная что-либо изменить, я просто уходила из дома.

        Женя после армии устроился на радиозавод. Днем он был на работе, вечером уходил с друзьями. "Строить" папу, как это принято в других семьях, из-за своего хорошего воспитания не мог и не делал этого, хоть мама и надеялась на сына. Но он не вмешивался, понимая, что и она во многом не права - не надо трогать пьяного.

        Жизнь за стенами родного дома была интереснее, без проблем и негатива. Я старалась расставить акценты правильно, не закрывалась в "футляр", вела активный образ жизни, что в школе, что за ее пределами.

        В рейсовом автобусе, соединявшем наш город Пружаны с железнодорожной станцией Оранчицы, кто только не ездил. Дети - в школу, студенты - в техникум, взрослые – на предприятия города, на работу. По пути следования автобуса находилось пять деревень и военный городок, под каждый поезд были прописаны рейсы, на остановке висело расписание.

        Мы собирались у автобуса и ждали посадочного контролера. Шутили, толкались, знакомились с ребятами из других деревень, причем, только с ребятами, зачем нам девчонки – своих хватало. А вот мальчики были в дефиците, или просто свои привлекали меньше.

        Среди них мне больше других понравился парень из Оранчиц по имени Сергей Р. Он учился в техникуме, был старше на четыре года и выглядел соответственно. А еще, что было очень модно и школьникам не позволялось, Сергей носил длинные волосы.

        Парень много шутил, вел себя очень уверенно, никого не боялся. Он нравился многим девочкам, не только мне. Но я тоже была смелой, да и на язычок острой – «палец в рот не клади». Слово за слово, и вот мы с Сергеем уже друзья, а там и до первого свидания недалеко.

        И как же это романтично! Лето наших встреч не забудется никогда. Сергей приезжал вечерним автобусом, без пятнадцати десять, а в одиннадцать часов уходил последний автобус в Оранчицы. Целый час мы гуляли по шоссе, разговаривали обо всем.
 
        - А ты знаешь, мне с тобой очень нравиться общаться, - говорил мне Сергей.– Ты не по годам развита. Подружки твои куда проще.
 
        - Ничего удивительного, - я знала, о чем говорю, - я читаю книги, в отличие от некоторых, да и в школе хорошо учусь.

        - Хорошо, это как? Какие у тебя оценки по предметам?

        - Пятерки.

        - Что, все? – Сергей округлил глаза.

        - Все, - я скромно улыбалась в ответ.

        Мало сказать, что он удивился, Сергей находился в шоке. Буквально несколько дней назад мы пробовали вино, видел он меня и с сигаретой. Я баловалась, конечно, но со стороны производила впечатление такой «оторвы, своей в доску».

        Только я одна знала, что эта маска помогает быть, как все. Ну не хотела я, чтобы меня считали «шестеркой»! Мне удавалось. Правда, когда некоторые решали, что я и позволить в отношении себя многое могу, тут я могла показать свои «зубки».

        После месяца свиданий Сергею все же удалось меня поцеловать, но – о, Боги - как же я была разочарована. Курящий, он неумело «обслюнявил» мои губы, отбив охоту повторять тот неудавшийся опыт.
 
        Я считала, что только у гармоничных отношений есть будущее. А между нами гармонии не получалось. Я стала отказываться от  встреч, под любым предлогом избегая поцелуев, и Сергей все понял, он просто перестал ко мне приезжать.

        А вскоре «сорока на хвосте» принесла мне известие, что у него появилась другая девушка. Я вздохнула с некоторым облегчением. Мы остались друзьями, отношений не выясняли, разошлись и разошлись.

        Однажды я встретила Сергея в Оранчицах, уже будучи замужем. Он находился в приподнятом настроении по случаю рождения сына. Сам мне сказал, что, встретив девушку по имени Тоня, женился в память обо мне.

        - Ну вот! – сказала я ему. – А сына назови Димой, как моего мужа. Так все наши имена соединятся в твоей семье.

        Каково же было мое удивление, когда  много лет спустя я узнала, что Сергей выполнил тогда мою просьбу. Он так и живет с Антониной, а Дима – его сын, уже взрослый, сам женат и имеет детей.

        А мои приключения продолжались. На день Октябрьской революции в городском доме культуры состоялся большой концерт. Среди прочих выступающих был хор, которым славился наш Пружанский сельскохозяйственный техникум.
 
        Я сидела в первых рядах и, от нечего делать, выбирала на сцене самого красивого парня, весь хор состоял исключительно из студентов. Во втором ряду справа стоял парень. Красивое лицо, темные брови, такие же волосы, слегка волнистые, среднего роста, коренастый. Василькового цвета костюм очень шел к его лицу. Я смотрела на него, а он, заметив мой взгляд, стал рассматривать меня. Эта игра продолжалась все выступление. Уходил со сцены он, нехотя.  Да и я, сказать по правде, настроение приподнятое утратила.

        Но, судьба нас все время выводит на нужную тропинку. Хочешь артиста? Пожалуйста! Мы встретились на танцах все в том же техникуме, куда иногда ездили с девчонками «на охоту». Правда, случилось это уже весной, за это время я уже успела подружиться с мальчиком из параллельного класса.

         Возможно, я бы не обратила на него внимания, но Алиса Ивановна обратилась ко мне с просьбой подтянуть ученика по русскому языку. Как-никак восьмой класс выпускной,  а у Славы дела плохи.

        Такие ученики в основном шли потом в ПТУ, оставались в школе лишь те, кто планировал поступление в ВУЗ. Что называется, «баба с возу». Я не совсем понимала, как можно подтянуть двоечника по русскому, нашептать ему правила или заставить их выучить?  Это потом я поняла, что умная женщина знала секрет – влюбленный мальчик свернет горы. А Славка на меня «запал», она это заметила, а я нет. Странно, конечно.

         Начиналась весна, солнце весело светило в окна, в классе было тепло и уютно. Слава запоминал все быстро, и вскоре я поняла, что его низкие оценки, просто результат лени. Видимо, ему было неловко, что лучшая ученица тратила на него свое время - он усердно занимался дома.

      Он слушал меня, затаив дыхание, провожая домой после школы,  нес  портфель. Идти с ним рядом по городу было очень приятно. Высокий, симпатичный парень, с модной удлиненной стрижкой, своим телосложением он выгодно отличался от сверстников. Сын военнослужащего, привыкший к дисциплине, видимо, усердно тренировался, моделируя свое тело. И хоть я не очень обращала внимание на сверстников - мне нравились парни постарше – со Славой я общалась охотно.
 
      Роль учительницы меня забавляла и, по правде сказать, тешила мое тщеславие. Но было нечто совсем другое, от чего вся эта история казалась мне волшебной сказкой – Слава действительно в меня влюбился, хоть и старался это скрыть. Домой мы всегда ходили через сквер, останавливаясь на мостике небольшой речушки, чтобы полюбоваться на просыпающуюся от зимней спячки природу.

      Я писала стихи, как многие в таком возрасте. И именно здесь, наблюдая за течением реки, рождались лирические строчки, которые я тут же  декламировала. То, что для меня было обычным делом,  у Славы вызывало восторг, он смотрел на меня так, словно я казалась ему неземным существом.

      Деревья в сквере распустились, наполнив воздух тонким ароматом свежей листвы и цветов, зеленая трава покрыла землю густым ковром.

      Слава тоже оказался романтиком - он не упускал возможность сорвать цветущую веточку, чтобы незаметно положить ее мне в портфель. Обнаружив цветы или конфеты, я ничего не говорила - это была наша тайна.

      Май близился к концу, уроков почти не задавали. Славе, наконец, удалось написать контрольный диктант по русскому языку на 4, я свою миссию выполнила.
 
      Школьный праздник, посвященный окончанию учебного года, закончился танцами. Слава впервые со мной танцевал.  Наивный мальчишка, он дрожал от охвативших его чувств.

      Мой разум остался на месте, сердце не выпрыгнуло из груди, я не могла и не хотела его обманывать, мягко отстранилась...
      - Встретимся завтра? – он смотрел в глаза с мольбой.
      - Конечно, - соврала я, не моргнув.
      - Где? Во сколько? – казалось, он был счастлив, что я не отказала.
       - Вечером, на автостанции, - ответила я, уже тогда зная все свои планы на завтрашний день – мы с девочками собирались на танцы в техникум. Зачем так сказала, не знаю.

       А на танцах я встретила Сашу – того самого, из хора. Мы познакомились, протанцевали с ним весь вечер, и он вызвался меня провожать домой.  Но, я совсем забыла про Славку! А он ждал меня, как и договорились, на автостанции. Одному Богу известно, во сколько он туда приехал, но в одиннадцать часов вечера он все еще стоял на остановке.

      Бывает такая кристально чистая юношеская любовь,  но я не оправдала его надежд, отдав предпочтение новому знакомому.  Немножко стало стыдно, когда он подошел, обо всем уже догадавшись, но я не подала виду.  Что-то наговорила ему, пообещала потом все объяснить. Умный парень не стал больше приставать с вопросами.

     Пришла пора выпускных экзаменов, Слава после восьмого класса ушел, а я осталась учиться в школе. Жизнь развела нас навсегда.

     И только однажды, на 20-летии нашей школы, на встрече выпускников я встретила Вячеслава. Военный офицер, состоявшийся в жизни - как я и предполагала, он пошел по стопам отца - был женат, имел троих детей.

     Хотелось пообщаться, я видела радость в его глазах, когда мы встретились, но мы разошлись, каждый остался со своим классом.   

        А Саша очень хорошо пел, но общаться с ним, как потом оказалось,  мне было совсем не интересно. Такой медведь-топтун, немногословный, закрытый. Проводив меня до дома раз, другой, в третий раз он заявил:

        - Может быть, мы попрощаемся, как положено?

        - А, как положено? – хохотнула я, прекрасно понимая, куда он клонит.

        - Ну… поцеловаться.

        У меня сразу возник вопрос, а кто мешает? Но произносить вслух все, что подумала, я просто не стала. Зачем обижать парня? Он ничего плохого мне не сделал, а маме моей вообще сильно понравился, когда во весь голос среди ночи затянул: «Соловьи поют, заливаются, но не все приметы сбываются, а твои слова не забудутся, сбудутся, сбудутся…»

        - Мы больше не будем встречаться, Саша, - сказала я честно перед уходом домой.

        - Почему?
 
        Конечно, он меня не понимал.

        - Потому что я не хочу тебя обманывать. Я ничего не испытываю к тебе, кроме дружбы. Ты же не за этим за мной ходишь, верно?
 
        - Я думал… думал…

        Он так и не смог сформулировать свою мысль, а я еще раз убедилась – не мой это человек, не для меня. Я никогда и ничего не делала через силу, разве что грядки маме полола. А чтобы с парнем встречаться, который вызывает неприятное чувство, это не по мне.

        Я не понимала поговорки: "На безрыбье и рак - рыба", когда речь заходила об отношениях парней с девчонками. Зачем? Не нравится, все! Незачем голову морочить ни себе, ни другим.

        У меня была еще уйма времени, чтобы дождаться своего человека. В том, что таковой рожден на этой Земле, я не сомневалась.

Продолжение следует  http://www.proza.ru/2017/04/05/1156

На фото Сергей Романович - мой первый парень.