Гл. 5. Высоцкий, Хрущёв, Кеннеди

Владимир Конюков
Гл. 5. Свинг, марафет, чуваки и чувихи.

     Стиляг парней в СССР называли  ЧУВАКАМИ, девушек, ЧУВИХАМИ.
Сленг, жаргон круга «штатников». Свой язык, независимость, это они так думали о себе.
Девушек в их среде было  катастрофически мало. Народ с женской молодёжной половиной быстро справлялся сам, при каждом удобном случае обзывали  ПАДШЕЙ, проституткой.
На улице, в транспорте, в СМИ, общество беспощадно «травило» ярко выделяющихся особей слабого пола. Родители не дремали, чуть что,  ЧАДО  в корыто, «макали», пока не поумнеет. Мылом, ветошью, песком отдирали веяния «тлетворного» Запада. Одежду жалко, перешивали, перекрашивали в кипятке всеми известными способами. 
«Платформы» превращались в вполне приличные сандалии, отцы срубали топором набивки. Сами девушки  ПАДШИМИ  не желали быть, вдруг прозревали, пройденное «заблудших овечек» не повторяли.

     К стилягам союзный народ начал нехорошо присматриваться  по причине подозрений, что сейчас называется «нетрадиционной ориентацией». Девушек, чувих, явный дефицит. Парни  парами, у одного  женский ПРОБОР на голове, волосы в дамском пучке. (Была разновидность, отличная, «в мужском пучке»). Одежда приближена больше…, элементы «второго номера». Игривая  «ФЕНЕЧКА», (браслет, бусы, заколки, галстук – «колокольчики»…, прочее) 

     Главное – ЖЕМАНСТВО, речь. Поведение заигрывания. Танцы парами - джаз, медленный фокстрот, блюз, танго… прижавшись. В прострации «прилипли».
Время недавнее после войны. На свои «собрания» посторонним вход запрещён. Но когда случайно встречались с фронтовиками, да ещё в общественном месте. Весь гнев, от имени павших отцов за «них»… Вклад женщин в поруганные моральные устои…
Оттепель после 53-го, «холодного лета» и формирование слоя преступного мира в ногу со временем. Западные «ценности», раньше были, но с проникновением «правильной культуры» во все слои общества стало меняться представление народа о Западе в целом. Что первое? На виду, на слуху, без агитации, пропаганды, беззастенчиво навязывается чужая культура. В ответ народный комментарий, как правило,   РУССКИМ  МАТОМ и ответные обещания показать настоящую «кузькину мать».
Общественность сопротивлялась,  с  мыслью – их ДЕТИ. Нужна защита, отсюда и методы. Все хороши, даже незаконные.

     Самая распространённая фраза, при виде стиляги, особенно  у женщин, была  «ПЕТУХ». «Ряженый петух», «нарядился, как петух», другие сочные сравнения, присущи только женской половине, женскому воображению. Может,  они и имели ввиду яркую раскраску домашней птицы петуха, который предназначен «топтать» кур…
Но «петух» в уголовном мире:  обиженный, изгой, отверженный, пассивный гомосексуалист. Падший крайний, последний, «опущенный», угол обитания в камере около параши. Стиляги знали все эти сравнения, сторонились обзывающих, боялись уголовников.

     С точки зрения моды, советские женщины имели ввиду слово «петух», конечно же, но далеко не все знали перевод с английского слова,  КОК -  петух, одна из любимых причёсок стиляг, напоминавшая гребень петуха.

     Их преследовали не только комсомольцы – дружинники. Стиляг унижало ВСЁ общество. А среди них была и элита. Богема… Сынки высокопоставленных лиц. Родители в  подавляющем большинстве не знали… Узнавали поздно…, до трагедий, стрелялись, травились от позора. В современных публикациях встречаются «милые» комментарии, стиляги безобидные, «безвредные» душки?! Модные, красивые…

     Показателен пример с известным писателем Аксёновым Василием Павловичем.
В двухтысячных после возвращения из – за «бугра» на окончательное местожительство на родину, в охотку раздавал многочисленные интервью журналистам. Как когда – то он был стилягой, а стиляги это первые диссиденты. Он был против системы, а система его, активиста – пропагандиста комсомольских рассказов и повестей «угнетала». Неохотно рассказывал, как и его унижали, даже стригли «патлы» в Болгарии ихние дружинники.
Как его мать, известная писательница, в письмах слёзно предупреждала, просила, умоляла, «… не доведёт его до добра увлечение стиляжничеством».
… Довело, пьянки, шмотки, гулянки, драки и чувихи… превратили в алкоголика.
Как потом боролся со своим злом - влечением, преодолевая самого себя, унизительное лечение в психзаведениях. И парадокс личности, мать умерла, осознал меру падения, начал выздоровление от пагубной привычки, пить меньше и почти бросил.
Сетования на сверхактивную  молодость, когда  всё началось от увлечения ВЫДЕЛИТЬСЯ – не как все,  быть «крутым» стилягой…

     … Как и в любом объединении, сообществе, есть ответвления. Предпочтения и наоборот,  навязываемое неинтересное или любимое, желанное приятное занятие.
Для одних, медленная музыка, танцы умеренного темпа. Разговоры длинные, спиртное в меру. Другие, быстрая музыка. Подогреть себя хорошо спиртным. Поплясать, «оторваться».
Третьи, «лёгкий» наркотик… «полетать».
Кокаин дорогой, «людям» при деньгах», «элите» общества.
Расслабиться, воспарить… Кокаин усиленно пропагандировался за «бугром», как «лёгкий» всегда.
В 60 – х, в СССР, в печати были статьи – полемика, конечно же, как разъяснение, вред в конечном итоге. В Союзе народ знал, помнили времена НЭПа. Распространённым было занятие нюхать кокаин. Дорогой, если чистый без примесей порошок, времяпрепровождение свободной, разгульной, как правило, уголовной жизни. Увлекались нюхательным процессом и «новые» буржуи.
Миф свободы был всегда, были её составляющие «ценности», а вспомогательные атрибуты – всенепременно в разных вариантах.

     «Марафетили», особенно в 20-30 годы. Гражданская война, разруха. Выделение групп граждан в социальные, асоциальные  группы. Наличие денег, драгоценностей, нажива на беде. Изъятие этих денег – уголовный мир со своим уставом в жизни.
Со своим сленгом, понятиями. МАРАФЕТ – жаргонное слово уголовного мира, им называли КОКАИН. Много фильмов СССР, где это слово звучит, литературой исследовано.
Понятие в «высшем обществе» - кто не нюхал коку, тот не человек. Выманить деньги за удовольствие нанюхаться, спекуляция, обогащение. По – современному, бизнес.
«Марафет» нюхали в уголовном мире, свой сленг - «навести марафет», значит ввести во всё равно состояние, «запудрить» мозги и делай, что хочешь.
Словарь значения фраз, слов уголовного мира 20-х г., ХХ века чётко говорит  МАРАФЕТ -  это КОКАИН. Жаргон и наркотик.

     Тогда даже какая – то конспирация, а сейчас современные женщины переиначили слово МАРАФЕТ, значит, «приводить себя в порядок». Реклама очень популярная парикмахерских, салонов на просторах постсоветского пространства. А по истории, приобретённые уголовным миром традиции, защищаются рьяно и жёстко. Если есть государство, в нём всегда будет этот самый мир.      
Стиляги в своей среде, относили себя больше в сторону, «не нюхал – не человек». На «запах» и ловили органы противодействия.
Родители своих отпрысков, ещё не стиляг, но желающих ими стать, «шмонали»  по полной. Забыв, ради спасения детей от буржуазной заразы, что начинают выражаться языком  улицы, двора, того же блатного мира.

     Вадим Козин, знаменитый «затворник» Магадана, осужден, ссылка. Известный певец. Дневник, 1955г. 
«Мне иногда становится так тяжело жить вдалеке от всего культурного, хорошего…»
И он издалека комментирует.
«… о французском кинематографе…
Пробуждение половых инстинктов… что будет с нашей молодёжью…
получится Содом и Гоммора. К чёрту полетит спорт, а это для неё самое главное! Это отлично понимает Молотов, а Даллес и компания… таким манёвром хотят отвлечь нашу молодёжь… результаты уже имеются…, это распространение среди молодёжи явления, именуемое стилягами. Это очень опасный симптом».   

     Стиляги, как активное неформальное движение, прекратило существование в начале  60-х, а молодёжь «стиляжила» ещё добрых два десятка лет после.
В среде стиляг были группы, которые резко отличалась от своих бездельно слоняющихся собратьев темпераментом, складом характера, поведением и стремлением к подвижному образу жизни, к танцам и быстрому ритму в музыке. Причём, интерес одних, только танцы. И делали они это виртуозно. Группа «сопровождения» -  музыканты, которые своё исполнительское мастерство (в ногу со временем, мелодии), доводили почти до совершенства.

     «Танцевально – музыкальное» ответвление, было дистанцировано и внешне. «Прикид» посвободней для размашистых «па». Музыканты играли всё (и всем),  а кто «пляшет шикарно» рок, танго не будет танцевать, хотя и может.
Инструменты в то время не достать. Редкие группы имели саксофон (сакс), контрабас, электрогитару. Были магнитофоны, как правило стационарные, а значит был ответственный, контролирующий человек и отвечающий, например, за порядок на танцах, чтобы не было  БУГИ – ВУГИ. Были хорошие аккордеонисты, а они в то время все могли играть буги  - вуги.
Играли варианты танцев дикой Африки, были записи на магнитофонах. Учились на сценах американских фильмов  40 – х г. Повальное увлечение джазом. 
Буги – вуги и  РОК, (рокабилли), «задавили» все остальные направления к концу 50 – х  в США.
Ролики узкоплёночные игровых концертных фильмов, копировались на СССР, тайно ввозились, постепенно народ познавал «дикие» танцы.
Показы американских фильмов в 1939 – 41 годах, с 1948 года трофейных фильмов.

     Интересное мнение поэта И.Бродского,
"И я утверждаю, что одни только четыре
 серии "Тарзана" способствовали десталинизации больше, чем все речи Хрущёва на 20-м съезде и впоследствии".
Спорно, но показательно.

     Музыкальные инструменты традиционного джаза -  фортепиано, вторые – третьи номера и дальше, множество инструментов в зависимости, какой джаз. А их тоже множество. Ритм – СВИНГ, пульсирующий, ритмический. Разный ритм и музыкальные инструменты разные.
Классический рок, кому интересно, сейчас ознакомиться, нет проблем. Интернет, помощник.
Какой  рок – н - ролл, в начале 60-х, у нас в стране мог быть?
Представить не трудно – самодеятельный,  ОДИН! Назывался, ПЛЯСАТЬ РОК. Пляски до «упаду», что – то от короля рок – н - ролла Элвиса Пресли с его африканским ансамблем. Подобное  где – то видели в кино.  Племена, шаманы и выражение чувств,  плясками.
Рок –  раскованность.  «Вседозволенность, бесконтрольность».
Стиль исполнения у  нас был  один,  «ОТОРВАТЬСЯ  ПО  ПОЛНОЙ», по – другому,  АГРЕССИВНЫЙ.

     Музыкальные инструменты классического рока: электрогитара, контрабас, фортепьяно, ударные и непременно – САКСОФОН. У нас этого не было,  такое видели в кино и мечтали. «Голоса» к концу 50 – х,  рассказывали о роке постоянно. Транслировали американскую музыку в музыкальных передачах. Представляя, «Тому, кто не спит.
(перечень союзных республик). Вам молодые друзья, радио «Голос американской музыки», со всей любовью».
«Умельцы» записывали на редкий тогда магнитофон, затем втридорога продавали записи. При всём при этом, все вражеские мелодии танцев были запрещены. Только перечень рекомендованных, вальс, полька…
Спекуляция записями иностранной музыки пресекалась,  ещё  и из – за огромных доходов с этого дела. «Глушилки» работали во всю мощь, а записи были приемлемо чистые. Молва была, «умельцы»  классно фильтровали.

     Мои воспоминания.
Не забыть, как копировали музыкальные инструменты. Пионерский горн продавался в магазине. Очень похож на джазовую трубу без клавиатуры, один в один. Три горна, два помятых, один новый. Просверливали дырки, вставляли «свисток», так называли трубочки с дребезжащей мембраной, для разной тональности, дед – умелец сотворил, всё называлось, «на три дырки». Сурдина (кляп, жарг.), обструганная из дерева…
Дули, как умели, учились выдувать ритм.  Пионерский барабан и мелодии гармошки,  получалась необычная весёлая  уличная «джаз -  банда». Четыре  пацана, один взрослый гармонист,   умудрялись получать звуки, как в кино. Барабанщик  барабанил в лад, один заменял ударные целого оркестра.
Руководитель, фронтовик – инвалид. Глаз выбил прилетевший осколок на фронте. Гармонист незаурядный, видевший трофейные фильмы. С музыкальным слухом, запомнивший аккорды быстрых иноземных мелодий. За обещанное вознаграждение, на «чекушку» (250гр.), учил в карьерах без зрителей, иногда в подвале дома. Подвал – бомбоубежище. «Давали» буги - вуги во дворах, взрослые даже не разгоняли. Смеялись, а потом прислушивались. Потому что, одержимость, в этом случае и подражать,  научиться не всегда гоняли за это. Чем – то заняты, при деле…

     Барабанщик неплохо пел для двора,  что – то иноземное заученное, в такт стучал прилично. А пляски «джаз – рока», (тогда говорили буги – вуги), что – то похожее, выделывали уже в ритм – стиле. Один, другой… не один на слуху был.
Я был городским пацаном, школа 7-8 классы,  у нас двор каждый вечер наполнялся такими же, как я по возрасту, разной пацанвой.  Начало 60-х.
Года два и постепенно куда – то ушло. Зависело всё от гармониста, звали дядя «Меф», Мефодий. Он «чекушки» стал больше любить, чем с подростками возиться…
Учились «плясать буги» на межквартальных площадках, широких дворах. Взрослые не разгоняли ещё по одной причине. Для кого дед, для кого дядя, для кого «братан».  Играл здорово, гармошка расписная, с бахромой. Собирались взрослые и просили поиграть  вальсы.
Вальс на гармошке сможет только виртуоз. Он мог.
Частушки любили, вспоминали коллективно, пели от патриотических до похабных. Для своих «друзей» исполнял «жалюстные» куплеты, блатные негромко. Из гармони не извлечь переборы, звуки высокой тональности. С годами, лучшего и не слышал, чем простая гармошка в руках фронтовика.

     Когда плясала молодёжь,  вредные – идейные старухи  звали участкового, незаметно подходил, наблюдал. Видели, никак не реагировал, уходил.
По поводу музыки зловредного запада, старухи  были начеку. Видели, участковый говорил с ними, о чём, неизвестно.  У нас было частенько не профессионально, дурачество, может об этом. Или, о том, иностранные мелодии всё чаще в домах звучали, время менялось… Несмотря на рекомендации народу, полька, вальс и ни – ни чего другого…

      Двор «игрался» от кино, передвижная установка частенько крутила во дворе, киномеханик, экран, скамейки. Что кино будет и, как правило, про гражданскую оборону, ждали. Перед показом, оповещение о приглашении, звуком на все прилежащие дворы, киномеханик крутил песенную мелодию на весь звук, или включал музыку ритмовую.
Двор малолеток даже выхватывал веяния ритма от заунывного про ОМП, про что такое ядерный взрыв, текст сопровождался на экране музыкой «за кадром», ритм выцеживал из скучнейшего музсопровождения,…  вот стремление!
Получалось. Девчонки быстро схватывали и их сарафаны подпрыгивали как надо. Всегда было ощущение, тренируются где – то, разучивают ритмы отдельно от нас.
Окрик, бдительность старших, не очень – то стопорила. Было весело.
От того времени сохранилась  фотография. Я в рубашке бело - жёлто – оранжевая, (фото чёрно - белая),  в крупные полосы, где приобрёл…, не знаю. Узкие брюки, сам перешивал. Причёска «буги – вуги» «кок», … гребень, вверх торчком. Дразнили стилягами, а что это такое?
Понимали, что – то отличительное от других.

     Бывало, везло. С открытыми ртами слушали, кому посчастливилось побывать на Всемирном фестивале в Москве в 1957 году, видели африканцев вживую пляшущих «дикий» танец рок – н – ролл. Вздыхали, завидовали, мечтали… 

     Классом ходили в походы, группой пацанов сплавлялись по реке. От избытка чувств, молодёжной неуёмной энергии, звуки  ртом, крики, ритм губами не хуже гармошки. Вопли  имитировали  африканских диких племён.
Ритм долбали на котелках ложками.  Телодвижениями выделывали фигуры танцев. Музыкальный инструмент, одна гитара. Сверхпростой «бой», добавляли  РИТМ костяшками пальцев, ладошками по грифу!

«Ревёт
             музыка скандальная,
Труба
             пляшет, как питон!
……….
Лица,
             рубища, вопли какаду,…
……….
Рок – н – ролл. Факелы бород.
Шарики за ролики! Всё – наоборот.
Рок – н – ролл – в юбочках юнцы,
А у женщин пробкой выжжены усы.
……….
Рок – н – ролл –
           танец роковой!
……….
По прохожим
             пляшут небоскрёбы –
………
Наша юность…
РОК! РОК!
SOS!  SOS!   
                А. Вознесенский, поэт. «Отступление в ритме рок – н – ролла», фрагмент.

---------------------------

«Рок – н – ролл –
                танец роковой!»

     Было предупреждение 35 Президенту США при вступлении его в должность.
Бунт малолеток при прежнем руководителе Эйзенха;уэре, о запрете слушать кумира рока Элвиса Пресли, плясать под его мелодии «дикие» танцы…

     Как предсказание поэта Вознесенского постфактум и не его одного, американских и русских деятелей культуры своим руководителям стран, Хрущёву и Кеннеди,
«Наша юность…
РОК! РОК!
SOS!  SOS!»   
               

Конец 5 главы.
Продолжение следует.