Отблеск свечи

Ольга Бесса
Отблеск свечи


- Давайте остановимся и спросим куда дальше ехать. После Иванова дорога сильно петляет - сказал Андрей, озираясь по сторонам.
- Смотри, слева, немного впереди, похоже на кафе. Можно остановиться, выпить чая и спросить дорогу, - выглянула с заднего сиденья Света.
    Компания припарковала машину и вошла в небольшое приветливое кафе.
Поездка к Батюшке была давно запланирована и несмотря на снежный и прохладный день друзья отправились в путь.
Накануне поездки в доме Андрея и Лиды раздался звонок.
- Лидкааааа.... ,- раздался в трубку рыдающий голос Светы, подруги Лиды. - Мне так плохо...
Света рассталась с очередным ухажером. Личная жизнь у девушки явно не складывалась. Немного ветреная, но уже готовая создать семью, Света постоянно с кем-то встречалась и постоянно с кем-то расставалась. После этого следовал традиционный звонок лучшей подруге Лиде , вечерний чай с тортиком и разговоры до полуночи. Но сегодня Лида, хоть и сочувствовала подруге, не могла засиживаться допоздна. Завтра рано вставать и хочется  быть отдохнувшей.
- Слушай, Свет, а поехали завтра с нами?
И Светка поехала.
После горячего чая в ивановском кафе  было тепло и уютно. Светка тускло смотрела в окно, но не видела заснеженных пуховых полей, елового леса, такого уютного, словно приглашавшего  прогуляться среди раскинувшихся ветвей. Светка думала о своей нелегкой доли и о том, как повезло Лиде.
А Лиде действительно повезло. Повезло в том, что любила мужа, а муж отвечал ей преданностью и нежным вниманием. Не хватало только малыша, чего так сильно хотели супруги. Но вот после пяти лет, обойдя всех врачей, они похоже уже смирились с бездетной судьбой.
***
А Илья Муромец-он уехал в юрьевец
А Разин Степан-там совсе пропал
Народная частушка


       Вот и показался Юрьевец. Друзья планировали провести здесь ночь, осмотреть город и на следующий день поехать в монастырь.
Юрьевец-старинный город, раскинувшийся на Волге, основан в 13 веке. Когда приезжаешь сюда, кажется, что попадаешь в другое время. Небольшие домики с покосившимися окнами, все еще поражают своим великолепием. Город, как будто нарисован на холсте.
-Наверно здесь невероятно красиво летом,- сказала Лида, мечтательно смотря на белые просторы замерзшей реки
- Обязательно вернемся сюда летом , -пообещал Андрей, впечатленный нетронутой природой и оглушающей звенящей тишиной.
- Красота красотой, но очень хочется кушать, -прервала созерцание Света
Оглянувшись , товарищи увидела небольшое здание с надписью «Столовая».
- Где вы видели пирожки по десять рублей и тарелку борща за сорок? Да еще и такие вкусные, я лично нигде, -Андрей уминал за обе щеки вторую тарелку борща.

После небольшой прогулки по улочкам Юрьевца друзья все-таки замерзли и направились на поиски гостиницы. Это было совсем несложно, город небольшой и гостиница всего одна.
- Добрый день. Нам нужен двухместный и одноместный номер.
- Номеров мало. Сейчас рыбацкий сезон, -ответила с виду суровая женщина на ресепшене.
- Могу вам предложить один номер, восьмиместный. Но не пугайтесь, ночью с лова придут рыбаки.
- Ой нет нет, не надо нам рыбаков ,- испуганно сказала Света.
- Тогда оплачивайте весь номер.
Оплатив весь номер, друзья прошли в  апартаменты. Комната напоминала больничную палату, узкие кровати, стоящие вдоль стен, стол около окна и большой шкаф около двери.  Но было тепло и чисто, что было самое главное.
Картину добавляли длинные , освещенные чуть приглушенными лампочками , коридоры. В конце коридора, обнаружив небольшую кухню, очень обрадовались. Теперь можно поставить чайник. Но на стене висела грозная табличка  “ стоимость  пользования чайником -10 рублей. Просьбы без оплаты не включать." Такие же таблички висели около сковородки и других предметов домашней утвари. Улыбнувшись и пожав плечами, Андрей спустился вниз и оплатил пользование чайником.
Утром все проснулись рано. На улице солнышко уже ярко освещало город. Позавтракав в ставшей любимой столовой, путешественники отправились в монастырь.

                                                          
«Чем глубже смирение, тем более откровений бывает являемо сердцу, любящему Бога».
    
                                                              Старец Георгий, Задонский затворник

     Уже на подъезде к храму всех охватило чувство, у каждого свое. Свету почему-то беспокойство и конечно свойственное ей любопытство, Андрея чувство благоговения и Лиду чувство надежды. Разговоры утихли и все молча вышли из машины.
К Храму примыкало кладбище с ухоженными могилками. Везде можно было видеть людей , каждый  чем-то занят.
- Вот поработать бы немного здесь, смотри бревна какие лежат,- указал Андрей на огромную кучу сосновых бревен.
В Храм можно было войти, но служба должна начаться только ночью. Выйдя, друзья оглянулись по сторонам. Вдруг к ним подошла средних лет женщина и спросила
- Во Славу Господу не хотите потрудиться ?
- Конечно да!,- первым среагировал Андрей -Я готов! Как-будто кто-то прочитал его мысли.
Мы тоже согласились. Незаметно Светка скривилась немного, но выбора уже не было. Андрея увел за собой мужчина в длинной телогрейке и высоких валенках. А мы пошли вслед за нашей новой знакомой.
- Ну что, будем чистить капусту!,- сказала Вера , так звали женщину.
- Вот вам одежда, а то испачкаете свою- то. Работа -то не из чистых, да и в подвале сидеть будем.
Девушки спустились в холодный подвал, который был завален овощами. Вера с неженской силой подхватила большой мешок с капустой и поставила перед подругами.
Показала как нужно чистить.
Работали в молчании, было видно по губам, что Вера молилась за работой. Лида и Света полностью сконцентрировались на капусте. За работой прошло наверно пару часов, время можно было определить только по затекшей спине и одеревенелым рукам. Капуста в мешке уменьшалась, но очень медленно. Вера казалось не замечала тяжелых вздохов Светки, которая пыталась поймать взгляд Лиды и сказать, что она устала.  В это время в дверном проеме подвала возник спасительный образ Андрея.
- Ну что, девушки, как трудится? Казалось прогромыхал в тишине подвала звонкий с мороза голос Андрея
- А что, ты уже все закончил?,- спросила Лида
- Я закончил, как раз те бревна таскали, представляете.
Андрей был радостен и светел.
Девушки, оставили капусту , решив, что раз Андрей закончил значит и они тоже могут теперь отдохнуть. Вера поблагодарила их с улыбкой и тепло распрощалась, сказав, что здесь работы-то осталось на минут тридцать и она запросто все сама доделает. Тем более скоро будет ужин в обшей трапезной.
Пройдя несколько шагов в сторону столовой, они услышали как кто-то их окликает.
-Молодежь, не поможете ли снег немного подчистить здесь? Здесь совсем немного. За полчаса управитесь..."
Лида со Светой удивленно переглянулись и у них в голове промелькнула одна и та же мысль. Это те самые полчаса, что мы не доработали.
После работы на свежем воздухе аппетит у всех был хороший. Все еду наливали в одну и туже миску, для смирения. Когда дело дошло до чая, Светка уже была готова отодвинуть миску, но Лида вовремя ее толкнула локтем, отказываться нельзя.

     И вот пришло время ожидания службы. Сначала друзья немного посидели в машине, но затем было решено ждать в Храме.
Храм был удивительный. Не такой как все, не такой как они привыкли видеть в городе. Здесь не было ничего лишнего. Все было сделано в строгой скромности. Народу собралось уже много. Кто стоял, кто сидел на лавочке с закрытыми глазами. Кто-то лежал на матрасе прямо на полу. Вдруг двери открылись и вошла добротная женщина, сбросила длинную шубу и легла на нее. Время прошло незаметно.
И вот началась служба. Было что-то особенное здесь, что-то такое, что позволяло думать только о том, что происходит, слушать голос, читающий молитвы. Лида посмотрела на Свету и в отблеске свечи ей показалась, что подруга плачет, но может только показалось
В следующее мгновенье Светка уже с любопытством оглядывалась на стоящих вокруг. Андрей стоял на мужской части Храма и Лида не могла видеть, как глаза мужа, озаренные внутренним светом, поднимались к своду.
Затем была общая исповедь, причастие. Почти всю службу плакал ребенок.
Затем крестный ход вокруг Церкви и затем все люди выстроились в длинную очередь к Батюшке. Встали и наши путешественники. Каждый со своим вопрос, каждый со своей болью.
К машине возвращались молча. Говорить не хотелось. Света упорно смотрела на снег под ногами и была задумчива. Андрей смотрел на небо на горизонте, день уже начинал заниматься. Одна Лида смотрела вокруг и радовалась свежему воздуху и снегу, который мягко начал падать на ее еще мокрое от слез лицо. Она плакала, но это были слезы радости и легкости.
Через год после поездки у Андрея и Лиды родился сыночек. Света с удовольствием оставалась с крестником и уже не звонила вечерами Лиде.
Она несколько раз возвращалась в дивное место, в котором ранее побывала. И уже не обращала внимание на чай в той же миске что и суп и на затекшие от чистки капусты руки. Она точно знала к чему  идет и зачем ей это дано. Она начала верить, что все имеет значение и что самое маленькое происшествие может наложить на нашу душу большой отпечаток.