Вареники со слезами

Петр Панасейко
          
       


          Бабушка Даша  в семейное меню включила вареники с шелковицей. В шестидесятых годах прошлого века многие колхозы на Украине увлекались выращиванием шелковицы. Эти высокие деревья хорошо переносили зиму, являясь устойчивыми к холодам. Шелковица манила к себе не только вкусовыми качествами, наличием витаминов и лечебными свойствами. Она интересовала руководство коллективных хозяйств в первую очередь совсем по другой причине: для разведения шелкопрядов и получения шелковичных коконов, являющихся в текстильной промышленности сырьём для изготовления натурального шёлка. Листья же шелковицы  - это основной корм для гусениц тутового шелкопряда.

        Согласовав меню с дочкой и зятем, Дарья Михайловна позвала с улицы свою внучку Лиду, недавно перешедшую в пятый класс. Впереди у неё намеечались длинные летние каникулы. Их она проводила с соседкой  Аней, старшей по возрасту. Бабушка считала её хорошей подружкой внучке и уговорила сходить  за шелковицей. Та с явным нежеланием, но  всё же согласилась.

           Вечером вся семья Тимофеевых на ужин ела вареники с шелковицей. Никто кроме Лиды не знал, какой ценой досталась  шелковица.  Однако после того, как одна, вторая, третья слеза дочери начали капать в тарелку, мама  заподозрила неладное:
        - Что с тобой, доченька? Почему ты плачешь?
        - Всё нормально, мама, вспомнился страшный сон.
        - Что же тебе такое страшное приснилось?
        - Приснилось, что мы с Аней пошли в лес за ежевикой, она завела меня в глубь леса и сбежала, а я не могла сама выйти оттуда.
        - Она же твоя лучшая подруга. Не обращай внимания на сон.
         
           Девчонка ничего не ответила, лицо её покраснело, губы задрожали. Положив на стол вилку, она выбежала с летней кухни во двор. Подбежала к калитке, но открыть не успела. За неё это сделала шедшая к ним в гости тётя Галя. Увидев на глазах племянницы слёзы, остановила её, обняла и тихо спросила:
          - Мама уже знает?
          - Нет. А плачу я от того, что невольно обманула её.
          - Ладно, не плачь, сейчас разберёмся. Пойдём обратно.

           - Кто мою племянницу обидел, признавайтесь? – издалека задала вопрос гостья.
            - Садись и поешь лучше  вареники, Галя.  Не пойму, как можно так расстроиться из-за какого-то глупого сна. Если бы я плакала после каждого плохого сна, то слёз не хватило бы, - ответила мама.
              Тётя села за стол, ей бабушка подала тарелку с варениками. Все, в том числе и Лида, продолжили ужинать. После него все вышли во двор на свежий воздух.
               - Плохие сны, конечно, плохо, - начала разговор Галина, но ещё хуже, когда это происходит не во сне, а наяву.
                - Не поняли? Поясни, что ты хочешь сказать? - в один голос спросили папа с мамой.
                - Пожалуйста, слушайте.

              Бригада  колхозниц, в котором работала родная сестра мамы, в тот день получила задание: в полном составе отправиться на шелковицу. Но не ягодки чёрные и белые собирать. Это  занятие председатель поручил другим. Им же предстояло резать ветки деревьев с листьями. Эти лакомства очень любили гусеницы тутового шелкопряда. В прошлом году план по его разведению колхоз не выполнил по вине другой бригады. Поэтому нынче на такую ответственную работу руководство хозяйства направило передовиков. Шелковица росла за селом и занимала обширную территорию. Деревья были многолетние и собой закрывали солнце. Детям, любителям шелковицы, запрещалось появляться в этих местах. Им разрешалось собирать ягодки  на деревьях, растущих на территории самого села.

             Колхозницы работали по - «стахановски» и к обеду выполнили дневное задание. Собирались ехать обедать в село на телегах. Они уже тронулись с места, проехали метров сто, как услышали детский плач. Остановились.
             - Что случилось? Почему остановились? – спросил, вернувшийся на лошади  бригадир.
             - Ребёнок где-то плачет? Послушайте.
              Все «замерли».
             - Стойте здесь, я сейчас проверю, откуда раздаётся плач, - приказал начальник.
      
             Под высоком деревом шелковицы, согнувшись в клубочек, лежала и плакала девочка лет одиннадцати. Возле ней стояло лукошко с шелковицей. Бригадир подошёл к ней, поднял на ноги и спросил:
              - Как ты тут оказалась одна, да ещё в таком нехорошем месте?
                Девочка не могла от испуга говорить. Только плакала. Вместе они пошли к телегам с колхозницами. С одной из них не встала, а взлетела Галина, увидев свою племянницу. Ни тётя, ни её подруги так и не могли узнать, что же с Лидой случилось. По приезду в село она просила никому ничего не рассказывать.

               Когда тётя закончила свой монолог, не выдержала бабушка:
               - Внучка, чувствую я, что это происки твоей подруги. Как же она оставила в «дремучем лесу» тебя одну? Расскажи нам правду.
             
               Вначале подружки собирали шелковицу с краю, незаметно передвигаясь в глубь. Лида очень быстро насобирала своё лукошко и намеревалась идти назад.  В то время как у Ани оно было заполнено едва наполовину. Шелковицу она больше кидала себе в рот. Потом неожиданно взяла и высыпала ягоды на землю:
             - То, что мы с тобой собрали – на вареники не годится. Выбрасывай и ты. Пойдём дальше, я знаю, где есть вкусная шелковица.
      
               Лида не послушалась подружку, но за ней последовала, боясь потеряться одной. Во-первых, та на целый год старше, во-вторых, она же  со своей мамой тут была неоднократно, места ей знакомые. Что касается самой Лиды, то в этом шелковичном лесу она появилась впервые.

              Дошли до требуемых деревьев, подружка быстро наполнила своё лукошко.
              - Теперь давай присядем и перед дальней дорогой отдохнём маленько, - предложила она.
         
                Присели, отдохнули, обе от усталости задремали. Сколько прошло времени Лида не помнила, но проснувшись, никого рядом  не обнаружила.
               - Аня! Аня! Где ты? Не шути так? Я одна не найду дорогу, - отчаянно просила девчонка.
                А в ответ – тишина. Лида  пошла влево, потом - вправо, потом- прямо, но « свет в конце туннеля» упорно не появлялся. Поставив на землю лукошко, она села рядом и громко стала плакать.

               Закончив рассказ, девочка на этот раз не плакала, ведь рядом с ней находилась спасительница.
             
                - Насколько мы тебя поняли, Анна от тебя просто сбежала? Зачем? Ведь вы с ней были подругами, кажется?- спросила тётя.
                Ответа  не дождалась, ибо  племянница его не знала. Ответ нашла бабушка, да и то чисто случайно.

                Дарья Михайловна, находясь на заслуженном отдыхе, подрабатывала в местной больнице уборщицей. Однажды, когда она находилась в кабинете главврача, последний вернулся  преждевременно с обеда. Бабушка поведала ему о приключениях  внучки, которая  стала плохо спать. Просила выписать какие-нибудь таблетки.
                - Таблетки я выпишу, но  это должно остаться  между нами, пусть ваша внучка держится подальше от той «хулиганки».- сказал тот. - После последнего её обследования, мы пришли к выводу, что у неё наблюдается психическое расстройство. Мама не поверила, от лечения дочери отказалась. Хотя, как известно, любая болезнь имеет привычку прогрессировать.   Ваш рассказ меня окончательно убедил в правильности диагноза. Иначе, зачем бы ей так поступать с Вашей любимой внучкой?
                - Спасибо, доктор, я всё поняла и всё сделаю, чтобы внучку изолировать от этой  девочки.
               
                После этого бабушка бывшую подружку к внучке и близко не подпускала. Но врачебную тайну хранила свято.

04.04.2017 г.

Фото из Интернета