Герман Гёссе - Степной волк

Панков Павел
Бывает, что человек рождается не в своё время. Его идеалы, духовные и эстетические устремления идут в разрез с идеалами и душою общества, в котором ему довелось прозябать свою жизнь. Они словно заперты в застрявшем лифте между этажами. Вокруг лишь гнетущие стены и одиночество. И тут встаёт вопрос – были ли гении, которые родились в своё время? Нет. Все они обречены быть чужими, изгоями, ибо общество всегда обладало душой мещанина. Таким человеком был Гарри – Степной волк. Так он называл себя. Он считал, что в его личности, в его Я, скрыто две сущности – Человек и Волк. Человек в данном случае человек не обычный, здесь эта сущность устремляется к знаниям, к духовным наслаждениям, как например – чтение Новалиса и слушание Моцарта, - это тяга к Бессмертным, единственное, что дарит ему истинное удовольствие и счастье от жизни. Это не просто человек в мещанском понимании, со стандартным набором мыслей и стремлений, которые укладываются в общепринятые нормы. Нет, это нечто выше трусливого и чистенького мещанства. Потому, вокруг Гарри образовалась пустота. Одиночество – его образ жизни. Одиночество в нём, вокруг него, в каждом уголке его сознания. Вторая сущность, которую выделил Гарри – это Волк. Животное хочет немного – оно хочет жизни без каких-либо моральных ценностей, без терзаний, без сомнений; оно хочет здесь и сейчас – оно хочет жить и получать удовольствие. Главный герой терзается от своего раздвоения, от двух сущностей, которых он выдумал. Он не может жить и умереть как Бессмертный, но и не может отпустить Волка с цепи. Он застрял между этажами. И ему кажется, что единственный выход – лезвие. Это он и хотел сделать, но, после метаний по городу, после внутреннего землетрясения, всё меняется. Как и герой Бальзака Рафаэль де Валентен, будучи на грани самоубийства получает могущественный талисман, который полностью меняет его жизнь, так и Гарри на последнем издыхании получает свой талисман в образе женщины. Она научит его танцевать, приручит волка, и самое главное – она будет ему приказывать. Кто она? – его третья личность? Его беспокоила мысль, что на самом деле он – это тысячи личностей, что он погряз в самообмане, несмотря на его кажущуюся гениальность, как и говорилось в том странном трактате о степном волке. Дверь в Магический театр приоткрывается, и наш ум погружается в затейливые уголки подсознания, где мы соберем себя самих из фигурок, и где Моцарт научит нас смеяться.