Дорогами жизни Гл. 4 Часть 1 Работа Ираиды

Дудко 3
Я долго искала в интернете фотографию 1980-х годов, на которой была бы запечатлена Сельскохозяйственная улица, по которой я 10 лет ходила на работу в НПО «ХИМАВТОМАТИКА», или – набережная поймы реки ЯУЗЫ, на которую  открывался вид из  окна комнаты, где стоял  мой рабочий стол…

К сожалению, ничего  не нашла, кроме одной современной фотографии, сделанной 17 ноября 2013 года.

На ней написано:

"В настоящее время часть поймы реки сильно захламлена.

Об этом заявил префект округа Валерий Виноградов во время объезда территории.

 Для этого на границе районов Свиблово, Южное Медведково и Отрадное сделают тропиночную сеть между храмом Живоначальной Троицы и храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Также очистят от ила детскую площадку в Свиблове.

Сейчас часть поймы реки сильно захламлена. Фундаменты старых зданий стоят не разобранными и мешают проходу.

- Моя идея заключается в том, чтобы создать благоустроенную тропиночную сеть на границе Свиблова, Отрадного и Южного Медведкова, чтобы людям удобно было здесь гулять, в том числе посещать храмы, - сказал префект Северо-Восточного округа Валерий Виноградов.

Эта территория будет включен в план по благоустройству на 2014 год.

http://www.vm.ru/news/
--------------------------

И что я искала, если  на набережной -  «Фундаменты старых зданий стоят не разобранными и мешают проходу». И, как и раньше – «В настоящее время часть поймы реки сильно захламлена»…

А районы указаны правильно.  И надпись, что это – ПОЙМА реки ЯУЗЫ…

Но главное, я смотрю на эту фотографию и пусть она сделана  – чуть ниже или чуть выше  того места, на которое я смотрела 10 лет из «моего рабочего окна», но от этого снимка, от разросшихся деревьев, отражающихся в спокойной задумчивости вод Яузы, неожиданно повеяло  такими давно забытыми и тревожащими душу воспоминаниями…

 Пусть, так и будет. Прошлое вернуть «ОДИН В ОДИН» - не получается…




ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

ГЛАВА  4   1980 год

ЧАСТЬ  1  РАБОТА  ИРАИДЫ


 
   К какому берегу прибьёт каноэ,
   Ведомую рукой судьбы?
   И что найдём - в волнах прибоя?
   Надеемся, но - не решаем мы...
   
  Когда в прошлом году произошла со мной вся эта пакостная история, передо мной встал вопрос - куда переходить на работу?

Мы в предыдущей Главе остановились на фразе:

 - « И вот, когда я уже отчаялась, что мне позвонят, Олег Валентинович Мицкевич позвонил мне...

На следующий год утвердили новое штатное расписание, куда ему удалось включить должность начальника сектора. Нужно срочно оформляться...»

И в который раз в жизни, мне помог мой ангел-хранитель.

Против моего приёма на работу восстали многие специалисты отдела. Должность завидная. В отделе многие хотели бы её заполучить. Особенно те, кто давно вели свои сектора, но не могли получить соответствующую должность из-за ограничений штатного расписания.

Например, это были - Брянский и Королёв, отвечающие за программное обеспечение, Каекин Олег, давно застрявший на должности ст. инженера и некоторые другие.

Я не знаю - кто именно, но кто-то из них предпринял немало усилий, чтобы помешать моему поступлению на работу в НПО "ХИМАВТОМАТИКА" - так называлось это предприятие, которым руководил всем известный - ЛУЖКОВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ и на котором я проработала полных 10 лет,  откуда  и ушла на пенсию.
 
Мицкевич лично представил меня заместителю директора по науке - КРУЦУ Геннадию Кирилловичу. Как позже я поняла, Мицкевич в моём лице готовил себе замену, так как собирался переходить на другую работу.

Круцу было, видимо, достаточно, рекомендаций Олега. Он задал какие-то банальные вопросы и дал согласие на дальнейшее оформление.

При поступлении нужно было пройти утверждение на парткоме ОКБА. Мицкевич отсутствовал и поручил представлять меня там - Королёву.

По вопросам - как, что и почему, я уже почувствовала, что люди, задававшие их, были настроены заранее негативно.

Но партком понимал, что зарубить человека, рекомендуемого заместителем директора по науке, только на основании ответов на заданные вопросы, не обоснованно.

Поэтому они приняли решение - принять меня на работу с двухмесячным испытательным сроком и отказать мне в переходе "по переводу". В этом случае нарушается непрерывный стаж. Но у меня не было выбора. А доказывать свою "состоятельность" мне было не впервой.
 
Вот так, в конце 1979 года, пройдя через все препоны, в том числе: и долгое ожидание, и бойкот на старой работе, и другие трудности с переходом на новую, я, всё-таки, была принята на работу в НПО "ХИМАВТОМАТИКА".

Интересно, вся эта история, случившаяся со мной, отдаленно напоминающая - аналогичную, произошедшую с Виктором, подтверждает действие ЗАКОНА  - моей СИНУСОИДЫ? Или это случай из другого МАТЕМАТИЧЕСКОГО КОДЕКСА?
   
И вот, наконец, в моей трудовой книжке появилась новая запись.
   
  35. 1979 г. 03.16.........................НАЗНАЧИНА ГЛАВНЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ
   .............................................ПО ОБЩЕМУ МАШИНОСТРОЕНИЮ ОТДЕЛА
   ........................................СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ
 
   
  36. 1980г. 01.11.....................ОСВОБОДИТЬ ОТ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ
  ..............................................ГЛАВНОГО СПЕЦИАЛИСТА
  .............................................ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
   
  37. 1980г. 01.14..............................ОКБА ХИМАВТОМАТИКИ
  ..........................................ЗАЧИСЛЕНА В Л-101 НА ДОЛЖНОСТЬ
  ............................................. НАЧАЛЬНИКА СЕКТОРА
   
  38. 1980 г. 02.06.........................ОКБА ХИМАВТОМАТИКИ ПРЕОБРАЗОВАНО
  .............................................В ОКБА НПО "ХИМАВТОМАТИКИ"


    
11 января я уволилась со старой работы, а 14-го начала работать в ОКБА "ХИМАВТОМАТИКА".
   
Моя новая организация располагалась на Сельхозяйственной улице.

От нашего дома, т. е. от улицы Бестужевых, добираться до работы мне приходилось с пересадками на двух автобусах.

 Один маршрут меня доставлял до метро "Ботанический сад". А оттуда можно было, пробежавшись парком, спуститься к Яузе, и, перейдя через маленький мосточек, оказаться прямо у 2-ой проходной ОКБа.

Кстати, насчёт Яузы и мосточка.

Само ОКБА НПО "Химавтоматика" занимало довольно большую территорию. Основная проходная, располагалась в соответствии с адресом ОКБА - на улице Сельскохозяйственной. Если от проходной, пойти вдоль забора, ограничивающего территорию слева, можно спуститься вниз, к речке. Завернув направо, за угол забора, попадаешь ко второй проходной.

 А дальше, вместо забора, вдоль набережной протянулось длинное бетонное здание, выбеленное в белый цвет. На втором этаже, в угловой комнате этого здания я просидела за столом 10 лет. Одно окошко - сзади меня, выходило на проходную. А второе - на узкую речку. Сколько минут, часов и дней я потратила на созерцание этого маленького моего пейзажа. Тихая гладь воды успокаивала, если возникали нервозные обстоятельства, позволяла спокойно обдумывать какие-то проблемы, а, главное - уединяться, отвернувшись к окну, изолировав себя таким образом от остальных сотрудников, располагавшихся вместе со мной в этой большой комнате.

Я ушла на пенсию уже 26 лет  тому назад. Поэтому не удивительно, что  теперь не помню - почему у меня об этой реке осталось двойственное воспоминание.

НПО "Химавтоматика" находится на набережной Яузы. И, действительно, мы, часто, в обеденный перерыв, выскакивали из проходной и спешили по набережной дойти до большого моста на Проспекте Мира, перекинутым через Яузу, и в ближайших магазинах, купив продукты, вернутся назад.

Так вот, идя вдоль Яузы, река мне запомнилась довольно широкой, с крутым противоположным берегом. А та речка, на которую я смотрела из окошка, была узенькой, да и мостик через неё был не мостик, а - мосточек.

Вот, мне и кажется, что это две разные реки? Но набережная-то, была - одна...

Почему-то, воспоминания меня уводят всё время куда-то в сторону.

На чем же я остановилась? Ах, да - от дома был ещё и другой маршрут.

Я доезжала до гостиницы "Турист". А, поскольку автобус заворачивал налево, к метро "Батанический сад", я дальше шла до работы пешком, по Сельскохозяйственной улице.

Улица входила в Северо-восточный административный округ и почему-то относилась сразу к трем районам: Останкинскому, Ростокино и Отрадное, и протянулась от улицы Декабристов до Проспекта Мира.

Позже, я узнала, что она, действительно, забегает в каждый из этих районов.

От Проспекта Мира у Ростокинского моста она перебирается через реку Яузу, пересекает 1-ый и 2-ой Сельскохозяйственные проезды, улицу Вильгельма Пика, миновав Северный вход ВВЦ и вход Главного Ботанического сада.

Затем, после пересечения Окружной железной дороги, она вклинивается в район Отрадное, пересекает Берёзовую аллею и вдоль поймы Яузы доходит до улицы Декабристов.

Раньше эта улица носила название улицы Текстильщиков, так как в этом районе располагались текстильные фабрики. Но в 1955 году её переименовали в честь Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в улицу Сельскохозяйственную.

За десять лет, в течении которых я бегала, опаздывая на работу, или плелась не спеша, если приезжала раньше положенного, "свой" отрезок пути этой улицы я выучила наизусть.

Выйдя из автобуса у гостиницы "Турист", который поворачивал к метро "Ботанический сад", я переходила улицу и дальше шла пешком по Сельскохозяйственной. На ней  вдоль тротуара стояли выстроившиеся в ряд, и готовившиеся выехать на линию - троллейбусы.

На другой правой стороне улицы (дом 9/2) в переулочке находилось трамвайное депо имени Н. Э. Баумана. Трамваи выкатывались из него и скрывались в сторону ВДНХ.
 
Позже здесь же будет располагаться депо Московской Монорельсовой Транспортной Системы. Но это будет, когда я уже стану пенсионеркой...

Дальше я шла мимо жилых домов. Само ОКБА "НПО Химавтоматика" находилось ниже жилых домов, расположенных на самой улице, и прежде, чем свернуть к центральной проходной, мне особенно запомнилась булочная. Рано утром каждый день туда привозили свежеиспеченный хлеб и хлебный аромат разливался по всей улице, зазывая зайти в магазин. Рядом располагалась аптека. Это тоже было удобно - при необходимости, можно было забежать по дороге домой.

В конце квартала, утыкавшегося в Ростокинский мост на Пропекте Мира, слева и справа располагались магазины. На углу - овощной магазин. За углом, налево - до набережной Яузы, расположился спортивный магазин, а направо - продуктовый магазин - "Людмила" и стол заказов. "Людмила" - имя магазина и его хозяйки. Так случилось, что в конце 80-ых, когда мы получили свой дачный участок, именно та самая Людмила оказалась нашей соседкой. Чего только не бывает случайного в жизни!...

Приняли меня на должность начальника сектора. В коллективе работали несколько мужчин. Почти все они курировали программное и техническое обеспечение ОАСУ - ХИМ (Отраслевая система АСУ химической промышленности). Поскольку я не разбиралась профессионально ни в том, ни в другом, я просто не лезла в эти области.

Потихонечку я знакомилась с коллективом, а они - присматривались ко мне. В мой сектор вошли одни женщины и Олег Каекин. Он занимался всем и ничем. Вернее - общеорганизационными вопросами.
 
Из женщин сразу же мы близко сошлись с Викторией Яковлевной Бортнюк. Мы дружили с ней  много лет, уже когда обе ушли на пенсию и  были соседями по дачам.

Но вот, уже несколько лет, как однажды она просто «потерялась» - пропала с моего горизонта. Она говорила мне, что когда умрёт её больной муж – Юра, она обменяет квартиру на другую и съедется с семьёй сына Саши. Второго сына – Жорика в это время уже не было в живых.

Видимо, так и случилось. Мне так и не удалось узнать – ни нового её адреса, ни номера мобильного телефона, который она тоже сменила.

Она однажды оборвала все связи с прошлыми знакомыми и воспоминаниями о прожитой жизни, которая у неё была – ой какой не сладкой!…

Вика - удивительная по своей судьбе женщина. По возрасту в лаборатории она не была старше других. Тогда ей было, где-то около сорока. Но для всех она была подругой, мамой, сестрой. Работала в ОКБА она уже давно и знала, казалось, всех. А самое главное, будучи со всеми в приятельских отношениях, она в мгновение ока могла решить любой организационный вопрос, подписать по инстанциям и затем у начальства любую бумагу, особенно, когда эти бумаги касались денежной премии.

Она дружила со всеми сотрудниками в министерстве, особенно, в нашем родном отделе АСУ. Когда я ей сказала, что при моём приёме на работу мне отказали в переходе переводом (это прерывало стаж), она удивилась, почему сразу же не обратилась к ней, она в кадрах всё уладила бы. Но тогда я ещё не знала о её "всемогуществе".

Сначала Мицкевич поручил мне заниматься классификаторами. Каждый продукт, в данном случае - продукция химической промышленности имеет свой внутриотраслевой код. Но, поскольку в Комитете по науке и технике кто-то решил, что в стране должен быть Единый классификатор, и даже была создана общесоюзная часть классификатора, всем министерствам были спущены требования, в соответствии с которыми должны были составляться отраслевые классификаторы.

Затем отраслевая часть дополняла общесоюзную и получался единый код каждой продукции. Работа была задумана для того, чтобы в Вычислительных центрах высших органах страны (ГОСПЛАНЕ СССР, ГОССНАБЕ СССР, ГКНТ и т.д.) могли обрабатывать отраслевые документы на ЭВМ. Я, работая в ГОССНАБе СССР, занималась в том числе и этой работой.

В Союзглавхимнефтемаш, где я работала, от предприятий всех отраслей поступали заявки на продукцию, закреплённую за Главком. Заявки  нужно было свести в единую общую ведомость. Возможно, это было сделать только благодаря общесоюзному классификатору. Эта громоздкая работа проводилась в ГВЦ ГОССНАБА СССР.

Отраслевой классификатор химической продукции успешно разрабатывался в моём секторе. Поэтому мои знания пригодились на новой работе.
 
Через неделю, как я перешла в ОКБа, мне исполнилось 45 лет. Мне готовили подарок от лаборатории. В ОКБа была своя стеклодувная мастерская. Кроме основной продукции, предназначенной для приборов, мастера выдували потихоньку ширпотреб, который быстро расходился между работниками ОКБА. Выдуваемое стекло было не прозрачным, а переливающееся перламутровыми и радужными разводами. Было стекло и перламутрово-золотого цвета.

Пользовались успехом заварные чайники, в горлышко которых вставлялась колба с дырочками внизу. В колбу засыпалась заварка, а в чайник - кипяток. Особенно,  ценились самоварчики, величиной с графин. Через настоящий краник можно было разливать напитки, залитые в самовар. Но это было по форме трудоёмкое литьё. Поэтому купить такой самовар было нелегко, так как их отливали мало. Но, поскольку всё это шло опять же через Вику, со временем она мне такой самоварчик достала. У нас дома до сих пор сохранился такой самоварчик - память об ОКБА.

А в день рождения в этом году, Вика решила проверить, понравится ли мне какое-ни будь изделие из такого стекла. Она поставила на своём столе красивый графин, внутри которого танцевал чертёнок. Я подумала, что, это, вероятно, подарок мне на день рождения и сделала вид, что не заметила графинчик. А Вика решила, что меня такие вещи не интересуют. Побежала в магазин, и они мне подарили деревянный декоративный кофейник. Я в нём впоследствии копила перегородки от грецких орехов для будущих настоек. Вот, так. Иногда, не нужно скрывать свои мысли, а стоит и повосхищаться чем-либо, чтобы получить желаемое!

Правда, позже, через ту же Вику я приобретала многие стеклянные безделушки. Очень тонкая и изящная работа выполнялась к каждому новому году. Мастера  выдували зверушек - лошадок, извивающихся змей и т.д., соответствующих символам наступающего года. Но они были хрупкими, и, почти, все за долгие годы хранения у нас в доме, сломались или разбились.

В этом году я съездила в командировки в Киев и в Тулу.

В Туле я познакомилась с руководителем подсистемы ОАСУ-ХИМ  "Энергетическое хозяйство" - Тамарой Ивановной Соломатиной. Мы дружим с ней до сих пор.
На днях ей исполнилось 75 лет, с чем её от души и горячо поздравляли.
75 лет, а она продолжает работать. Молодец. А нашей дружбе со дня знакомства пошел уже - 37-й год...

О впечатлениях о командировке в Киев нужно рассказывать отдельно...

   
У меня сохранилась структура и список работавших в ОКБА НПО "Химавтоматика", правда, по состоянию на 1984 год. Но, в принципе, это не так важно. Если я проработала в ОКБА с 1980-го по 1990-ый год, то состав ОКБА в 1984-м году является характерным для 80-х годов. Поэтому, для тех читателей, кого это интересует, мы эти документы приводим в Приложении.