Остров Любви III. К роману Путь апостолов. 8

Ермолаев Валерий
Приложение к роману "Путь апостолов".         
Комментарии к поэме "Остров любви!

               
Остров Любви
               
               
(  Поэма о Кипре)

Часть III. Предел и плаванье.

                1

Мир закрывал июньский взор
Закатом легковесной сини,
И на заоблачный простор
Ложился графикой из линий.

Огромный мир, где человек
Вдруг отделен от мирозданья
Ковром небес, земли и рек
И смертным воздухом познанья.

Он всеедин, как лепесток
Дремучего живого леса,
И точно так же одинок
С душой без меры и без веса.

Частица бытия всего,
Быть может цель его творенья,
Он знает все и ничего,
И верит в пропасти сомненья.

Он хочет эту синь испить,
В себя вместить всю бездну ночи,
В добре и вере с Богом жить,
И счастье всем во всем пророчить.

Увы, слепа ночная суть,
И облакам здесь не в новинку,
Закрыть собою млечный путь
Молочно-розовой картинкой.

                2

За облаком познанье глубины
И солнца луч пушит его пределы,
Оно плывет лениво и несмело
С другими вряд - подобие стены.

Благословен бездонный океан,
Создавший эти белые строенья,
Различной формы, с легким опереньем,
Курящие богам свой фимиам.

За облаками тайна глубины,
Они неровны и неторопливы,
В них прячутся столетья словно сны
На воздухе прозрачном и счастливом.

         3.

События глуша, ведет душа
К тем роковым минутам человека,
Когда природы вечная опека
Ему навечно больше не нужна.
      
                4

Из раковин судьбы у жизни долгий взгляд,
Так сердце с разумом... так берега и море...
Все бесконечно движутся, шумят,
С природой то в согласье, то в раздоре.

Бессмертный Океан та чаша Бытия,
Которую испили мы от Бога,
С которою пройдем и ты и я,
Лучом Фаворским осветив дорогу.

И впрямь выводит к свету темнота.
Блаженны нищие, без суеты и спеси,
И катятся столетья, как года,
Под куполом лазурным поднебесья.

                5

Как разрушало время Божий Храм,
Который Сын по камешку лелеял,
Тогда он был и выше и милее,
Ровнее спереди и круче по углам.

Но так не прочен юности фасад,
В круговороте пены и прибоя,
И ребра стен натружено трещат,
Покрытые соленой сединою.

А волны все накатом за накат,
Уносят то, что было... и не было...
Уж Храма нет, один кромешный ад,
В котором Вечность свечку погасила.

И кажется - вот темень навсегда,
Но на Востоке вновь горит звезда.


                6

Грех поглотил телесный плен...
Спасибо вам вода и хлеб
За то, что  князя тьмы совет
Вы превращаете в Завет.

Что пропитали суть вещей,
И солнцем скрасили слова,
И в золоте его лучей
Сияют ярко небеса.

Вас истина с собой взяла,
С мечом и в латах против всех,
Познавших силу, власть, успех.
Их плоть манила и звала.

И не постигнуть никогда
Им глубину и даль времен,
В  которых пребывает Он.
Всю благодать всего во всем...
Спасибо вам - вода и хлеб.
             
                7

У Предела - без Предела,
Справа бездна, бездна слева,
Микрокосм и макрокосм,
Только шаг - и под откос.

Шаг вперед - и в тайну ночи,
Попадают кто захочет,
Шаг назад - и в мир иной
Попадают с головой.

Триединство у Предела
Вечность высветила смело,
Бег планет, текучесть рек,
В середине - Человек! (i)

Ах, как хочется сорваться
В это звездное богатство!
Выше гор и облаков,
От морей, материков.

Руки протянуть кометам,
И скользить быстрее света,
Прославляя на лету
Жизни вечной чистоту.

Но, сбивается дыханье...
Человеку в назиданье
Тело смертное дано
И зовет к земле оно.

Космос этих бед не знает...
Воздух в легкие качает,
Направляет в кровь поток,
Что б тянулся жизни ток.

                8

У каждого в судьбе есть свой Вожатый,
И потому не стоит говорить,
"Что человек, как  бы мельчайший атом,
В пространстве звезд назначенный прожить».               

Где каждый шаг неровен и тревожен,
Считай или рассчитывай пути,
Былое не понять не уничтожить,
И будущее в яви не найти.

Да атом есть, а значит ряд событий,
Как в колбе пузырьки легко вздохнут,
И роком взболтанные по наитью,
Смешавшись с бездной в хаосе умрут.

У каждого в судьбе есть свой Вожатый,
Но, покоренный , продолжает быть
В пространстве звезд - один мельчайший атом,
И путь его уже не повторить.

                9

Познанье Бог - и знанье не причем,
Мир звезд не обещает отражений,
В распятой дали как заключен
Для восприятья Вековечный Гений.

И никакими сводами цитат,
И никаким рассудком алгоритма,
Не будет выверен с душой разлад,
И сердце узнано по  ритму.

Познанье Бог, а Вера тот же клей,
Скрепляющий слова Евангелистов,
Что для проникновенья в суть вещей
Достаточно ночевки в поле чистом.


                10
               
У тех, кто погрузился в море,
Вскипает кровь и сердце жмет...
Как волны кротки на просторе,
Как давит их надводный свод.

Так глубина и даль связали,
Два естества одной тоски -
И беспредельность у печали,
И в жилах рвущихся виски.

Подводный мир в безмолвье тонет,
В мох упакован, крепко смят,
А наверху, сойдясь в истоме,
Морская гладь и воздух спят.

Там судьбы, в темноте, убиты
Пиратов, рыцарей, купцов...
А здесь, на солнце, все открыто -
Читает свет молитвослов.

И ощущение Предела
Для человека настает,
В его исканиях несмелых,
Куда нас глубина ведет?

Но бездну открывают горы,
То, что даровано Лукой, (ii)
Пред изумленным скрыто взором
Икона Матери Святой.

Слеза Благословенной Девы,
Мир высших помыслов Христа,
Здесь разрушаются Пределы,
Душа становится чиста. (iii)

Над пропастью, по серпантину
Дорог, в изломанной судьбе,
На Киккос, словно в Палестину, (iv)
Бредут страдальцы во Христе. (v)

Уютный вход в камнях суровых
Здесь Михаил и Гавриил, (vi)
Благословляют к жизни новой
Тех, кто терпел, страдал, любил.

Так ни пространствам, ни глубинам,
Не подчиняется закон,
Когда всем деисусным чином  (vii)
Сияет дерево икон.

                11

Как марля, скользящая по ватину,
Ласкающая его сбитые комья,
Так облака материк задвинули,
Чтоб его в самолете не помнили.

А солнце лучи посылало неистово,
Вовсю потроша небесную вату,
И хаос чьих-то судеб списывало
В сигарете стальной и рукастой.

Крылом растопыренным ножа фигурного,
Пространство скользило в прозрачных надрезах,
И двигатель купался в маршах бравурных,
В предчувствии пассажирского ликбеза.

И вдруг, осклабившись, холодной Арктикой
В поисках белого медведя,
Поземка летела, ища напарника,
Чтоб сообщить ему все свои беды.

Белые пашни плуг воздуха пестовал,
В заиндевелом окне иллюминатора,
И грозе облаков не хватало места,
Под посевы от полюса и до экватора.

                12.

Salamis Glory катает туристов  (viii)
В Хайфу и на Кипр обратно,
На Salamis Glory всем понятно -
Делать все вовремя и аккуратно.

Матросская выправка официантов -
Морские волки в овечьей шкуре,
В буфетном звоне пустых стаканов,
В салфетках виски и в полном ажуре.

Но тонет английской выправки школа
В уроках ночного моря и звезд,
И стальная машина в склянках колокола
Не воспринимается всерьез.

            
                13

Не так апостол Павел и Варнава,
Днем море волновалось лишь чуть - чуть,
Но корабли не возвращались в гавань,
Не ведая, что будет трудным путь.

Не так жилось с Христовым откровеньем, (ix)
Страсть проходила ровной чередой,
Но без Учителя росли сомненья,
Не ведая, как с верой быть святой.

Бежать...бежать... твердил апостол Павел (x),
Я  христианской веры не знаток,
Мне и еврейских бы хватило правил,
А Он явил мне новой жизни ток.

Зачем распятье, если есть герои?
И разве Бога можно одолеть?
Зачем страданье, если духом стоек?
Зачем в бессмертье шествовать на смерть?

Бежать...бежать... твердил апостол Павел,
Дар Слова для деяния зовет,
Антиохию я на Кипр оставил
Миссионерский делая поход.


                14

Как дышит море яростно и дико,
Пока на штиль не сменит свой мотив,
Театр открыт для солнечных софитов,
И облака ведут речитатив.

У триединства - море, солнце, небо,
А также  - море, небо и земля...
В какие дали и в какие Веды
Кто в этой жизни бросит якоря?

Каких глубин выныривают тайны
На сплющенном пространстве из теней?
Какою гладью поплывут?  В астральность
Какой судьбы прошествуют по ней?

По Архимеду все легко и просто,
Но глубиной не властвует закон,
Там, в мраке, беспросветном и промозглом
Живут одни беспамятство и сон.

И если сна приворожить дыханье,
Как предопределение пути,
Возникнет тень в глубинах мирозданья,
Ее никто не сможет  обойти.

В ней мир иной, иное отраженье
Прямых, обратных, прочих перспектив,
В ней бездны лик и память и нетленье,
В ней с этой жизнью вековой разрыв.

                15

Куда плывет рыбак? (xi)
За рыбой и судьбою.
Чтоб не попасть впросак,
О чем он Бога молит? (xii)
Чтоб дал на этот раз
Улов ему богаче,
Да довести баркас
До пристани удачно.

Куда же все плывут?
За горизонт и дали,
Чтоб видеть красоту,
И испытать печали.

Куда плывут одни
Философы, поэты,
Свои труды и дни
К бессмертию наметив?
Да к Богу и плывут,
К единственному Богу,
В словах - дела живут,
К делам - слова в подмогу.

Так душу шевелит,
Легчайший шелест моря,
И потому не спит
Душа с пространством споря.

(i ) В теории Предела выделяются три структуры, слитые в единое. Первая структура или мир - это мир бытия, окружающий человека. В этом мире человек прежде всего имеет тело, окруженное бесконечными проявлениями природы, особенно знойного солнца, светлого дня. Буйство красок вместе с тленностью тела ведет к увяданию и умиранию. Процесс увядания не конечен, а наоборот, прекрасен как осень, ибо этот процесс ведет ко второй структуре - к звездам  и бесконечности, к бессмертию. Итак, второй мир  - мир бесконечного, холодного космоса, усыпанного миллионами звезд. Третий мир, или структура, - мир сна и теней, мир таинственный и загадочный. И все эти три мира вместил в себя человек.
Человеку предназначено осуществить необходимую «золотую середину» - живую связь мира, летящего в бездну, с миром иным. Такая роль предустановлена в творении, еще до падения человека. Но - по Промыслу Божию, по заданному им в творении «архетипу» человеческого назначения  - после катастрофы первородного греха, человек же и начал осуществлять спасительную связь гибнущего под дьявольским ярмом мира с миром иным.
(ii) Монастырь Киккос был основан в период правления византийского императора Алексия Комнина в конце II века и одним из первых его приобретений была икона Благословенной Девы Марии, которая была написана Апостолом Лукой. Эта икона до сих пор является частью иконостаса монастырской церкви. Монастырь находится на высоте 1143 метров над уровнем моря, на горе Киккос в окружении сосновых лесов.
(iii)  Цель христианства заключается в Спасении, в достижении высшего блаженства, т.е. жизни в полном единении с Богом в соответствии с Божественным замыслом. Спасение имеет личный аспект - спасение отдельной личности и вселенский -возвращение всякой твари (всего творения) на путь предначертанный Богом, от которого тварь уклонилась вследствие греха человека. Спасение твари - следствие Спасения человека. Спасение человека, которое он получает по вере в Иисуса Христа, является актом, в котором грешник вступает в союз с Богом, и Богобещает его спасти, и процессом приобщения человека к Божественной Природе. Мы спасены, спасаемы и будем спасены. Всеэти три этапа Спасения человек получает даром от Бога. Т.е. прощение грехов, вины (спасены) получает каждый уверовавший, освобождение от чувства вины, скорбей, болезней получает тот верующий, который прилагает усилия, будучи побуждаем Духом Святым (спасаемы) к исполнению заповедей. Спасение от смерти - будущее воскресение (будем спасены) верующий получит даром от Христа воскресшего. Для спасения необходим акт покаяния, т.е. заключения с Богом Договора, по которому человек обещает хранить веру и соблюдать заповеди, а Бог обещает помогать в земной жизни и в конечном итоге спасти человека. Человек всегда неверен  своей половине договора, но Бог верен, потому что от Себя отречься не может. Имея Спасение в смысле пребывания в Союзе с Богом, человек должен изменяться (каяться) под воздействием благодати, приобщаться кБожественной природе, в этом заключается процесс Спасения.
(iv ) Палестина - название Святой Земли, введенное римским императором  Андрианом в135 году после подавления еврейского восстания (Сирия - Палестина). Название Палестины происходит от имени филистимлян.
(v)  Паломничество (от латинского «пальма») путешествие к святым местам с религиозной целью. Первоначально паломничество совершали в Палестину, откуда паломники привозили пальмовую ветвь. Кроме Палестины христиане совершают паломничество к чудотворным иконам, в монастыри.
(vi)  Согласно христианской традиции, существует девять ангельских чинов, подчиненных Богу: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, начальства, архангелы, ангелы. Имена архангелов известны из канонических книг Библии: Михаил (еврейское «кто как Бог»), Гавриил (еврейское «сила Бога»). Гавриил возвестил священнику Захарии о рождении Иоанна Предтечи, а Пресвятой Деве Марии о зачатии и рождении от Нее Спасителя мира.
(vii)  Деисус, деисусный чин (от греческого «деисис»-молитва, или  «диссос» - двойной) - трехчастная икона, ядро алтарной  преграды: в центре Христос, по сторонам  Божья Матерь и Иоанн Предтеча.
(viii)  Глория -от латинского «слава» , начало большого славословия, ссответствующего православному Славословию великому. «Слава» - так же является изображением божественного сияния на иконах, то же, что нимб, ореол.
(ix) Апостол Павел по происхождению был еврей и принадлежал к колену Вениаминову, а по воспитанию и вероисповеданию - к известнейшей секте фарисейской. Его учителем был Гамалиил - известнейший законоучитель еврейский из фарисеев, за ученость называемый  славою закона и раввином (т.е. первым, главным учителем), давший синедреону совет благоприятный для апостолов. Апостол Павел был тщательно наставлен им в законе отеческом. Вероятно Павлу было 22-25 лет от роду, когда Господь Иисус Христос начал Свое общественное служение. Евангельская проповедь апостолов и особенно воскресение Христа из мертвых, которое они главным образом проповедовали, возбудили сильное негодование среди еврееев, что и выражалось неоднократно еще за долго до обращения Савла в христианство в явном гонении против христиан. Стефан, красноречивый и мужественный защитник новой христианской религии, был схвачен и побит камнями на смерть. В числе зрителей, может быть зачинщиков этого кровавого дела, находился и Савл, который, как можно полагать из обращения с ним убийц, и по его собственным словам, был вполне единомыслен с ними в преступлении. Его природные свойства, таланты и воспитание сделали его главою гонения на апостолов и их последователей, и он действовал на этом поприще с небывалой ревностью: заключалверующих в Господа в темницы и бил в синагогах. Он даже достал себе полномочия от первосвященников иудейских отправиться в Дамаск, в котором скрылись многие из учеников Христа после убиения Стефана, с тем, чтобы всех последователей Христовых, которых только мог найти, без различия пола и возраста, привести в оковах в Иерусалим на истязание. Но на пути в Дамаск его поразил чудесный свет с неба,  столь яркий и сильный, что он лишился зрения. В тоже самое время Господь Иисус Христос открылся ему
(x)  Павел - апостол язычников (народов). Родился в малоазийском г.Тарсе в иудейской семье, имевшей римское гражданство. Его еврейское имя - Шаул, в русской инте рпретации - Саул, Савл. Об обращении и трех миссионерских путешествиях Павла повествуется в книге «Деяния Апостолов». Проповедуя среди язычников, Павел пронес Евангельскую весть от Палестины до Рима. Согласно традиции он был обезглавлен в Риме в 67 году. Павел считал, что выполнение предписаний Ветхого Завета  для христиан не обязательно, а для христиан из язычников даже греховно. Главная идея Павла - духовное спасение исключительно через веру во Христа.
(xi)  Из двенадцати святых Апостолов рыбаками были Симон, Андрей, Иаков, Иоанн. Все они родились в Вифсаиде и жили в Капернауме.
(xii)  Молитва - обращение верующих к Богу . Успех молитвы полагается в силе Бога, правильной евангельской вере просящего, примиренности  молящегося с другими людьми, содержанием самого прошения, которое не может быть выполнено, если будет греховным или бесполезным. Успех молитвы не зависит от количества и « правильности»  слов , от посулов, обетов Богу, а от личности просящего, от того, насколько он угоден Богу, и от воли Божьей.  Самый «низкий » вид молитвы - прошение. Более высокий - благодарение, высший - хвала.