Часы, заведённые в прошлое

Юрий Мочалов
     Наталья сидела на высоком каменистом берегу и наслаждалась погожим июньским утром. А там, далеко внизу, - палатка и резиновые лодки, на которых они приплыли всей семьей к этому месту - месту последней ночевки в их трехдневном путешествии по реке. Голубая лента Берди в зеленом обрамлении кустарника и леса невольно возвращала ее к самым истокам детства.
     Еще семилетней девочкой она сплавлялась по этой реке вместе с отцом и его друзьями от бабушкиного дома в Маслянино до родного Бердска. Пение туристов под гитару Сергея, ставшего впоследствии ее мужем, срывающиеся лепестки пламени с горящих сучьев костра и ласковое журчание воды в реке - все это наполняло детскую душу непередаваемым ощущением счастья. И ничто не предвещало беды, внезапно свалившейся на ее хрупкие плечи. Отец ушел от матери к другой женщине и завел новую семью. Нет, он не забывал о своей дочке. Когда она подросла, брал ее с собой в походы по Алтаю. Но только после них ей становилось еще горше.
     Возможно, от стремления с кем-то поделиться своими переживаниями и, конечно, не без влияния матери она обратилась взором к Всевышнему. Вот и дочек своих, Маринку с Аленкой, которые лазают сейчас по склону, собирая клубнику, она приобщила к Богу, как носителю высших нравственных ценностей. И это дало свои плоды. Маринкину картину «Крестный ход» на выставке детских рисунков в Москве облюбовал сам патриарх.
     Но почитание Бога - лишь частица в нравственном воспитании девочек. Гораздо больше им дает вот это общение с природой, неподвластной любым социальным потрясениям.
     В отличие от некоторых курящих и сквернословящих сверстниц, проплыв по реке, они знают, что за скрывшимися пряслами на обрыве, близ деревни Никоново, бегал когда-то маленький Владька Бирюков, покоривший впоследствии сердца зрителей в телефильме «Вечный зов».
     Вынырнувшей прямо из воды скалистой «собачкой» под Кинтерепом любовался, обдумывая замыслы своих рассказов, Владимир Сапожников. Малые реки питают многие таланты России.
     «Мама! Мама! Смотри, что Аленка нашла под корягой», - запыхавшаяся Маринка протянула Наталье луковицу карманных часов на цепочке. Наталья, с волнением взяв их в руки, открыла крышку. Она с трудом разобрала выгравированные на ней слова: «Николаю... с юбилеем... «Вега».
     Сердце Натальи бешено заколотилось. От мужа она знала, что во время одного из последних сплавов по Берди ее отец потерял здесь, под Малиновкой, свои часы, подаренные ему руководством Бердского радиозавода.
     Часы нашлись, а вот вернуть их некому: отца уже нет в живых.
     Наталья завела часы. Стрелка, вздрогнув, остановилась. Тогда она подала часы дочерям и сказала: «Берегите их всю жизнь. Это память о вашем дедушке».