Картинки детства. На сенокосе

Елена Бездудная
          Далекие школьные годы… Забайкалье… село Улача….
Я окончила седьмой класс. В качестве летней практики нужно было отработать в колхозе определенное количество трудодней.  Прошлым летом мы с подружкой  Ниной работали в огородной бригаде,  где бригадиром была ее мама, тетя Фрося. Мы сажали огурцы, капусту, потом поливали, пололи грядки.

          А теперь нам с  Ниной предложили пойти работать поварихами в сенокосную бригаду. Злые языки говорили, что девчонка постарше нас, которая была поварихой до этого, любила  “наводить красоту”: завивала себе волосы на гвоздь так, что они и в суп падали….

          Так мы попали на сенокос и стали готовить немудреную еду….  Мясо картошка, вермишель были в нашем распоряжении,  а на соседней, еще не скошенной полянке можно было нарвать для приправы дикого лука, чеснока, мангыра.

           Ночевали мы в шалаше, на душистом , только что собранном сене.
Утром надо было рано встать, чтобы приготовить завтрак и обязательно – ведро чая. Заваривали листовой чай из больших прессованных плиток. Его почему-то называли  “Карымский “  чай.  Днем, уже остывший, он хорошо утолял жажду.

           Вот, встанешь утром … только, только начинает рассветать….
Надо идти к ручейку за водой. А вокруг … трава, покрытая росой, и кажется,  что она поседела за ночь. Идешь, сбиваешь росу, и тянется за тобой более темный след зеленой травы.

          Правда, кашеварили мы недолго. Отправились однажды на ночь домой, а утром проспали, и телега, на которой нас должны были подвезти, уехала ….  Пришлось идти пешком, а, когда явились, на нашем месте уже хозяйничала другая женщина.  “ Сенокос сенокосом, а обед - по расписанию”.

           Нам же дали грабли в руки и отправили сгребать валки уже подсохшей травы.
Сгребешь валок – получается небольшая копешка сена. Потом подъезжает мальчишка - копновоз  на лошади (обычно,  это были мальчишки лет десяти или около…),  у него к седлу привязана веревка, другой конец веревки заводят за копешку, потом тоже закрепляют на седле и … поехали.
Копешка едет к зароду (большой копне, обычно прямоугольной формы). Там мужчины вилами за пару раз подымают ее наверх, где уже хозяйничает, аккуратно укладывает опытный человек.  Ведь от его мастерства будет зависеть, как зарод переживет зиму, и каким, в конце концов, окажется сено.

          Именно тогда на сенокосе мне довелось увидеть редкое явление: разноцветный дождь. Позже, уже в студенческие годы, я написала об этом стихотворение.

Солнце к закату клонилось,
Косо лучи посылая.
Тучка тут вдруг появилась
Маленькая дождевая.

Солнце уже за сопку
Спряталось красным шаром.
Прошелестя по копнам,
Ветер пронесся шалый.

Балуясь, косо направил
Струи дождя из тучки.
Скошенный луг подставил
Струям стерню колючую.

Солнце прощальным приветом
Луч свой последний послало.
Как на пожаре при этом
Тучка на небе пылала.

Брызгаясь искрами яркими,
Красным пылала светом.
И с водяными каплями
Камни летят самоцветы.
1963г.

          В то лето я заработала 100 трудодней и получила 100 рублей. Они послужили моим взносом на покупку часов (как сейчас помню “Заря”), которые я получила в четырнадцать лет, и дожили они вплоть до учебы в университете.
02.04.2017