87. Другие важные события 1966 года

Михаил Самуилович Качан
В мире было весьма неспокойно.

Продолжалось образование независимых государств. В СССР это называлось победой национально-освободительного движения в колониальных странах, находящихся под гнётом империалистов. Однако белое меньшинство ещё оказывало сопротивление в двух африканских странах – Южно-Африканской республике и Родезии, против них были введены санкции. Но и в молодых африканских государствах было неспокойно – шла борьба за власть. Особый резонанс вызвало свержение президента Ганы Кваме Нкрума, весьма популярной фигуре в Африке и во всём мире.

В Китайской народной республике началась «Великая пролетарская культурная революция». Невесть откуда взявшиеся хунвейбины по призыву Мао Цзедуна громили древние храмы и музеи — все, что связано с «непролетарской культурой» считалось бесполезным или вредным. Только в Пекине было убито около 2000 человек.

А мы удивлялись тому, что Китай сворачивает с социалистического пути и печалились по этому поводу. Мы же полагали, что «русский с китайцем – братья навек».

13 декабря авиация США впервые начала бомбить Ханой, столицу Северного Вьетнама.
 
Они думали, что этими бомбардировками сломят волю правительства Северного Вьетнама к сопротивлению. Эти бомбардировки затянули войну ещё на несколько лет, но, внутри США возникло антивоенное движение, и, в конце концов, американцы потерпели поражение, их войска вынуждены были покинуть Южный Вьетнам, а Северный и Южный Вьетнам объединились и избрали социалистический путь развития.

И ещё одно событие незаметно произошло в декабре 1966 года. Событие, ставшее важной частью правозащитного движения в СССР, – «Белая книга» (сборник документов), написанная Александром Гинзбургом о процессе Даниэля и Синявского, была издана за рубежом.

Скоро её прочтут в «самиздате» тысячи людей в СССР, и она всколыхнёт общество. Гинзбург будет арестован в январе 1967 года и станет участником не менее громкого политического процесса. В защиту его и других обвиняемых по «делу четырёх» выступят многие деятели культуры и учёные страны. Не обойдётся и без учёных Академгородка.

«Процесс пошёл», – как сказал впоследствии последний Генеральный секретарь КПСС М.С. Горбачёв. Правда, совсем не об этом. Но свободомыслие в стране Советов росло, и всё большее количество людей его исповедовали. И они не желали, чтобы ими управляли тоталитарные правители.

Кратко перечислю некоторые события 1966 года. Думаю, что этот перечень далеко не полный. Это то, что вспомнилось и нашлось в интернете. Потом, правда, пришлось всю эту информацию переосмыслить. Не все события тогда я считал важными, не все заставляли задуматься, оказывали на меня влияние, но и знал я тогда далеко не всё, что происходило. Мы же получали из газет весьма дозированную информацию.

Правда, источником информации были и «вражеские голоса» – Голос Америки, радио «Свобода», Би-Би-Си.

Сейчас, знакомясь с полными версиями событий того времени, я порой удивляюсь, порой негодую, иногда радуюсь. Я узнаю о подоплёке многих событий, начинаю понимать действия мировых лидеров. Вижу их ошибки или, наоборот, их мудрость и проницательность.

Прочитав эту главу, мой читатель лучше представит себе время, в которое мы жили. Поймёт, не только чем жили мы, но и то, чем жила наша страна и люди в других странах мира. Именно поэтому я и собрал эти события вместе и делюсь ими с читателем.

У меня время от времени возникает мысль, что по сравнению с мировыми событиями – такими, как борьба за независимость и обретение независимости или достижения человечества (открытия,   создание   мировых   шедевров   искусства), решение

важнейших вопросов политики и экономики, – вопросы, которыми занимался я и которые волновали меня, покажутся мелкими, не стоящими ни затрат моего временит, ни внимания читателя, но я решил для себя эту проблему следующим образом: у каждого человека своя жизнь и своя судьба.

Попадая в те или иные обстоятельства, видя проблемы, волнующие людей, человек должен честно исполнить свой долг перед людьми, которые его окружают. Я и делал это, вложив в исполнение долга все силы, какие у меня были, и, главное, – душу.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/04/03/502