10. После моего ухода из Института

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Мусатов Вадим Васильевич, к.т.н., зав лабораторией, где мы с Ниной работали.


О Вадиме Васильевиче надо рассказать отдельно. Это был очень талантливый человек. Родители его были учителями средней школы г. Казани. Отец – директор школы и учитель математики и мать - учитель литературы.

В их доме было много книг-учебников, по которым самостоятельно Вадим до 13 лет выучил все предметы за полный курс средней школы. Он не учился в старших классах средней школы, а сдал экзамены экстерном.

И ещё, я вспоминаю праздники в лаборатории Мусатова. Всегда было какое-нибудь представление, режиссерами которого были Вадим Васильевич и Володя Штерн. Помню, как-то праздновали чей-то юбилей на квартире Мусатова.

Мне досталось роль поздравителя от «марсиан-пришельцев». На голову мне натянули противогаз, в рот я додумалась взять свисток, а Володя переводил мою «речь». Меня никто не узнал, и было очень смешно, а Володя похвалил меня за находку со свистком.

И, вообще, жили мы весело. Много было всяких «приколов», так Володя Штерн, Дима Томилин и Таня Иванова объединились под именем Ива Штом и писали юмористические заметки в местную газету и в известные передачи под этим именем и даже сочинили портрет этой Ивы, как Козьмы Пруткова.

Сейчас Дима Томилин с семьей живёт в Италии, где встречался с потомками нашего последнего императора, биографией которого он увлекался ещё в Новосибирске.

С работой было хуже. Вадим Васильевич был увлекающимся исследователем непознанного. Решенные проблемы его сразу переставали интересовать. И он считал, что все могут познать всё и быстро. Тогда только-только установили на ВЦ большую вычислительную машину БЭСМ-6, и все увлеклись программированием.

Мне он сказал: «Даю тебе 2 недели (на глупость) на изучение программирования, сам я через неделю уже написал программы». И дал задачу на движение под водой осесимметричного тела переменной массы из-за текущих там конкретных теплофизических реакций. Надо было найти траекторию движения и расстояние выныривания.

Как сейчас помню, у меня получилось и решилось аналитически уравнение Риккати. Но надо было решить его еще и численно.

Через 2 недели, прибегнув к помощи профессионала, Аркадия Атавина, нашего друга по МГУ, выпускника мехмата, освоив программирование для БЭСМ-6, я принесла Мусатову и решение, и все необходимые графики. Получилась красиво решенная, практически полезная задача, вполне пригодная для статьи.

Но Мусатова уже интересовали другие проблемы: как использовать перепад температур в Красном море для строительства теплостанции, или взаимодействие струи воды с электростатическим полем. С утра он, как ребенок, с увлечением подходил к струе воды из крана, расчесывал пластмассовой расческой волосы, подносил её к струе и долго наблюдал за ее отклонением. А решённая мной задача так и осталась пылиться в столе невостребованной.

В это время Володя Штерн печально переливал воду каплями из одного сосуда в другой, проверяя очередную идею Мусатова. Слава Богу, он вскоре перешел в лабораторию вихревых технологий М.А. Гольдштика и там состоялся как ученый, защитивши докторскую диссертацию. (о других членах лаборатории и Богдане Войцеховском дописать).

В 1967 году была конференция по кипению в Ставрополе, на которую Самсон Семенович пригласил поехать вместе с ним меня и Нину Николаевну Мамонтову, - и это была вторая возможность изменить мне свой научный путь и тему диссертации. Но в 1967 году в моей жизни случилось много событий.

Во-первых, у меня родился 2-ой ребенок, сын Владимир, во-вторых, я получила предложение от Миши Качана возглавить гидроакустическую лабораторию в должности и.о. завлаба в СКБ «Сосна», (позднее Институте прикладной физики) с окладом в 150 руб., что было для меня немаловажно, т.к. оклад мэнээса, которым я тогда была в Институте теплофизики, был всего 103 рубля.

Алексей Андреевич Жирнов боялся подписывать мое заявление об уходе без разрешения Самсона Семеновича, но все же подписал его, воспользовавшись его отсутствием. Так я на 5 лет оказалась в Институте прикладной физики. (О Мише Качане добавить)».

Больше Нина Малых в своих воспоминаниях пока ничего не написала.

Сейчас Нина Владимировна Малых в Институте теплофизики уже не работает. Живёт в Англии, где давно уже обитают семьи её детей – дочери и сына. Да и внуки её уже выросли и стали совсем взрослыми.

***

Дописываю этот очерк через год, в декабре 2015 года. Нина Владимировна вернулась из Англии в Академгородок. Наверное, теперь допишет свои воспоминания.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/04/03/362