8. Наша совместная работа

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Институт теплофизики СО АН СССР


Третья часть воспоминаний Нины Малых:

«Я хотела заниматься физикой, а не радиотехникой. И вот в 1964 году мне удалось перейти в отдел Жирнова и получить интересную  физическую  задачу  в  группе  вместе  с  Борисом Усовым и Мишей Качаном, бывшим к тому времени ещё и председателем Объединенного профсоюзного комитета СО АН.

У меня до сих пор хранятся пленки скоростной фотографии процесса и записи давления на шлейфовом осциллографе и отчет. И сейчас я поняла, откуда взялись пирексовые трубки, пропускавшие инфракрасное излучение от силитов, нагревающих воду до 12000С перед сбросом давления.

Для сброса давления у нас применялся не «пиропатрон собственного изготовления», а по кругу мембраны, закрывающей отверстия трубки, наклеивалась проволочка, которая взрывалась импульсом тока от мощного конденсатора, обеспечивая одинаковый разрыв мембраны в разных опытах.

На поверхности воды был не поршень, а легкий дюралевый поплавок, который вылетал при сбросе давления, а его движение по трубке фиксировалось скоростной кинокамерой и определяло скорость парообразования.

Миниатюрный термокомпенсированный тензодатчик давления был установлен в дне пирексовой трубки, и там же была установлена миниатюрная хромель–копелевая термопара. И изготовлен он был талантливым инженером Даниловым, пришедшим в отдел Жирнова из СИБНИА. 

Более того, до последнего времени у меня сохранялся журнал с отчетом 1964 г. на тему «Объёмное вскипание перегретых жидкостей» с подробным описанием установки и экспериментов.

Этот отчет я хранила как реликвию, т. к. на первой – титульной странице были собственноручные подписи М. А. Лаврентьева, Г.С.  Мигиренко, А.А Жирнова и наши с Мишей, и это было моей первой физической работой после перехода в отдел А.А. Жирнова на научную ставку старшего лаборанта (98руб.) из старших радиоинженеров с окладом в 120 руб.

Оказывается, эта работа до сих пор востребована. И я отдала этот отчет в этом (2011) году Юрию Балаклеевскому, получившему задачу организовать объемное вскипание капель жидкости».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/04/03/347