Моисей и Тора. Древнее время

Евгений Радомысельский
   Это произошло очень давно, три с половиной тысячи лет назад. Тогда ещё люди не умели делать больших и лёгких колёс. Их повозки напоминали шахтёрские вагонетки, тяжёлые и неповоротливые. В них впрягали волов. Они медленно ползли по степям и равнинам, перевозя переселенцев.

     Далеко на восток от  Нила в степи  поселился Амрам. Он имел несметные стада овец, коз и верблюдов. Его родня, рабы и наёмники смотрели за ними, а Амрам продавал прирост в Египет. Он имел двух сыновей и дочь. Старшего сына звали - Аарон, младшего - Моше. Дочь звали Мариам. Она не была ни красивой, ни уродливой, но была любимицей отца и частенько давала ему советы. Незаметно она стала главной женщиной в доме Амрама.

   Аарон любил скитаться по долам и весям, а Моше любил слушать сказки и небылицы, которые ему рассказывал брат Аарон. Однажды отец послал Аарона с большим караваном товаров и животных в Египет. С караваном он послал и многих наёмников – охранников, так как в степи «гуляли» разбойники.

   Была ранняя тёплая осень. Травы ещё не успели пожелтеть. Люди и животные нежились под лучами не жаркого солнца. Ничто не предвещало беду. И вдруг мимо пролетели стаи птиц, пронеслись дикие серны. Из дальнего становища на верблюде прискакал пастух и рассказал, что по направлению Египта движется огромное войско, поднимая тучи пыли и дыма. Беженцы рассказывали, что это страшные всадники на животных, похожих на зебр, но без полос. С ними «летят» высокие колесницы с «полыми» колёсами, несущие страшных воинов и лучников. Прозывают их «гиксосы». А царём у них грозный Сет. Они грабят, убивают и жгут круче разбойников. Мариам как это услышала, бросилась к отцу: –  Бежать, бежать надо под защиту египетского фараона.

   Амрам вызвал знахаря-шамана, и они отправились в святилище домашних богов-идолов, вопрошать их о будущем. Но гадание не принесло ясности. Шаман изрёк, что Ваал не оставит детей своих. В раздумье Амрам подёргал себя за бороду: – Надо собираться.

   Он крикнул слуг и наёмников. Те забегали, загалдели, собирая и составляя караван из повозок, верблюдов и погонщиков. В последний момент Амрам принёс в первую повозку самое ценное: своих идолов. Со скрипом, блеянием и ослиными криками караван ушёл в степь на запад. Весь день они шли, без остановки, и только в сумерках встали у ручья на отдых.
 
   Ночью раздались вопли караульщиков: – Гиксосы, гиксосы!
Все в страхе разбежались. Лишь Мариам не испугалась. Она вооружилась мечом и луком, вооружила своих служанок, схватила Моше за руку и повела свой маленький отряд в сторону близких скал. Там они укрылись в маленькой пещерке, о которой Мариам рассказал знакомый охотник. В ней они скрывались целый день, страдая от голода и жажды.

    И только ранним утром следующего дня они вернулись в разгромленный лагерь. Везде курились погасшие костры, валялись кости и остатки животных. Но ни людей, ни вещей, ни повозок не было. Всё утащили разбойники – гиксосы. Только у ручья лежала груда тел. Это были Амрам и несколько верных слуг. Под телами лежали разбитые идолы, которые не смогли защитить своих владельцев. Под плач служанок, которые порвали свои одежды и посыпали головы пеплом, Мариам и Моше похоронили героев.

– Куда идти, что делать? Мы пропали. – заплакал Моше.
– Не плачь, мы пойдём в Египет искать Аарона.
– А как же мы будим жить без наших идолов, мы погибнем.
– Наши идолы оказались плохими защитниками. Они не спасли отца и брата. Я больше полагаюсь на меч и звёзды, чем на фигурки и шаманов. – сказала Мариам.
 Моше со страхом посмотрел на сестру. Он ожидал, что страшное «нечто» поразит её за такие слова. Но ничего страшного не произошло.

     Сестра настреляла мелкую дичь, они поели, сделали запасы, и пошли на запад по едва видным тропинкам. Война, на конях и колесницах, намного опередила их. Долго добирались они до египетских поселений. От многих бандитов и жуликов им приходилось обороняться. Много лишений и страданий принесло это странствие. Наконец они пришли в египетские сёла. Но война принесла и сюда голод и разорение. И лишь однажды им повезло, когда Мариам с криками, ловкими выпадами меча и меткими стрелами разогнала разбойников, окруживших повозку знатного египтянина. Спасённый ею Еллох взял их в свою свиту.

      Без больших приключений они добрались в столицу. Еллох присягнул новому владыке. Жизнь налаживалась, несмотря на поборы, которые установил новый фараон. Гиксосы оказались не такими уж страшными, а их лошади ужасными. Скоро египетские мастера научились делать «полые» колёса «на спицах», и египетские колесницы понеслись на полях сражений и на состязаниях.

    Мариам повсюду искала брата. Оказывается, что и он искал свою семью. Но, когда увидел нескольких родичей, превращённых гиксосами в рабов и пригнанных в Египет, то решил, что они все погибли. Когда он увидел сестру и брата, то несказанно обрадовался. Ему удалось сохранить часть выручки от продажи каравана. Он купил скромный домик, в котором поселился и пригласил к себе сестру и брата.

 – Но как мы сможем жить без домашних богов – идолов. Такой дом не принесёт нам удачу. – сказал Моше.
– Ты прав, в доме должна быть святыня, но кто сказал, что она обязательно должна быть в виде глиняных статуэток. Я видел, с каким почтением книжники относятся к древним свиткам. Пусть у нас будет свиток – святыня.
– Но где мы возьмём такой свиток.
– Ты ведь помнишь, чему тебя учил наш отец. Вот в память о нём и запиши на чистом свитке его слова. Туда же ты сможешь записать те святые мысли, что откроет тебе наш Отец небесный.
– Значит нам нужен пустой свиток.
– Вот он. – и Аарон извлёк из сундука свёрнутый в рулон свиток – папирус. –А это чернильница и перо. Но помни, что святыню нельзя портить. На ней ничего не должно быть лишнего. Только умные и святые мысли. Обещаешь.
– Клянусь в том, памятью отца. Но, дорогой брат, раз ты предложил это, то сделай первую запись.

– Хорошо, брат. Но пусть она окажется в конце свитка. Это будет значить, что свиток должен быть заполнен мудростью, тогда он станет святым.
    Аарон размотал свиток и начертал то, что им когда-то говорил отец:
1 В начале Создатель сотворил  небо и землю.
2 Земля же была пуста и бесформенна – тьма бездонная под бескрайнем небом; и Создатель витал над тёмной бездною.
3 И сказал Создатель: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Создатель свет, что он хорош; и отделил он свет от тьмы.
5 И назвал Создатель свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день первый.

– Но ты же записал всё справа налево. Почему?
– Этим будет отличаться наша святыня от текстов других народов.

    Прошли годы. Аарон и Мариам возглавили маленькую общину скитальцев соплеменников в Египте. Они помогали им, чем могли. Но самым большим утешением для них были проповеди Моисея. Да, мальчик Моше стал первым проповедником Создателя – Моисеем.

      Особенно тяжела жизнь скитальцев стала из-за ухудшения экологии в столице. Местные жители кляли эмигрантов, считая, что в них причина бед. Но причина была в невежестве египетской власти, которая не смогла или не захотела организовать этническую самоорганизацию, быт, образование, работу и досуг эмигрантов. Моисей посетил дворец фараона, как ходок общины, но фараон не принял его.

    В это время Аарон принёс известие, что их земли пустуют, что воздух там свеж и вода чиста. Узнав об этом, Моисей решил отвести соплеменников на родину: землю обетованную. Он послал прошение о помощи в отселении своих соплеменников на историческую родину. Но не получил ответа.

   Тогда он стал просить об организации военных поселений эмигрантов на границе Египта. Наконец, он получил разрешение и стал готовить возврат эмигрантов на родину. Прежде всего, надо было освободить рабов. Старых хозяева отпускали спокойно, молодых приходилось выкупать. Но многие сказались больными, слабыми или буйными, что снижало расходы. Он научил будущих переселенцев печь сухие пресные вафли – мацу (основу их сухого пайка в дороге). Аарон помог ему достать телеги и тележки, ослов, волов и верблюдов. Наконец, переселенцы собрались и отправились в путь.

    Сначала Моисей повёл их на юг, как предписывал фараон, но затем он повернул колонну на восток. Фараону донесли, и он тут же отправил армейские отряды вернуть беглецов. Но колонна Моисея уже достигла Суэтского залива, и Моисей уговорил купцов переправить её на другой берег. Моисей разделил переселенцев на три отряда. Отряд молодых во главе с Мариам отправился по горным склонам залива.

   Старых переселенцев во главе с Аароном, животных, кладь и повозки перевезли купцы, а небольшой конный отряд, возглавляемый Моисеем, проскочил  по отливной отмели на глазах египетского военного отряда, чем вызвал изумление и суеверный страх их командира.

   Далее путь переселенцев шёл через пустынные места и каменистые пустыни. Среди переселенцев появились бандитские группы, которые просто грабили соплеменников, и менялы, которые меняли драгоценности на еду. Они уговаривали переселенцев съесть все запасы, разграбить имущество и уйти к разбойникам или пиратам. Моисей понял, что без закона жизни, его отряд превратится в бандитскую шайку. Но совладать с бандитами было не просто. По сути, они подчинили волю отряда.

   Поэтому он организовал лагерь переселенцев у горы Синай, а сам с ближайшими помощниками поднялся на гору, как он сказал на встречу с Создателем. Через некоторое время прогремел гром, пошёл дождь и Моисей спустился с горы. Его помощники несли тяжёлые глиняные плиты, на которых было написано Десять Заповедей.

    Здоровый бандит подошёл к Моисею с огромной дубиной и потребовал ключи от сундука Моисея. На что Моисей возразил ему, что Бог на его стороне, так как он дал ему скрижали с вечными законами для людей, всю силу и тяжесть которых бандит сейчас испытает.

    Он схватил самую большую плиту и разбил её о голову бандита. После такого аргумента у бандита не нашлось возражений. Не нашлось никого из бандитских сообщников, готовых испытать на себе тяжесть законов. Пожалуй это был первый и последний раз, когда Закон непосредственно воздействовал на нарушителя общинного уклада.

   Моисей не стал восстанавливать скрижали. Он просто передал, для ознакомления, свой священный свиток, который он назвал Торой. Тора стала первой публичной священной книгой, которая объявляла волю Создателя и являлась его воплощением. Тора стала вечным документом, потому что её ежегодно переписывают, и каждый правоверный должен к ней приложить своё перо, тем самым признавая её действенность.

  Тора дополнялась и комментировалась, многими богословами и философами, вошедшими в историю нашей цивилизации. Так нам знаком Б. Спиноза.

  Часть Торы, как Ветхий Завет стала священной христианской книгой. Тора оказала влияние на мусульманскую религию. Тора (её бытовой вариант – Талмуд) подталкивали евреев к всеобщей грамотности, к признанию единых норм поведения и жизни. Она не ограничивала их в творчестве, как Шариат или в познании, как Катехизис. Но она не могла стать книгой для всемирной религии, потому что  грамотность только сейчас становится общественной нормой.

  Иудаизм остаётся религией только евреев из-за своей специфики, особенности оправления религиозных норм и обрядов, хотя и не евреи участвуют в их весёлых праздниках и обрядах.