Интервью шалаева газете неделя ск

Виктор Шалаев 2
                Алена Любушак 25 мар в 17:09

-           Виктор  Григорьевич,  День театра… Для вас это большой праздник?
 
-           То же самое, что для врача «День медицинского работника», или для шахтёра «День шахтёра».             ПРОФЕССИЯ и …СУДЬБА!

  Это день ГРУСТНЫХ и РАДОСТНЫХ…  ВОСПОМИНАНИЙ!!!
Невольно, в этот ДЕНЬ, на память приходят слова песни :
 «Уходят , уходят любимые лица с экрана… (со СЦЕНЫ) ,
 Уходят и… нам их вовек не забыть…
 Не надо, не надо ИМ петь ДИФЕРАМБЫ,
 Не лучше ль актёров ПРИ ЖИЗНИ ЛЮБИТЬ !!!»
                Я бы, эти слова, обратил и к зрителям и к «сильным мира сего» …


-  Много лет вы уже  служите театру драмы им. Погодина…Каковы сейчас  предпочтения публики? Сильно ли поменялись вкусы зрителей? Их стало больше или меньше  в Петропавловске? И какой он наш зритель?

           -       ТЕАТРУ  служу 54 года…из моих семидесяти.  Непосредственно театру им. Погодина 37 лет…

              А предпочтения публики…   Конечно же зрительские вкусы меняются, потому что меняется время… 
              Это как в магазине…. В 80-е годы прошлого века человек, зайдя в магазин сразу видел, что он мог взять для обеденного стола. Выбор был ОГРАНИЧЕН. А сейчас?  От «фуа-гра» до солёного огурчика…  ВЫБИРАЙ и ПОТРЕБЛЯЙ!  В искусстве то же самое….   Но…. 
             Театр не должен уподобляться «развлекушке»!  Это место занято эстрадными шоу и телевидением.   А вот бороться за СВОЕГО зрителя обязан…

  -Чем сейчас  живет наш театр? На ваш  взгляд , правильно ли развивается?  И что ждет его в будущем?

                -  Я не имею права, как бывший творческий руководитель театра, (2002-2013г) оценивать правильность сегодняшнего развития ПУБЛИЧНО…
 Театр находится…  в  поиске. Так и должно быть. В поиске своего места в зрительских приоритетах…   Это сложный поиск…                Ведь театр - это не просто развлечение. Я убеждён, что (ОН) учитель человеческих взаимоотношений, кладезь мировых культурных ценностей, охранитель литературного языка!   Театр – это  ИНСТРУМЕНТ!!!  А ВОТ КТО И КАК ИМ ПОЛЬЗУЕТСЯ….                Сейчас у театра трудный период…                Жить ТЕАТР будет до той поры, до какой будет жить само человечество!

-Над чем вы сейчас работаете?

            -  После выпуска «Укрощение строптивой» находился (определённое время) «в простое»  ….                Нет! Это не значит, что я бездельничал. Моя работа начинается с 6 часов утра за компьютером…  Новые пьесы, мировые события, статьи критиков, работа над предполагаемыми «проектами».                Сейчас в работе пьеса Самуила Алёшина «Ретро», где должны будут блеснуть мастерством наши, хорошо вам знакомые МАСТЕРА СЦЕНЫ!                А в центре этой, очень интересной истории, будет образ создаваемый ВЛАДИМИРОМ ШУСТОВЫМ, который в этом году будет отмечать свой СЕМИДЕСЯТИЛЕТНИЙ  ЮБИЛЕЙ!!!


-Какие творческие планы, связанные с театром и не только... Вы ведь всегда полны идей, а я всегда с нетерпением жду ваших постановок…

           - О  той постановке, которая будет первой, я уже сказал. В планах (моих) «Тогда в Севилье» Алёшина, «Театр времён Нерона и Сенеки» Радзинского, «Пришёл мужчина к женщине» Золотникова, сказка «Великий волшебник» (моя инсценировка).  А что дадут поставить – это вопрос к руководству.  Портфель интересных пьес у меня достаточно объёмный.

-Какими последними  работами  своими очень довольны ( можно отметить постановки), какими не очень  довольны  (если таковые есть)... 

           - Невозможно быть полностью довольным своими работами…  Вряд ли вы найдёте такого художника или писателя, который бы сказал :  « Я сделал всё , лучше сделать было нельзя!»   Какой то известный режиссёр сказал « Если удаётся сделать 30% от задуманного – это уже ХОРОШО!»

-Что можете  сказать о нынешней  театральной молодежи? Считаете ли вы актерскую профессию трудной или, если есть талант, то все складывается легко?

                - Молодёжь ТАЛАНТЛИВА!!!   Талант может открываться,только когда перед ним ставятся большие задачи!                Я мог бы их перечислять поимённо, но… обязательно найдутся те, кто обидится что, или забыл о нём упомянуть, или поставил не в той очерёдности…  Профессия актёра очень трудная, и  обидчивая…

-Есть ли сейчас в театрах  какая  -то мода, что модно и актуально ставить?

              - Мода?  Для меня это  не-серь-ёз–но!  Актуально? Да!!!   Это моя позиция, как художника!

-Виктор Григорьевич,       отдав столько времени режиссерской работе, вы наверняка  сможете дать ответ на  вопрос : что такое режиссерская профессия  и какие качества характерны для неё? Что должен делать  режиссер, чтобы быть интересным и понятым зрителем? На мой взгляд сегодня  многие режиссеры не совсем понимают то, что нужно зрителю, они не чувствуют текушего времени…   

    - Режиссёрская профессия…     Фантазия, творческий анализ, знание истории, умение договариваться (да, да… договариваться) с актёром, художником, иногда и с автором….                И знать ЗАЧЕМ??? Зачем я именно ЭТО ставлю! Меня мой педагог учил: «Ты получишь диплом, но актёром ты ещё не станешь!  Актёром ты сможешь стать только в ТЕАТРЕ, через РАБОТУ!»   И ещё…    В напутствие он мне дал слова Киплинга, которые мне очень помогают!
« Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где?»
       Вот на эти вопросы я и стараюсь отвечать.


-Я слышала, что  у вас были некоторые сложности с новым руководством театра, как сейчас обстоят дела,  все хорошо…

                -  Сейчас всё нормально….
  -Сколько длится работа над спектаклем?

                -  Считайте сами.  Найти, заболеть идеей, найти образ материала, совместить свои ощущения с визуальным рядом художника-сценографа, сделать корректуру текста, убедить в своей концепции актёров, сделать их единомышленниками… и работать, работать… 

-Виктор Григоревич, я слышала, что вы никогда не смотрите своих спектаклей  на премьере … Какие чувства вы испытываете после спектакля, всегда ли это радость, или после  анализ и разбор полетов))) ?Как вы оценивает свой уже пройденный  режиссерский путь ( это я о том, что позади, понятно, что впереди есть еще куча планов ,наверняка )  удовлетворены

                -  После состоявшегося премьерного спектакля … чувство ОПУСТОШЁННОСТИ…   РАДОСТЬ – ТОЛЬКО ЗА АКТЁРОВ !  ЭТО ИХ ПОБЕДА !
А про себя…  как будто бежишь, бежишь, бежишь, из последних сил к какой то большой цели и…вдруг -   конец ЗЕМЛЕ ! Впереди МОРЕ!  А плавать …НЕ  УМЕЕШЬ!

Алена Любушак 25 мар в 17:11