Отметины войны

Татьяна Федосеева
Валя очень любила свою бабушку. На вид она была, как все другие: седовласая, небольшого роста, худенькая и очень суетливая. Вечно чем-то была занята, без дела не сидела, хотя и пенсионерка, но все еще работала фельдшером. А на селе у фельдшера работы всегда много. То она банки кому-то ходила ставить, то массаж делала, то уколы, то проведать заболевшего ребенка, то навестить больную подругу. Ее бабушку – Елену Ивановну – все хорошо знали, у кого ни спроси, потому что каждого из их села она когда-нибудь лечила.
Ведь многие хворобы род человеческий одолевает, а бороться с болезнями бабушка хорошо умела.
Кроме лекарств она еще всякие травы знала и собирала их для себя и других. Дома сидеть не любила, всегда находила себе занятие. А на ногах Елены Ивановны всегда были туфли с закрытыми носами, и даже летом она всегда надевала носки. Валя никогда не видела, чтобы бабушка ходила босиком и считала, что бабушка старенькая, у нее просто замерзают ноги.
Однажды, когда она пришла с другого конца села сильно озябшая и стала греть в теплой воде уставшие ноги, Валя обомлела, увидев, что у бабушки на ногах нет больших пальцев.
- Бабушка, почему у тебя нет пальчиков – удивленно спросила Валя.
- Это отметины войны.
- Но ты же говорила, что не помнишь войну, на фронте не была, - удивилась Валя.
- Да, внученька, не воевала на фронте, не слышала воя снарядов и бомб, но война мне оставила свои горькие отметина на всю жизнь, - тяжело вздохнув, сказала Елена Ивановна.
- Расскажи подробнее!
- Ладно. Слушай. Страшная и жестокая война гремела по нашей стране. Фашистские оккупанты грабили землю, не щадили никого: подростков угоняли в Германию в рабство, а здесь заставляли работать тоже. Моя мама, бабушка с дедушкой и двое братьев не успели эвакуироваться. Да и жили они на хуторе, где кругом только лес да болота. Куда уезжать с родных мест? Я зимой должна была родиться. Отец – на фронте. Еще до моего рождения родители мечтали меня Аней назвать.
- Как же так, бабушка, ведь ты же Лена? – удивилась Валя.
- Не перебивай, слушай! Все по порядку. Край наш лесной, болотистый, хутор «Моховой бор» назывался. Немцы к нам редко наведывались, партизан боялись. Дедушка твой знал все лесные тропы, он был егерем до ухода на пенсию, а бабушка все травы знала и людей лечила. Так что партизаны у нас часто гостили и немцам давали трепку. Перед Новым годом напали на их обоз и подорвали поезд, который горючее вез в Германию. Тогда немцы, проводя карательную операцию, пришли на наш хутор. Дом, сараи – все сожгли дотла. Семью вывели к лесу и расстреляли из автоматов. Мне пулями только большие пальчики ног задело. Мама меня, видно, из последних сил в сугроб кинула. А немцы или не заметили, или патроны на меня тратить не стали, думали, что сама пропаду от холода и голода.
Сколько я пролежала в сугробе, никто не знает. А нашли меня наши разведчики-лыжники под старой елью. Отвезли в госпиталь и там фамилию дали: Елкина Елена Ивановна, потому что спросить было не у кого, чей ребенок. Всех жителей ближайших деревень немцы угнали в лагерь для пленных. Так я оказалась в детском доме. Это потом, когда выросла, выучилась, стала искать своих родных, но, увы, никого  в живых не осталось. Случайно узнала, что мое настоящее имя – Аня Яковлева.
Но менять фамилию уже не стала. Думала о том, что судьба моих родных очень трагическая, может быть, моя лучше будет. Да и с парнем хорошим тогда дружила, собиралась замуж за него, думала, все равно фамилию менять придется. Вышла замуж за Василия, дедушку твоего. Мы мечтали много детей иметь, как минимум четверых. По русскому обычаю говорится: «Четыре ребенка – четыре угла избы, на них крыша держится». Но дедушка твой был узником немецкого лагеря в Саласпилсе, на руке номер шестизначный – 002401.
Мало прожили мы с ним, через год он умер, раны глубокие дали о себе знать. Проклятая война, оставив нам свои отметины, отняла все: кров, родителей, даже имя. Хочу забыть все, но не получается. Потом стала искать тех разведчиков, которые меня подняли, писала в архивы военных ведомств. А разведка на фронте – это трудное дело, мало кто живым выходит. Но хоть тут мне посчастливилось. Нашла Ивана Ивановича Петракова, который меня в госпиталь принес. Поехала к нему, сдружилась с семьей, да и осталась в этих краях на своей родине малой.
Все старалась лечить получше Ивана Ивановича, ведь он мне вроде крестного отца стал. Но недолго после нашего знакомства прожил, много было ранений у него, и опять война напомнила о себе. Я, внученька, стала о мире, счастье, здоровье за всех читать, сама так вот сочиняла и тебе прочту:
Пусть над землей будет мирное небо,
У всех будет достаточно хлеба,
Всем хватает пусть чистой воды,
Пусть люди не видят войны и беды.
Счастье, здоровье пусть будут у всех,
Песни пусть слышатся, радостный смех!
Так закончила свой рассказ Елена Ивановна.