Солдатики

Александр Карабут
То ли наши челноки не знали, что привозить из Китая, то ли китайские производители клали свой децельный болт на Россию, но из пластиковых солдатиков я помню в основном британцев и американцев. Жёлтых «томми» в смешных шортиках было навалом, зелёных «сэмов» в робах с карманами заметно поменьше, а вот серых «гансов» и коричневых «иванов» я в своём детстве почти не встречал. Только по одному разу видел и тех и других по отдельности. Не знаю, может в иных регионах было получше, но не у нас. В итоге, играли «хорошими» амерами против «злых» англичан, ибо мы думали, что хороших всегда меньше и побеждают они отнюдь не числом. Откуда нам было знать что в той же Америке героические Green-ы десятилетиями били доблестных  Tan-нов и наоборот. Правда, в США обе армии выглядели как американцы времён войны во Вьетнаме, но то ли светло-коричневый цвет напоминал им нашу «горку», то ли тёмно-оливковый был роднее, но зелёные воевали у них за «хороших», а жёлтые за «плохих». Соотношение сил в штатовских песочницах мне не известно, но учитывая опыт Мировых войн, Green-ов было в разы больше чем Tan-нов.

Возвращаясь к китайским солдатикам, хочу отметить их хорошую динамичность и детализацию. Для игрушек, само собой, миниатюры и в меньшем масштабе и тогда и сейчас куда детальней. Так вот, командиры призывно махали «кольтами» и револьверами, солдаты с примкнутыми штыками бежали в атаку, автоматчики и пулемётчики строчили от бедра и из положения лёжа, а стрелки сидя и стоя. Но как выглядели те же персонажи у немцев и наших, мне тогда было почти неизвестно. Из «гансов» я видел только офицера, стреляющего из неопознанного пистолета и бойца, ползущего по-пластунски. Попадался «иван», строчащий из ППШ, но этим и ограничивалась вся пластиковая «экзотика».

А тем временем по телеку шли советские военные эпопеи. Ничто так не побуждало меня рубиться в солдатиков как просмотр кино про войну. Я бежал играть сразу же после финальных титров, а то и играл во время просмотра, повторяя события фильма на упругом ковре. Но! На экране были немцы и русские, а на ковре англичане и американцы. И это было хреново! Западные шедевры типа «Сахара» и «Мост слишком далеко» крутили не часто. Но даже когда я на них попадал, играть «сэмами» против «томми» в то время когда они вместе метелили «гансов» было не очень. Спасала только фантазия.

Вторым камнем преткновения была техника. Почему вместе с годной колючей проволокой и мешками с песком китайцы клали в наборы неуместные послевоенные танки, реактивные самолёты и вертолёты «Кобра»(!) для меня секрет Полишинеля, им было пофиг. Но как они умудрились при этом так угадать с джипом «Виллис»-вот это в натуре загадка!

С «нулевых» всё пошло по-другому и то ли Поднебесная целиком переключилась на современных солдатиков, то ли наши поставщики стали возить только их. Мне встречались наборы «евреи VS палестинцы» (купил как-то племяннику), видел ВС РФ против амеров и неопознанных исламистов. И вроде бы теперь даже дурацкая техника в тему. Но тема закрыта виртуальными «Каловдутиями» и «Бутерфилдами», в которые карапузы рубятся с шести-семи лет. С возраста, когда они начинают врубаться что такое война и представлять себя её участниками. А значит, и солдатики вскоре станут уделом одних коллекционеров.
               
                Конец.