Джей Роджерс. Пуританство против пиетизма

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДВА ВЗГЛЯДА НА ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО:
ПУРИТАНСТВО ПРОТИВ ПИЕТИЗМА
Джей Роджерс (1997)

Введение

1990-е годы вполне могут стать известными будущим историкам как десятилетие христианства в гражданском управлении.Даже в большей степени, чем в 1980-х годах, евангельская церковь получила больше голосов в политическом процессе. Полное воздействие этого бурного потока не будет ощущаться и в XXI веке.
Для тех, кто мобилизуется для действий на низовом уровне, становится все более важным закладывать основы на библейском праве, и избегать создания партийных платформ, основанных на популистском консерватизме. Те, кому поручено пересмотреть христианскую демократическую республику, должны знать, что план реформирования гражданского управления дан только в Слове Божьем.
За последние 30 лет американские евангелисты стали отбрасывать пиетистское представление о том, что политическое участие так или иначе суть дело мирское. Путем изучения американского пуританского наследия христиане вновь обрели смысл истории. Они пробудились к тому, что церковь должна быть солью и светом мира, и поняли, что у них есть Богом данный мандат, чтобы обладать воротами города.
Но потом на пути к новому тысячелетию что-то пошло не так. Взгляд на Америку XXI века, которую представляют некоторые современные евангелисты, скорее напоминает ностальгические телевизионные повторы 1950-х годов, чем мощные преобразующие духовные пробуждения прошлых веков. Взгляд на гражданское правительство, предлагаемый современными христианскими активистами, более близок к взглядам мистиков средневековья, которые рассматривали политику как сатанинскую область. Они затенили взгляд, предложенный нашими предками-пуританами, которые видели, что правительство как учреждение, данное Богом, должно быть преобразовано Его избранными.

Два взгляда на правительство

В настоящее время существуют две точки зрения на правительство, которые придерживались две группы евангельских христиан в наше время - пуританское или реформистское (на основе идеалов протестантской Реформации) и мнение пиетистов.
1. Пуританский взгляд на правительство: все люди находятся под двойной теократической формой правления (церковной и гражданской). Церковь утверждает моральный закон Бога через проповедь благословений и проклятий, найденных в Божьем Слове (Библии); Государство осуществляет моральный закон Божий через систему вознаграждения и наказания. Верующие повинуются нравственному закону Бога из любви и подчиняются церковной дисциплине; грешники подчиняются принуждению и сдерживаются страхом наказания гражданскими судьями. Но оба класса людей должны подчиняться нравственному закону Бога. Человеческое правительство - это учреждение, данное Богом для заботы о людях и их улучшения.
Пуританский взгляд на историю предполагает правление провидения во главе с Иисусом Христом, Который правит как полководец, ведущий армию к победе над антихристианскими силами мира. Конечная судьба правительства состоит в том, чтобы установить власть Христа над всей землей с Божьим народом, правящим в силовых позициях. Христос вернется на землю, когда все будет подчинено Ему под Его стопами (чкрез церковь). Роль избранных состоит в том, чтобы занять основы власти как церковных, так и гражданских форм правления, пока Он не придет к установлению большей справедливости.
2. Пиетистский взгляд на правительство: христиане находятся под властью как церковного, так и гражданского правительства; грешники находятся под властью только гражданского правительства. Нравственный закон Бога господствует над христианами, но поскольку грешники обречены на ад, они могут делать все, что им заблагорассудится. Гражданское правительство является частью мировой системы, которая контролируется сатаной. Для пиетиста неудивительно, что многие правительства несправедливы и злы.
Пиетистский взгляд на правление склоняется к конспирологии (? - Пер.). Правительство является частью мировой системы, которая контролируется сатаной и его когортами. Заговор закончится во всемирном правительстве, управляемом фигурой антихриста, которая будет управлять сердцами и умами людей в течение диспенсационного периода времени. Единственная работа для Церкви - проповедовать Евангелие, чтобы избранные могли быть спасены. Политика христианства в гражданском управлении ограничена, так как политика есть сфера зла. Христиане должны ждать, пока Христос не вернется на Землю с катаклизмом, прежде чем они смогут править как избранные.
Пуританский взгляд на историю и правительство привел к тому, что Америка была основана как христианско-демократическая республика. На протяжении первых лет истории Америки план гражданского правления основывался на идеалах протестантской Реформации. По меркам Америки Реформация продолжалась очень долго.
Теология, разработанная в 1500-х годах такими людьми, как Кальвин, Лютер, Цвингли и Нокс, была принята немногими просвещенными людьми в Англиканской церкви. Это были сепаратисты (пилигримы) и пуритане. К началу 1600-х годов, когда пилигримы и пуритане начали свой исход в Колонию Массачусетского залива, идеалы Реформации захватили большую часть Северной Европы. Тем не менее Реформация получила самое полное выражение в Америке.
Библейская модель реформации для Церкви и гражданского правительства была создана пилигримами и пуританами, которые поселились в Америке. Это было основанием для нашей демократической республики. Хотя христианство в Америке становится все более разнообразным, каждое реформационное движение, имеющее последствия во всей американской истории, носит неопуританский характер. Это было верно в отношении Первого Великого пробуждения во времена Джонатана Эдвардса, а также спорадических возрождений 1800-х годов, которые привели к социальной трансформации.
Хотя сегодня христианский фундамент американского общества основательно подорван, большинство из нас по-прежнему испытывают чувство гордости за то, что мы сложились как христианская нация. Мы считаем, что свобода в современном мире возникла у нашего народа. Мы считаем, что наша страна - лучшее место в мире для жизни. Но сегодня у большинства возникает тревожное ощущение, что с нами что-то не так. Если мы хотим сохранить сегодня идеалы, которые когда-то сделали нас великими как нацию, нам нужно изучить наше происхождение, чтобы обнаружить источник этой проблемы.

Два направления Реформации

Чтобы понять, каким образом американские христиане дошли до своего нынешнего состояния, полезно будет кратко взглянуть на школы мысли в рамках Реформации, которые были распространены во время основания Америки. Это напряжение между двумя школами присутствовало в Церкви с начала Реформации в 1500-х годах. Протестантская Реформация произошла главным образом в XVI - XVII вв. и включала две группы реформаторов. Были также два направления Реформации, которые мы назовем пиетистами и пуританами.
Когда мы смотрим на эти две ветви Реформации, мы должны помнить, что в каждом из них есть доля истины и ошибки. Все ортодоксальные церковные движения подчеркивали некоторые аспекты истины. Здесь мы не говорим о двух разных Евангелиях. Каждый христианин пытается возвещать одно и то же Евангелие, хотя порой  акцент будет искаженным, ограниченным или частичным. Нам нужно изучить каждую из тенденций, имея в виду, что ни одно движение или школа христианства еще не вышли полностью из темноты человеческой порочности. Подумайте о словах Джона Робинсона перед своим собранием незадолго до того, как пилигримы уехали в Америку: «Если Бог откроет нам какую-либо вещь иными средствами, будем готов принять его, как всегда мы должны получать истину. Ибо невозможно из столь густой антихристианской тьмы выйти так быстро, чтобы полное совершенство знания могло вспыхнуть сразу".

Пиетисты

Пиетизм - это термин, описывающий не одну конкретную церковную группу, а более широкое движение, которое началось в конце XVII века. До этого пиетизм заметен в средневековой римско-католической мистике и анабаптистском движении.
Анабаптисты были реформаторами, которые полагали, что крещение должно произойти после покаяния и спасения. Иногда их считали радикальными реформаторами. Движение анабаптистов было проявлением развивающейся мистики, которая всегда присутствовала в Церкви. Это были часто преследуемые христиане, которые были впечатлены крайней нечестивостью мира и стремились уйти в общины верующих. Они хотели иметь как можно меньше общего с гражданским правительством и военными.Некоторые общины анабаптистов полностью отказались сотрудничать с гражданской властью (1). В ранние века в этой мистической традиции были монтанисты, новатиане и некоторые формы монашества. В Средние века павликиане, вальденсы и лолларды были продолжением того, что позднее стало известно во времена Реформации как анабаптистское движение.
Мистицизм - это вера в то, что откровение может исходить непосредственно от Бога. Эта вера присутствовала в ранней церкви и продолжается по сей день. Мистики смотрят на «внутренний свет» Святого Духа как на направляющий источник спасения (2). Есть полное основание сверхъестественных действий благодати и личного благочестия в рамках библейской ортодоксии. Проблема мистики заключается в том, что она часто приводит к «экстра-библейскому» откровению. Нет никаких сомнений в том, что среди анабаптистов было много истинных христиан. Проблема заключалась не в опыте обращения, а в частых доктринальных ошибках, связанных с упором на внебиблейское откровение. Многие учения, предложенные анабаптистами, основывались больше на субъективном опыте, чем на Слове Божьем.
Одним из самых ранних мистиков среди анабаптистов был Себастьян Франк, современник Лютера. Франк взбунтовался против того, что он считал чрезмерным акцентом на написанное Слово. Он учил, что Божественная стихия существует во всех людях, и подчеркнул внутреннюю работу Духа как средства спасения (3). Ранним центром движения анабаптистов был Цюрих, Швейцария. Здесь Конрад Гребель и Феликс Манц возглавили группу радикальных реформаторов, которые намного ушли от учений Римско-католической церкви, чем другие протестанты. Движение распространилось на Австрию и Юго-Восточную Германию. Многие миссионеры были отправлены в другие части Европы и собрали общины анабаптистов (4). Хотя они восприняли некоторые достоверные библейские истины, такие, как водное крещение для взрослых, одна из частых мистических внебиблейских ошибок анабаптистов делала упор на предсказания о скором возвращении Христа (4).
Мельхиор Хоффман, швабский скорняк, предсказал, что после своей смерти он вернется в 1533 году со Христом с небес, что нечестивые будут судимы, и Новый Иерусалим будет установлен в Страсбурге. Ян Матиас, пекарь из Голландии, предсказал, что Мюнстер должен стать местом Нового Иерусалима. Он стремился получить контроль над Мюнстером и организовать христианское общество. Свергнутый епископ этого города, которому помогали католики и лютеране, подавил движение, а многие его лидеры были замучены и казнены (6). Ганс Хетц, немец, провозгласил, что близок день Господень и что святые должны использовать силу для искоренения нечестивых до того, как видимое царствование Христа будет установлено на земле (7). Майкл Сервет, испанский философ, не анабаптист, считал, что вскоре должно  начаться тысячелетнее царствование Христа; он был сожжен на костре в Женеве за распространение многих ересей (8).
Анабаптистов часто и жестоко преследовали, но их движение сохранилось. В Англии из ветвей анабаптизма развились некоторые индепенденты и квакеры. В Германии и Нидерландах меннониты и амиши были пацифистскими анабаптистами, пережившими преследования. Позднее их приветствовали в России и Америке из-за их трудолюбия и бережливости.
Пиетизм, как современное выражение мистицизма, возник из трагедии Реформации, Тридцатилетней войны, которая была конфликтом между папством и Реформацией. Реформаторы выиграли, однако война оставила большую часть Германии опустошенной. Филипп Якоб Шпенер, лютеранский служитель, стремящийся утешить народ Германии, подчеркнул мистическую сторону учения Лютера. Шпенер пытался надеялся культивировать более глубокую духовную жизнь среди своей паствы. Он проповедовал необходимость нового рождения и личного, теплого христианского опыта. Пиетизм вскоре быстро распространился по всей Европе через лютеранские церкви (9). Пиетизм имел положительный эффект, вливая в личность верующего чувство личного опыта жизни с Иисусом Христом. Этот акцент помог делу евангелизации. Среди пиетистов, которые помогали распространять христианство по всему миру, были граф Леопольд фон Зинцендорф, основатель Моравского миссионерского общества, который отправил сотни миссионеров в Америку; Роджер Уильямс, баптист, основавший Род-Айленд после изгнания из Массачусетса пуританами;  квакеры Джордж Фокс и Уильям Пенн, которые основали колонии в Нью-Джерси и Пенсильвании.
К негативным аспектам пиетистического мышления относятся: уход христиан из общества из-за веры в то, что мир является достоянием сатаны, и акцент на скором возвращении Христа, иногда с озабоченностью установлением дат Второго Пришествия (? - Пер.).

Пуритане

Сильные стороны пуританского или реформатского мышления -это вера в то, что Христос управляет всеми сферами общества, а христиане - управляющие земли, и долгосрочный взгляд на возвращение Христа с упором на продвижение Царства Божьего на земле, как на небе. Пуритане пришли из реформатской традиции. Отцами реформатской теологии были Лютер, Кальвин, Цвингли и Нокс. В отличие от Мартина Лютера, у которого были мистические, даже пиетистские наклонности, пуритане, как правило, по своему мышлению были кальвинистами.
Пуритане, прибывшие в Америку, уже впитали столетие накопленной доктрины Реформации. Они  были реформаторами англиканской церкви, которые приняли богословие Кальвина. Эта английская версия шотландских пресвитериан считала себя продолжающейся Реформой. Тем не менее, ко времени их прибытия в Новый Свет у пуритан было видение общества, построенного на законах Бога. Они откололись от епископального правительства - но не полностью от Церкви Англии - и теперь стремились создать теократическое правительство. Они отрицали божественную власть лордов и епископов и верили в священство отдельного верующего. Из этого вытекало самоуправление церкви в каждой семье, общине, поселении, колонии и т.д. Пуритане считали себя солдатами в войне против сатаны. Эта небольшая группа верующих боролась против огромных бедствий, чтобы построить Город Бога в Новой Англии. Она рассматривала всю человеческую историю как постепенный путь к исполнению Божьего замысла на земле (10).
В отличие от пиетистских анабаптистов, пуритане имели долгосрочный взгляд на историю, они вообще считали Второе пришествие Христа далеким, и они с оптимизмом смотрели на попытки христиан реформировать гражданское правительство. Основатели Новой Англии не были социальными радикалами. Они были против епископов, и они приехали в Америку, чтобы основать свое общинное устройство - град Сиона. В своем учении они исходили из того, что Бог вводил царство постепенно и упорядоченно. Они понимали, что Второе Пришествие Христа, возможно, не произойдет на протяжении многих столетий, и понимали, что их роль в обществе - быть видимыми святыми, подчиняться церковной дисциплине и быть светом мира (11).

Неопуританство

Вклад Первого Великого пробуждения был возрожденным «неопуританством» - сочетанием личного опыта жизни с Богом с полным библейским мировоззрением пуритан. Великое Пробуждение началось при служениях Гилберта Теннента, Джонатана Эдвардса и английского евангелиста Джорджа Уайтфилда в начале 1730-х годов. Эти три человека были строгими кальвинистами в своем взгляде на спасение, но они проповедовали так, чтобы пробудить грешников к принятию благодати.
Массовые обращения, которые произошли во время Великого Пробуждения, были подкреплены пуританской этикой, которая была разработана в предшествующие века. Именно сила реформатского взгляда на библейский общественный порядок в сочетании с личным опытом жизни с Богом привела к реформированию американского общества. Великое Пробуждение сделало многое, чтобы объединить тринадцать колоний. Этот союз привел к созданию Соединенных Штатов Америки спустя поколение. Великое пробуждение побуждало людей оптимистично смотреть на жизнь в Америке. Духовное возрождение XVIII века способствовало мысли о том, что «город на холме для всего мира", будут видеть все, и он будет по-прежнему жизнеспособным и через века.
К 1830 году Америка самоопределилась и была сформирована как нация. Французский философ Алексис де Токвиль писал в своей классической работе « Демократия в Америке» , что американцы явили определенные различия, отличающие их от европейцев. Это был поистине новый народ, созданный Богом на земле. Американский идеализм был настолько уникален, что потребовал особого исследования. Согласно де Токвилю, американский идеализм характеризовался индивидуализмом - самодостаточным духом, который подталкивал людей брать на себя большие обязанности и приносить большие плоды. Это было чувство личной ответственности перед Богом, страной и семьей. Это была пуританская этика (НЕВЕРНО. - Пер.).
. По словам историка церкви Кеннета Скотта Латуретта, "в 1815 году христианство Соединенных Штатов, как и тринадцати колоний, все еще было представлено подавляющим большинством протестантов. Даже больше, чем в тринадцати колониях, оно показывало значительное разнообразие, Было добавлено несколько конфессий, привезенных из Европы, некоторые из них были отделениями от старых, а другие были совершенно новыми. Еще больше, чем в колониальные времена, христианство Соединенных Штатов представляло собой крайнее крыло протестантизма" (12). Таким образом, неопуританство можно определить как смешение этики и мировоззрения пуритан с методами евангелизации власти, которые добавили огромное количество душ американским церквям во время Великих пробуждений.

Сдвиг от неопуританства

Отход от неопуританизма начался в 1830-х годах, когда возникло конкурирующее мировоззрение диспенсационализма, дающее пиетизму систематическое богословие. Диспенсационализм - это идея о том, что Бог работал по-разному на протяжении истории через различные домостроительства или диспенсации. Диспенсационалист делает упор на разделение между Заветами: Бог действует с гневом и местью в Ветхом Завете и с любовью и благодатью в Новом Завете. Диспенсационализм восхищается древнееврейским общинным устройством, делит последние времена на несколько периодов и склонен к конспирологическому взгляду на историю.
Джон Нельсон Дарби, ирландский священник-англиканин, организовал более многочисленную группу под названием Плимутские братья. Он учил о близости Второго Пришествия, отверг исповедания ранней церкви и считал, что все социальные реформы бесполезны. Последователи Дарби сосредоточились на спасении как отделении людей от мира.
Сайрус Скофилд, пастор из Техаса, популяризировал учения Дж. Н. Дарби в систематическом богословии, известном как диспенсационный премилленаризм. Он впервые составил свою справочную Библию в качестве учебного пособия для миссионеров. Вскоре этот труд стал одним из наиболее широко используемых инструментов изучения Библии среди многих деноминаций, таких, как Южные баптисты и Ученики Христа (13).

Антиномизм

Несмотря на то, что многие диспенсационалисты подчеркивали личную святость, сдвиг парадигмы 1800-х годов проложил путь для гораздо большего зла - антиномизма, что буквально означает «антизаконность». Антиномизм есть анти- законная позиция, которая утверждает , что человек спасен только верой, и поскольку вера освобождает христианина от закона, он больше не обязан подчиняться закону. Антиномизм создает систему, в которой законы Библии не могут применяться для управления человеком или обществом.
Диспенсационализм пропагандировал антиномическое мышление, снимая акцент на отношения закона Ветхого Завета с индивидом. Это привело к ослаблению влияния христиан в обществе. Пуританская философия истории и закон Божий были очевидными основами христианского общественного строя. Две пуританские идеи резко контрастируют с диспенсационализмом и антиномизмом: ковенант и теономия.

Ковенант

Богословие завета заложило основу для политической теории, которая считала, что  государство и общество возникли как договор на основе Божьего вечного завета. Следовательно, моральный закон Бога должен быть основой для законов и гражданского правительства. Пуритане придерживаются завета или «федералистского» богословия, которое утверждает, что Бог действует посредством заветов или вечно обязывающих юридических соглашений с людьми. Ветхий и Новый заветы - это Божья основа управления Вселенной. Между Заветами нет разделения. Новый Завет построен твердо на основе Ветхого Завета. Это предполагает, что закон не меняется: «Не думайте, что Я пришел, чтобы упразднить Закон и Пророков, Я пришел не для того, чтобы упразднить, но чтобы исполнить" (Мтф.5.17 KJV). Бог не диспенсационный, развивающийся Бог; Он - Бог, который никогда не меняется: «Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же" (Евр.13.8).
Ковенант стоит в резкой оппозиции к современному понятию антиномизма. Он начинается с предположения, что верующий уже не осуждается законом, а оправдан верой. Но в отличие от антиномизма он отвечает на очевидный вопрос: как человек спасен, восстановлен ли он на законном основании или нет? Да, хотя закон никогда не может помочь человеку сделать это!
Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной и за грех, осудил грех по плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас (Рим.8.4). Дело креста Нового Завета - это уничтожение «греха во плоти». Когда разрушается склонность к греху, грех исчезает, и закон больше не осуждает нас. Закон не в первую очередь для возрожденного верующего, а для неверующего, чтобы раскрыть его грех. Однако это не означает, что завет с законом перестал действовать вообще.

Теономия

. Библия учит нас, что закон вечно обязывает нас как стандарт освящения как личности, так и общества. Реформаторы и пуритане считали, что церковь и Царство Божье подчиняются Божьим законам. В свою очередь, это мандат церкви на продвижение Царства Божьего на земле. Это включает законодательное закрепление морального закона Бога в народах.Эта концепция называется теономией, что буквально означает просто закон Бога.
Теономия - это вера в то, что нравственные законы Ветхого Завета по-прежнему являются обязательными в Новом Завете.Закон Бога - это стандарт личной, семейной, церковной и гражданской праведности. Гражданские правительства обязаны следовать моральным законам, изложенным в Библии. Теономия утверждает, что в Новом Завете не имеют обязательной силы только законы, которые специально выполняются или изменяются в Новом Завете - например, законы о питании, законы о земледелии, законы о субботе и обрядовые законы. Нравственные законы, такие как Десять заповедей и прецедентное право, по-прежнему являются этическими стандартами управления людьми и обществом.
Гражданское правительство обязано следовать нравственным законам Бога. Если это не так, то у христиан нет реальных стандартов влияния на законодательство. Нет иного стандарта, кроме морального закона Божьего, чтобы произвести реформацию Америки, кроме демократического плюрализма: большинство людей делает то, что им кажется справедливым (14).
Демократический плюрализм привел нас к нынешнему положению дел в нашей стране. В начале истории Америки, особенно в пуританских городках, существовал тип теократического плюрализма или демократии под моральными законами Бога. Сам закон свят и хорош; Но он не может никого сделать евреем или язычником, святым или духовным. Пока человек плотский, закон заклинает смерть. Только благодаря благодати мы выполняем закон. Более того, никакая система права не может освящать общество. Однако, когда законы общества основаны на Божьих законах, они могут служить тому, чтобы научить всю цивилизацию о характере Бога и привести некоторых к спасению. Нравственный закон Бога служит эталоном освящения. По словам Кальвина (15)

То, что мы переживаем как нация в ближайшие несколько лет, во многом будет зависеть от послушания церкви Слову Божьему. Это будет зависеть от того, как евангелисты проведут необходимое изменение парадигмы в сторону динамичного неопровержимого пуританизма. "Кто знает, не призвана ли ты на царство в такое время?" (Есф.4.14).

1 . Kenneth Scott LaTourette, A History of Christianity (New York: Harper & Brothers, 1950), 779.
2 . Ibid., 786. 3 . Ibid., 789. 4 . Ibid., 780.5 . Ibid, 783.6 . Ibid.7 . Ibid, 782.8 . Ibid., 759.9 . Ibid, 895.
10 . The Norton Anthology of American Literature (New York: WW Norton & Company, 1979), 3.
11 . Perry Miller, Jonathan Edwards (New York: Meridan Books, 1959), 320.
12 . LaTourette, op. cit., 1045. 13 . Ibid., 1185.
14 . Gary DeMar, The Debate Over Christian Reconstruction (Atlanta: American Vision Press, 1988), 210.
15 . John Calvin, Institutes of the Christian Religion, 1536 Edition (Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company), 34.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn