Кара не по грехам

Феликс Цыганенко
Снимки из фондов музея истории ММП:
1. Капитан Владимир Цируль
2. Дизель-электроход  "Куйбышевгэс"

Не в обиду за день уходящий,
я хочу, чтоб во веки веков
на земле, на родимой, почаще
вспоминали своих моряков!

 Журнал  «Север» 7-8   2001


   НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ СУДЬБЫ

   Сказать, что небеса были справедливы к полярному капитану Владимиру Фёдоровичу Цирулю (1918-1963), значит погрешить против истины. Ведь он прошёл сложный жизненный путь, включая военные годы, тяжёлые ранения и  школу судоводителя на  всех её ступенях. А что же в печальном итоге? Пройти жестокую войну и погибнуть в мирное время. Так за что же наказала свирепая волна, смыв за борт капитана дизель-электрохода «Ангаргэс»?!

   В книге Владимира Семёнова «Мурманское морское пароходство: 1939-2009гг.», изданной к 70-летию ММП, имена многих замечательных людей, чьи судьбы были связаны с морем. Есть там и строки о капитане Владимире Фёдоровиче Цируле.(стр111).
   - Уроженец Хакассии, окончил судоводительское отделение Архангельского морского техникума (1938). Ходил в море помощником капитана на судах Северного морского пароходства: «Аркос», «Ветлуга», «Воронеж». В годы войны Цируль – на Северном флоте, затем в 10-ой гвардейской стрелковой дивизии. В 1944 году был тяжело ранен в районе Печенги.  С 1945 по 1952 годы Цируль в Архангельском морском арктическом пароходстве  на ледокольных пароходах «Дежнёв»,  «Г. Седов»,  ледоколе «В. Молотов», ледорезе «Ф  Литке» - вторым, старшим помощником капитана, капитаном.
   
   С 1953 года – Владимир Цируль в Мурманском морском арктическом пароходстве: капитан ледокольного парохода «Леваневский», дизель-электроходов «Цимлянскгэс», «Рионгэс». Владимир Фёдорович трагически погиб на борту дизель-электрохода «Ангаргэс».
 
   Хорошо помнит Владимира Цируля участник обороны Заполярья, гвардии сержант Базанова Екатерина Ивановна.  В 1951 г. бывший сержант Базанова работала в Мурманском морском пароходстве ст. инспектором по контролю доходов.
   -  С 1941 года Цируль – зам. политрука, помощник командира взвода, комсорг 3-го добровольческого отряда Северного Флота, затем 116-го батальона 35-го  полка 10-й гвардейской стрелковой дивизии в Петсамо.

   В Мурманске я встречала разведчика Володю Цируля, он был тяжело ранен и оставлен разведчиками в Печенгском р-не. Мы его искали после взятия Печенги, но не нашли.  Владимира подобрали из другой части, и он лечился в госпитале в течении 2-х лет. Ноги его были перебиты и не сгибались…
Жизненный путь человека, воина и морского капитана справедливо подтверждает название нового морского судна – «Капитан Цируль».


   НА БОРТУ "КУЙБЫШЕВГЭСА"

   В конце 60-х и 70-х годах, автору этих строк довелось работать на дизель-электроходе «Куйбышевгэс» в должностях от 4-го до 2-го электромеханика. Опасный инцидент на судне с нашим капитаном Герольдом Илюниным напоминал трагедию Владимира Фёдоровича Цируля на «Ангаргэсе». Впрочем, расскажу всё по порядку…

   Дизель-электроход «Куйбышевгэс» - судно быстроходное, строилось в Николаеве, по замыслу первоначальному, как военно-транспортный корабль. При четырёх работающих дизель-генераторах мог разогнаться, что пассажирский лайнер, до 17 узлов! Рейс из Архангельска нам определили необычный: в Адриатическое море, порт Копер, что в стране Югославии.
   
   - Чудные места! – рассказывал боцман Юра Фартушный, побывавший в тех краях. – Хороша там сливовица, напиток такой домашний. 
Что тут скажешь? У каждого народа свои пристрастия и вкусы. Взять хотя бы соседей  мурманчан,  десятки  деревень, основанные несколько веков назад на побережье Белого моря. Их население: поморы и карелы существуют главным образом за счёт прибрежной рыбной ловли трески, наваги и селёдки. О них поведал бывалый моряк, судовой электромеханик Анатолий Бадылин, родом из Архангельской губернии…

   Юра Фартушный, крепыш-боцманюга, прошедший школу Северного флота, ещё раз, по хозяйски, обошёл караван леса – палубный груз. Проверил крепления: троса и талрепа, что обжимали пакеты, потрогал бревенчатые стойки вдоль каравана и страховочные тросовые леера по бортам. Они необходимы для безопасного прохода из средней жилой надстройки под полубак и в кормовую надстройку. Это сыграло свою спасительную роль с капитаном  при переходе Средиземным морем! Груз у нас чистый, благородный, пиленым лесом пахнет, особо приятно ощущать это  в море.

   В средней надстройке расположены каюты капитана, штурманов, радистов, боцмана и братцев-матросиков. Кормовая надстройка,  это обиталище механиков, мотористов и электриков. Да и машинное отделение рядом. Второй механик Валерий Ларин с гордостью профессионала утверждал на просторах Северной Атлантики:
   - Стук дизелей в кормовой надстройке  -  это ритм и дыхание жизни, не то, что в средней, где гробовая тишина.
 На  что боцман  Фартушный, обидевшись за матросов и штурманов, отвечал второму механику:
   - Вам лишь бы грохот железа, а у нас - океан в своём естестве. Шум ветра и волны, чарующие звуки для подлинно морской души!
 - Друзья, не надо ссориться, главное, чтобы человек был хороший, - успокоил представителей машинной и палубной команд в их вечном споре, знахарь души человеческой, первый помощник капитана (помполит) Николай Толкачёв.

   ОПАСНЫЙ КРЕН

   Проблема жизнедеятельности экипажа в двух надстройках несомненно существовала, особенно в сильный шторм. Ураганный ветер в Средиземном море, с передвижением на Восток, слегка утих, но осталась зыбь, отголосок прокатившегося шторма. Дизель-электроход «Куйбышевгэс» «резал» острым форштевнем крупную волну, при этом корпус судна плавно и методично валился с борта на борт. Ходить по каравану было опасно, но разрешалось при строгом соблюдении Правил техники безопасности. Да и как быть, если в воскресенье на обед - наваристая солянка, а на второе - «цыплёнок табака». Обитатели средней надстройки уже отобедали, сытые и довольные они смущённо икали и глазели в носовые иллюминаторы. Пустовало лишь кресло капитана Герольда Дмитриевича Илюнина, рослого и крепко сложенного сорокалетнего одессита.

   Из средней надстройки в корму капитан начал движение по правому борту, мосткам, проложенным поверх каравана леса. И, конечно же, крепко ухватившись за специальную деревянную ручку, что скользила поверх натянутого троса (леера). На полпути к воскресной солянке, судно неожиданно повалилось с большой амплитудой на правый борт. В сторону моря стал прогибаться и Герольд Дмитриевич, мёртвой хваткой вцепившись в спасительный тросовый леер. Наблюдавшие в иллюминаторы кают-компании за опасным положением капитана, моряки оцепенели…  Всем казалось, что время остановилось, зависнув ласточкой, Илюнин чуть не головой касался поверхности воды!  Опаснейший миг - человек оказался на грани жизни и… вечности, предлагаемой за бортом услужливым Средиземным морем! Да уж, наверняка этот случай останется в памяти Герольда  Дмитрича  на всю оставшуюся жизнь. К счастью, Нептун соизволил вернуть моряка в исходное положение. Спасибо силам небесным, но и  боцману Юре Фартушному…  за надёжные леера по бортам судна! Они выдержали солидный капитанский вес…

   Через несколько минут капитан поднялся в кают-компанию.
   - Герольд Дмитрич, - выступил, как всегда «предупредительный» к начальству, доктор Моисеев, - мы так волновались, вас заждалась солянка...
Илюнин не дал договорить и прохрипел в сторону доктора:
   - Какая к дьяволу солянка!
Вообще - то капитан не курил, а тут попросил у второго механика Ларина сигарету и минутой позже поднялся в каюту старпома Аксёнова:
   - Вот что чиф (англ.), налей ка мне коньяку...
      
   Обсуждая опасный крен судна, моряки вспомнили, как несколько лет назад в Атлантике погиб, смытый за борт, капитан однотипного судна, Владимир Цируль. Слава Богу, в рейсе на югославский порт Копер владыка морей оказался благосклонным к нашему уважаемому капитану…

   До 50-х-60-х годов  новые суда покидали верфь с надстройкой посередине. Но ситуация на мировом рынке судостроения капитально изменилась. Торговые суда, в силу особых причин, и чтобы  не искушать, как нам казалось, владыку морей, стали строить…  лишь с кормовой надстройкой. Тут тебе и обе вахты: штурманская и машинная, стук дизелей и шум волны, обед с солянкой и сон со счастливым сновидением…