Стайная жизнь раджпутов

Юрий Язовских
История раджпутов – это образцовая иллюстрация стайного образа жизни человеческих популяций.

Раджпуты – потомки воинственных кочевых племен (вероятно, саков и эфталитов), которые пришли в северо-западную Индию из Средней Азии и осели на территории нынешнего штата Раджастхан (между современным городом Дели на востоке и рекой Инд – на западе). Они частично ассимилировали более ранних кочевых пришельцев – ариев, и постепенно усвоили их представления о мире: арийских богов, кастовое деление, индуистскую мораль и т.п.

Но и свои кочевые традиции раджпуты утратили не все: их собственная стайная социальная организация сохранилась в неприкосновенности. Раджпуты это не просто некий народ (народность), а этно-кастовая общность. Весь этнос состоит лишь из одной касты, что является уникальным явлением для Индии. Причем, раджпуты со временем стали восприниматься даже большими индийцами, чем коренные народы и племена, живущие на полуострове Индостан с незапамятных времен.

В кастовой арийской иерархии раджпуты являются кшатриями (воинами или царями). Никем иным они и не могли стать, учитывая, что основным занятием пришельцев была война и грабеж соседей.  Выше раджпутов в иерархии находились только брахманы, да и то не во всех местностях Индии. Раджпуты были господствующим слоем многочисленных индийских государств много веков – вплоть до монгольского завоевания.

Социальная иерархия этого народа-касты довольно сложна: нижний уровень – полигамная семья, затем идет клан (кхамп), а несколько кланов объединяются в кулу. Некоторые кулы настолько многочисленные, что ряд кланов могут образовывать еще и ветви (шакха), которые входят в кулу. Самая важная единица раджпутской общности не семья, а клан (род), что сразу же выдает стайный характер данной популяции. Все члены клана объединяются в род по мужской линии. Всем имуществом, которым пользуются семьи, владеет клан (за исключением одежды и драгоценностей у женщин). Но семья отнюдь не бесправна: клан обязан обеспечивать каждую семью необходимым имуществом. Имущество клана (в том числе земля) делиться не может, оно может только прирастать.

Все мужчины клана – воины, которыми руководит вождь (раджа). Военное дело – это и привилегия, и обязанность каждого раджпута. Что интересно, но раджу члены клана не считали полновластным правителем, который может делать все что угодно. Он был лишь первым среди равных, а власть в том или ином княжестве (государстве) принадлежала всему клану.

Раджпутские кланы постоянно воевали - чаще всего друг с другом. Военный образ жизни определил и главную особенность резиденций раджпутов: они строились как крепости. От средневековых раджпутов до настоящего времени дошло множество впечатляющих и практически неприступных средневековых крепостей, которые по европейским меркам больше походили на города (до сих пор эти сооружения сохранились в Читоре, Амбере,  Джодхпуре…).

Основной ценностью для раджпутов была земля, поскольку у них было всего 2 источника доходов: постоянный - сдача в аренду земли, и периодический - военная добыча. Ни торговлей, ни ремеслами, ни обработкой земли заниматься они не могли – для кшатриев это были совершенно недопустимые занятия. Резать соседей и грабить – это хорошо, работать – плохо! – таков был основной закон жизни настоящего раджпута.

Объединить все раджпутские кланы под одним правлением за всю историю никому из раджпутов не удалось. Нечто похожее мы встречаем в истории Древней Греции, где сотни греческих полисов вели постоянные междоусобные войны: они заключали лишь временные союзы, но никогда не входили в единое греческое государство. Лишь Рим смог подчинить себе все греческие полисы, а раджпутов, в свою очередь, подчинили моголы (монголы).

Стайность раджпутов ярко проявлялась и в брачных обычаях. Раджпуты могли жениться только на раджпутках, причем лишь из своей кулы. Невеста могла быть из клана, который в иерархии кланов стоит ниже клана жениха, но не наоборот.

Высокоранговые раджпуты (раджа и его приближенные) имели несколько жен. Их количество было явным и всем понятным показателем высокого статуса мужа. А вот рядовые раджпуты редко имели больше одной жены. Развод был запрещен, но неправильно сказать, что только смерть супругов разлучала их. Семейная пара распадалась лишь в результате смерти жены. Если же умирал муж, то добропорядочная жена должна была последовать за ним, бросившись в погребальный костер. Данная процедура известна как ритуал сати (буквально - "верная жена"). Это стайная арийская традиция – сходная процедура самоубийства (убийства) вдовы во время похорон мужа практиковалась у всех древних скотоводов Северного Причерноморья и Средней Азии, откуда и мигрировали арии. У раджпутов ритуал сати соблюдался наиболее часто. Последний случай самосожжения был зафиксирован в 1978 году.

Схожим с "сати" был уже чисто раджпутский обычай "джаухар". В безвыходных обстоятельствах, когда клан был не в состоянии противостоять врагу, мужчины клана шли в свой последний бой, а женщины бросались в огонь или закалывали себя, чтобы не достаться победителю. Так трижды произошло при штурме раджпутской крепости Читторгах. Эта традиция, пожалуй, имеет наиболее стайный характер. Одна стая – одна судьба для всех ее членов…