Ангелы смерти в роли ангелов-хранителей

Юрий Язовских
Про ангелов-хранителей знают все, хотя видели их немногие. И это неудивительно - ведь не все люди допиваются до белой горячки или принимают разные галлюциногены. Почему мы не замечаем их в трезвом виде и твердой памяти? Вероятно, потому что эти "ангелы" не имеют телесной оболочки. Ведь на самом деле этим избитым религиозным термином мы называем хорошо известное в реальной жизни, но никем не объясненное явление. "Ангел-хранитель" – это мысль, внезапно приходящая нам в голову, некий краткий совет, как нам поступить прямо сейчас ("притормози", "туда не ходи – сюда ходи" и т.д.). Если ты не отгоняешь от себя эту мысль и используешь подсказку по назначению, то живешь долго и счастливо. Не слушаешь "ангела" – попадаешь в статистку преступлений и несчастных случаев. Самое простое объяснение этого феномена следующее: некто из какого-то невидимого нами мира подсказывает, как поступить правильно, чтобы избежать неприятностей. И как его назвать? Кроме "ангела-хранителя" ничего на ум не приходит.

Разумеется, что идея показать работу подобных ангелов в обличье людей рано или поздно должна была посетить креативные головы на американском телевидении. Результатом этого стало появление драматического сериала производства CBS "В поле зрения" ("Подозреваемый", 2011-2015, 5 сезонов). Оба перевода по смыслу неудачные и не отражают содержание сериала, но и буквальный перевод оригинального названия "Person of interest" ("человек, которым заинтересовались") звучит тоже не очень здорово.

Обычно нужно посмотреть несколько серий драматического сериала, чтобы он тебя зацепил. "В поле зрения" затягивает с первой же серии. Именно затягивает – слово "нравится" здесь не очень подходит.  Такого не было у меня ни с "Элементарно", ни с "Хаусом", ни с "Морской полицией: спецотдел" – моими фаворитами в жанре драматического сериала. И что еще поразительнее – интерес к этому сериалу не пропадает до самого конца!

Сюжет достаточно оригинален. Компьютерный гений-миллиардер Гарольд Финч создал программу слежки ("Машину"), которая выявляет угрозы жителям США. Правительство озабочено возможными террористическими актами, о которых его уведомляет программа, а обычные люди, которые могут погибнуть по иным причинам ("нерелевантные номера"), ему не интересны. Чтобы спасать этих людей Финч нанимает бывшего "ангела смерти" из ЦРУ Джона Риза, который идеально подготовлен для этой роли. Поначалу в роли ангела-хранителя предстает лишь Джон при некоторой помощи Финча, но позднее к этому тандему присоединяются еще четыре человека, из которых трое – те же самые "ангелы смерти", что и Риз. Эта бригада альтруистов и ведет борьбу с многоликим Злом в этом сериале.

Основа "В поле зрения" - стопроцентно детективная. Но авторы проекта этим не ограничились и приправили основное блюдо разнообразными добавками: нам продемонстрировали будни киллеров американских спецслужб, драматическую историю создания компьютерной программы слежки, фантастический сюжет превращения Машины в самостоятельное разумное существо со своими целями и желаниями…

Постепенно весьма захватывающий сюжет сериала, наполненный слежкой за людьми, перестрелками, драками и прочими атрибутами фильмов действия, начинает дрейфовать в более серьезную сторону – к проблемам взаимодействия людей и искусственного интеллекта, созданного человеком. Над этими вопросами много размышляли ведущие фантасты и философы 20 века, а здесь вся эта проблематика в простой и увлекательной форме загружается в голову обычных телезрителей, предлагая им пошевелить мозгами на весьма злободневные темы для современного информационного общества. Подозреваю, что компьютерный чудила Эдвард Сноуден возбудился именно после просмотра этого сериала, после чего и продал своего работодателя АНБ со всеми потрохами, заключив сделку с Дьяволом.

Вероятно, что именно этот дрейф от достаточно простого детективного боевика к сложной проблематике, связанной с искусственным интеллектом, привел к снижению рейтингов ближе к концу телепроекта. Если в первом сезоне количество телезрителей варьировало от 11 до 15 миллионов на каждую серию (не выдающийся, но неплохой результат для эфирного телеканала, каким является CBS), а во втором максимальный рейтинг отдельного эпизода поднимался даже до 16,23 млн. человек, то в четвертом сезоне каждую серию смотрели всего 9-10 миллионов, а в пятом и вовсе 5-7.  Похоже, что самый простой народ, запутавшийся в битвах людей с искусственным разумом, а также двух искусственных интеллектов друг с другом, просто ушел на другие телепроекты. А зря. Не так много на ТВ сериалов, которые заставляют зрителей подумать. И совсем мало сериалов, в которых до самых последних минут совершенно непонятно, чем завершится главная сюжетная линия: победят "наши" злодеев или нет?…

Отдельно необходимо отметить кастинг телепроекта. В сериале шесть главных положительных героев, и если разбирать актеров в этих ролях по отдельности, то можно найти массу причин, чтобы забраковать почти каждого. К примеру, исполнителя роли Джона Риза - Джеймса Кэвизела не назовешь обаятельным человеком. Ему больше к лицу роли мерзавцев, поэтому ангел-хранитель в облике брутального безэмоционального негодяя поначалу выглядит несколько странно. Майклу Эмерсону личина компьютерного фрика-миллиардера, наоборот, подходит практически идеально, но сам по себе этот актер вряд ли может привлечь зрителя к экрану – точно так же, как и Кевин Чэпмен с Тараджи Хенсон. Актрисы Эми Акер и Сара Шахи, наоборот, вполне способны заинтересовать мужскую телевизионную аудиторию (выглядят они весьма эффектно), но их роли в сериале совсем не вяжутся с их типажом секс-бомб. Тем ни менее, когда оцениваешь бригаду ангелов-хранителей в целом, то приходишь к выводу, что создателям "В поле зрения" удалось создать весьма гармоничную компанию. Очень скоро все они начинаются восприниматься как родные, и каждому члену команды спасателей по-настоящему сопереживаешь.

Из других персонажей хотелось бы отметить одного из главных мерзавцев сериала – коррумпированного полицейского Симмонса. Актер Роберт Джон Бёрк так вжился в роль, что его героя можно смело включать в Топ-10 самых главных негодяев американского кино и телевидения за всю историю. А в целом, в проекте достаточно много ярких второстепенных персонажей – некоторые из них даже затмевают и главных героев.
Очень приятно было повстречать Энрико Колантони, который стал хорошо известен по роли фотографа в ситкоме "Пристрелите меня!" ("Журнал мод"), а затем как-то затерялся на теле и кино-просторах. В этом сериале он снялся в роли теневого хозяина Нью-Йорка Элиаса.

Несмотря на оригинальный сюжет, предтечей у сериала довольно много. В принципе в любом детективном сериале встречаются отдельные серии, посвященные спасению людей от преступников. На большом экране мы видели "Телохранителя" (1992) с Кевином Костнером и "Стирателя" (1996) с Арнольдом Шварценеггером – фильмы о настоящих ангелах-хранителях. Джеймс Бонд тоже был в каком-то роде ангелом-хранителем, но он спасал от злодеев весь мир. Активно трудились на ниве спасения человекообразных герои комиксов, которые постепенно переселялись на киноэкран: Супермен, Бэтмен и прочие "человеко-пауки".

На ТВ недавний сериал "Живая мишень" был посвящен группе специалистов, которые помогали людям – как и герои "В поле зрения". Эти спасатели выполняли функции телохранителей и попутно искали преступников, которые покушались на жизнь охраняемых людей. Но "Живая мишень" - сериал попроще, чем "Person of interest". У "В поле зрения" ближе к концу сюжетная линия так усложняется, что становится непросто решить для себя: а точно ли Добро, за которое мы переживали весь сериал, именно то, что нужно человечеству? Может быть, человеческий род нуждается во всесильном Зле, которое показано в сериале? Ведь оно превращает отдельного человека в натурального барана, которому не надо думать и принимать решения, а можно просто тихо-мирно пастись в одном огромном человеческом стаде, поглощая корм и переключая каналы телевизора. Похоже, что большинству этого набора вполне достаточно для счастья. Но не героям сериала. И не его поклонникам.