Смутное время 1855-1862, резня индейцев тонкава

Григорий Коротков
СМУТНОЕ ВРЕМЯ 1855-59

 Пока Техас был республикой, права на земли тонкава уважали, тем более, что их помощь против воинственных команчей имела жизненно важное значение для молодой республики. Но после того, как Техас стал частью государства, белые поселенцы действовали все более беззаконно и поселились на земле тонкава. Пласидо неоднократно пытался  сохранить мир, но его влияние ослабло. Он старался помочь своему народу в борьбе против команчей, что было жизненно важным. Армия США со своими практически неограниченными ресурсами, наняла их для охраны границы. В 1855 году он и его люди пришли в созданную на  реке Бразос резервацию Роберта Нейборса. Именно из этой резервации Пласидо и его люди вышли сражаться за тех же техасцев.
 
   Между 1856 и летом 1859 г. тонкава неоднократно оказывали поддержку техасским рейнджерам и федеральным войскам в операциях против команчей и других враждебных племен. В декабре 1857 года, пятнадцать или двадцать тонкава сопровождали отряд 7-го пехотного полка армии США в разведывательной экспедиции через земли, занятые кикапу. В апреле следующего года вождь Пласидо привел сотню тонкава и разведчиков шауни для поддержки отряда техасских рейнджеров направленных против команчей на реке Канейдиан:
    Губернатор Техаса Хардин Раннелс в своей агитационной платформе, претендуя в 1856 году на пост президента, обещал положить конец непрекращающимся рейдам команчей и кайова. Он публично выразил удивление и ярость, когда второй кавалерийский полк США был переведен в штат Юта, и в конце концов расформирован.  Губернатор решил восстановить подразделения рейнджеров которые были распущены после аннексии Техаса Соединенными Штатами. В конечном счёте, 27 января 1858 года, губернатор Раннелс назначил Джона «Rip» Форда - рейнджера ветерана американо-мексиканской войны, истребителя индейцев на границе, капитаном и командиром техасских рейнджеров(Texas Ranger), милиции и дополнительных индейских сил. Он приказал ему сразиться с команчами в сердце их родины - Команчерии(Comancheria).

    19 марта 1858 Форд отправился в резервацию Бразос, неподалеку от нынешнего Форт-Уэрт, Техас, и пополнил свою армию индейцами тонкава. Форд и вождь тонкава Пласидо, намеревались преследовать команчей и кайова в сердце их владений - среди холмов реки Канейдиан и дальше в горы Уичита, и если удастся, «убить их воинов, уничтожить запасы провизии, нанести удар по жилью и семьям, в общем, лишить возможности вести войну». Без тонкава, и сотни их опытных воинов, Форду просто не хватало мужчин, чтобы начать кампанию в Команчерии.
    Как сообщалось выше, в созданной 1854 году США и штатом Техас резервации на Клир Форк реки Бразос ниже Форта-Белнап (рядом с сегодняшним Грэхемом, Техас) жили тонкава, кэддо, липан, вичита-уако, шауни, делавэр и другие. На Норт-Форк-Бразос, для части команчей была создана другая резервация и агентство. Каждая резервация содержала четыре лиги земли. Неподалёку был построен форт. Однако, индейцев этого агентства часто обвиняли в нападениях на поселенцев. В апреле 1858 года полковник Джон «Rip» Форд защищал их в письме к губернатору Раннелсу:
    «У них есть всё, чтобы освободиться от индейской дикости, и во всех отношениях идентифицировать себя с белыми. Они говорят, что хотят стать американцами. Эти индейцы делают большие, и я бы даже сказал, поразительные шаги на пути становления цивилизации. Они пытаются подражать белым: в манерах, одежде, в сельском хозяйстве, во всех существенных подробностях. У них есть большие поля пшеницы и кукурузы, которые они сами посадили, и в настоящее время культивируют. Фургоны, запряженные волами и управляемые индейцами, женщины и дети, бросающие зерна в поле; все эти сцены из разных деревень дают вполне американский вид. Среди них нет недовольства, и они не создают проблем для агента или правительства. Индейцы стараются выполнять положения договора и полностью угодить американцам. Я говорю то, что сам видел и слышал, и считаю, это реальностью. Рассматриваю любые причины, которые могут привести к уничтожению резервации, как серьезное несчастье для штата Техас, и бедствие, над которым должны рыдать филантропы».
 
   Команчи вождя Железная Куртка были атакованы на Антилоп-Хиллс 12 мая 1858 года, и разбиты в результате нападения возглавляемого тонкавами. Железная Куртка погиб в этом бою. Позже в том же году тонкава помогли Второму кавалерийскому и 5-му пехотному полку найти стойбище команчей возле современного Раш-Спрингс, штат Оклахома. В этот период тонкава стали ненавистными врагами команчей, вичита и кэддо. (Ibid., Т. 3, стр. 269.) Особый интерес кампании Антилоп-Хиллс вызывают следующие факты:
     Чтобы отличаться от врагов, тонкава надели на головы белые повязки. В этом бою тонкавский стрелок Джим Покмарк убил вождя команчей по имени ЖЕЛЕЗНАЯ РУБАШКА. Команчи и тонкава устроили между собой несколько поединков. Но Форд запретил тонкава принимать вызов, после того, как несколько воинов из их числа были убиты, проиграв несколько боёв подряд. Впоследствии он так отзывался об увиденных единоборствах:
    «Глядя на эти поединки, невольно мысленно обращаешься к давно минувшим дням рыцарства; турнирам и поединкам; и сопутствующим таким событиям проявлениям храбрости. Участники демонстрировали великолепные умения в воинском искусстве, копья и щиты использовались с величайшей ловкостью, и представление в целом было необычным для цивилизованного человека зрелищем». Десяток тонкавов были убиты в единоборствах.
    По окончании сражения, сопровождавшие рейнджеров воины тонкава отпраздновали победу, украсив своих лошадей отрубленными конечностями убитых команчей. Также рейнджеры обратили внимание на то, что у многих из убитых команчей недоставало и других частей тела, а тонкава везли с собой пропитанные кровью мешки, что недвусмысленно намекало на грядущий праздничный пир.
    В сентябре 1858 года, капитан «Сул» Росс (Lawrence S. «Sul» Ross), сын Шепли Росса, с отрядом из 125 индейцев резервации Бразос, к которым присоединились регулярные силы армии под командованием майора Ван Дорна, успешно атаковал команчей на Индейской Территории.
    27 декабря 1858 года Питер Гарланд, известный боевик ведущий группу ренегатов, устроил у Кичи-Крик засаду на индейцев-охотников из резервации Бразос. Бандиты убили семь индейцев, в том числе трёх женщин. Впоследствии, несмотря на многие усилия, их так и не привлекли к ответственности.

    В 1859 году разведчики тонкава по прежднему служили в армии США. Несмотря на своё желание буквально умереть за белых техасцев, тонкава из резервации Бразос находились под постоянной угрозой. Действительно, как только поселенцы обвинили двух воинов тонкава в убийстве человека, Пласидо бежал в поисках убежища у других индейцев, но все они отказали. Только своевременное вмешательство агента Роберта Нейборса, убедившего американских военных не заниматься этим вопросом, удержало поселенцев от повешения Пласидо. Увеличение притеснений со стороны белых поселенцев делало Техас все более опасным для проживания индейцев.
 
   Наконец, 23 мая 1859 года у резервации Бразос появились две с половиной сотни белых во главе с Джоном Р. Бейлором. Бейлор заявил, что пришел за несколькими индейцами, а если войска США откроют по его отряду огонь, он будет относиться к ним так же как к индейцам. Агентство приготовилось к бою. Капитан Бейлор отступил для консультаций со своими людьми, а заодно убил по дороге индейскую женщину, работающую саду, и старика. Затем они преследуемые индейцами поспешно ретировались из резервации. В нескольких километрах за её пределами находилось ранчо Марлин, которое Бейлор и его люди достигли к полудню. Мужчины попросили миссис Марлин приготовить поесть, но прежде чем она смогла выполнить их требования, появились индейцы. Бой продолжался весь день. Был убит вождь Джон Хаттербокс, двое людей Бейлора также потеряли свои жизни, другие получили ранения. Погибших Бейлора похоронили на ранчо, а раненых на следующее утро доставили в Форт Белнап.

    Роберт Нейборс сразу издал приказ о выводе индейцев из обеих резерваций на Индейскую Территорию. Так как там не было земли, выделенной для техасских индейцев, их решили разместить с индейцами вичита  в долине Уошита. Резервация Бразос была оставлена 31 июля 1859 года, Нейборс и агенты Сэмюэл А. Блейн, С. Р. Росс и Мэтью Липер перевели индейцев через реку Ред-Ривер, за две недели путешествия караван индейцев прибыл в долину Уошита, а 1 сентября они были доставлены Нейборсом, и переданы чиновникам агентства Уичито. Нейборс назначил Блейна взять на себя ответственность за консолидацию вичита, кэддо, тонкава и пенатека-команчей в этом агентстве. Липер, Росс и Нейборс вернулись в Белнап. Вскоре после их прибытия Нейборс был убит, предположительно из-за своего лояльного отношения к индейцам. (Nye, 1943, p. 28) На следующее утро 14 сентября 1859 года он «закончил свою карьеру в качестве суперинтенданта по делам индейцев», в то время пока Нейборс разговаривал с двумя мужчинами, он был убит выстрелом в спину Эдвардом Корнеттом. Историки считают, что это убийство стало прямым результатом действий Нейборса, защищавшего команчей. Он был похоронен на гражданском кладбище Форта Белнап. Узнав о его смерти, тонкава скорбели в течение четырех дней. Капитан Росс ушел со своего поста, выразив сожаление разлукой.


                РЕЗНЯ ТОНКАВА

    В 1860 году тонкава продолжили служить в разведке у федеральных войск и техасских рейнджеров. Летом того года вместе с группой кэддо и вичита, они сопровождали отряд техасских рейнджеров из Кэмп Радзимински (Camp Radziminski) в операции на юге Индейской Территории. Индейцы совместно с рейнджерами атаковали лагерь кайова и команчей на реке Канейдиан в Оклахомском Панхандле. Согласно сообщениям рейнджера Джеймса Пайка, как только закончилось сражение, тонкава начали жарить и поедать части тел некоторых убитых команчей. (Ibid., Стр. 28.)
    С началом гражданской войны, войска Союза ушли из Форта-Кобб и резервации Вичита, но это не было концом ни форта, ни резервации. Мэтью Липер, преемник Блейна, оставался в агентстве работать для нового правительства из Ричмонда. Для укрепления позиции конфедератов среди равнинных племен, проживающих в Выделенном Районе, генерал Альберт Пайк был отправлен организовать договор с этими людьми.  К декабрю 1861 года он вел переговоры о заключении двух договоров. Видимо тонкава полностью перешли на сторону Юга и до последнего оставались им верны. (Abel, 1915, т. 1, стр. 199-202.)

    В истории племени тонкава 1862 год стал самым мрачным. Сначала всё было тихо. В январе агент Липер сообщает суперинтенданту по делам индейцев, что «тонкава живут в теплых комфортабельных домах из шестов и травы, таких, как были в Техасе. А для вождя я построил из брёвен хороший двухквартирный дом с трубами в каждой комнате и вестибюлем или коридором в центре, в котором он сейчас живет». (Ibid., Стр. 340.) По словам Липера, летом между его подопечными и другими племенами начались трения, когда в агентство стали прибывать индейцы сочувствующие Северу. Опасаясь грядущих неприятностей, Липер вывез свою семью из этого индейского края.
    Годы враждебности по отношению к тонкава наконец достигли пика 23 октября 1862, когда объединенные силы шауни, делаваров, кикапу, кэддо, команчей и кайова атаковали агентство и лагерь тонкава на южной стороне реки Уошита. Непосредственными причинами нападения, по-видимому, было возвращение в агентство агента Липера и убийство тонкавами двух шауни. (Муни, 1901, стр. 552.) Сначала они напали на агентство. Его клерк и два помощника были убиты, когда сидели вокруг очага внутри главного здания. Услышав выстрелы, спавший в соседнем доме переводчик агентства Гораций П. Джонс, вскочил на лошадь и поскакал предупредить об опасности агента Липера. Спутник Джонса был убит, но, тем не менее, сам Джонс добрался до Техаса. Липер до следующего утра прятался в кустах недалеко от своего дома, когда его обнаружили дружественные команчи. После убийства четырех мужчин, злоумышленники ограбили магазин и интенданта, а затем сожгли все постройки. (Муни, 1901, стр. 552.)
    Разобравшись с агентством, злоумышленники обратились к тонкава. 306 тонкава возглавляемые вождём Пласидо стояли лагерем за рекой Уошита. Некоторые из молодых людей покинули деревню, чтобы охотиться на бизонов и забрали большую часть имевшегося оружия. Объединенные силы ехали верхом и были вооружены винтовками «новейшего образца»; они разделили свой отряд, и часть из них обошла лагерь снизу. В первыми признаками рассвета они напали на тонкава. В результате той «битвы» было убито более 137 мужчин, женщин и детей, которые остались лежать мертвыми на руинах деревни(?), несколько детей были взяты в плен. Шесть лет спустя учитель квакеров, Томас Бэтти, отметил, что кости и черепа были еще видны в лесу в окрестностях старого лагеря. (Муни, 1901, стр. 553 и Бэтти, 1968, стр. 58-59.)

    АГЕНТСТВО ДЕЛАВЭР, Канзас, 20 января 1863.
Сэр: Примерно, или 1 сентября прошлого года, военный отряд индейцев делаваров, численностью девяносто шесть человек - семьдесят делаваров и двадцать шесть шауни - покинули Канзас, направившись в экспедицию на юго-запад от Канзаса, под руководством индейца делавара Бена Саймона.
    Он сообщает, что сначала экспедиция направилась к реке Неошо, в южном Канзасе, где они остановились на несколько дней. Оттуда они семнадцать дней шли в юго-западном направлении, выйдя в арендуемый Техасом район. Затем они один день двигались вверх по реке Вичита, появившись в окрестности Агентства Вичита. Затем Саймон послал шпионов, разведать обстановку в агентстве, которые сообщили о двух сотнях вооружённых индейцев, живших в Агентстве, и находившихся на службе Южной Конфедерации. Получив результаты разведки, делавары и шауни сразу же направились к агентству, которое достигли примерно к закату. Прибыв в агентство, они окружили здания, а когда из дома вышел агент и спросил, «Что им нужно?» - Саймон ответил, что он его пленник. В то же мгновение индейцы ворвались в дом, но при этом один из делаваров был застрелен, и один из шауни ранен. Во время нападения в агентстве находилось четверо белых. Когда индейцы увидели, что один их товарищ убит, а другой ранен, они убили всех троих в доме, и агента Липера(1), которого Саймон задержал у дверей в качестве пленного. Затем индейцы завладели всем имуществом и документами, принадлежащими Агентству, и сожгли здания. На следующее утро они обнаружили след индейцев, бежавших от Агентства, и последовали за ним несколько миль до лесной рощи, где они нашли, по их предположениям, около 150 индейцев, часть из которых были женщины и дети. Они напали, и по их сообщениям убили около 100 – и столько же сбежали. Затем делавары и шауни со своей добычей, состоявшей примерно: из 100 пони, $ 1200 долларов Конфедерации, документами и перепиской, которые они завернули в повстанческий флаг, взятый там же в Агентстве - повернули домой. Среди захваченных бумаг, я почтительно обращаю ваше внимание на рукописный договор, заключенный между Альбертом Пайком(2) - Уполномоченным со стороны Конфедерации Штатов, и различными племенами южных индейцев, а кроме того, письменное назначение Мэтью Липера индейским агентом, полученное от Джеймса Бьюкенена, президента Соединенных Штатов, 1 февраля 1861.
    Эти индейцы, малочисленны, до их расположения более пятисот миль, они имеют собственный транспорт и оборудование, фураж и продовольствие, без затрат со стороны правительства, безусловно, демонстрируют высокую степень лояльности, а также смелые и дерзкие.
С уважением, ваш покорный слуга, Ф. Джонсон, индейский агент.

    Истребили 133 из 309 членов племени. По другим оценкам убитых тонкава: 137 мужчин, женщин и детей из 305(309), среди них престарелый вождь Пласидо или Ха-шу-ка-па («Его Нельзя Убить»). Пласидо имел двух сыновей, Чарли и Маленькие Пятна. Их мать была пленницей из команчей. После резни большая часть его племени, оставшаяся в живых, во главе с сыном ЧАРЛИ Пласидо бежала в Форт Арбакл, базу батальона Чикасо - служившего южной конфедерации, а затем в 1863 году направилась в Техас к  Форту Белнап и оставалась там до конца гражданской войны.  Оставшимся в живых, губернатор и законодательное представительство предоставили временную денежную поддержку и некоторые земли.  Бойня полностью деморализовала и разрушила остатки племени, которое осталось без лидера и нищенствовало в Форте Белнап.


2 Агентство Уичито было расположено на земле, арендованной у племен чокто и чикасо.
*Существует некоторое разногласие относительно того, кого же всё-таки убили тонкава. Най утверждает, что это был мальчик кэддо, Альберт С. Гатчет, ссылаясь на заявление местного торговца Р. В. Данлэпа, говорит, что было украдено и убито несколько свиней, принадлежащих шауни. (Гатчет, 1884, стр 53;.. Най, 1943, стр 30.)
(1)Некоторые отчёты сообщают, что во время этого нападения Липер был убит, (см. Abel: 184 and Hasskarl: 225), но оба Най и Муни заявляют, что Липер бежал, и в 1875 упоминается с полковником Р. С. Маккензи в Форте Силл.
(2)В мае 1862 года генерал Альберт Пайк, офицер Конфедерации из Техаса, заключил союз с некоторыми кайова и группой ренегатов семинолов. Вместе они собирались захватить Форт-Ларнед и Уайз, на реке Арканзас. Однако из этого ничего не вышло - как только позволила погода, индейцы ушли на свою ежегодную охоту.

** Най говорит, что шум, вызванный нападением на агентство, испугал тонкава, и они начали уходить на восток. Думая, что достигли безопасного места, они остановились, но шауни и делавары последовали за ними и напали. Гатчет в своем журнале также указывает на примерной карте, что массовое убийство произошло не в лагере тонкава, а на небольшом расстоянии к востоку. (Nye, 1943, стр. 31 и Gatschez, 1884, стр. 156.)

***25 января 1863 года, агент С. Г. Колье, с верхнего Арканзаса побывал в Форте-Ларнед с 26 руководителями индейской Конфедерации Кэддо. Эти вожди представляли собой одну тысячу индейцев, которые обрабатывали землю возле Форта Кобб, в настоящее время штат Оклахома. Они сказали Колье, что отказались от своего агента, человека по имени Липер, который примкнул к конфедератам. Не желая присоединяться к армии южан, эти индейцы в поисках помощи откочевали на север. Будучи очень бедными, они подружились с властями Форта-Ларнед, и В.П. Дойл, комиссар по делам индейцев, чтобы обеспечить их поддержку направил для Колье $ 5000.

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"