1. Открытие ударных волн разрежения в жидкости

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Академик Зельдович Яков Борисович (1914-1967), академик, трижды герой социалистического труда, предсказавший существование ударных волн разрежения в жидкости.


В декабре 1966 года мы, в основном, закончили проведение экспериментов по кипению взрывного характера жидкости при мгновенном снятии с него давления. При этом наша группа с помощью высокоскоростной камеры произвела измерения движущейся границы двухфазной среды и тёмной полосы движущейся впереди этой границы. Я заявил тогда, что она не может быть ничем иным, кроме как фронтом ударной волны разрежения в жидкости, которая приводит к сбросу давления в жидкости и фазовому переходу.

Образование ударных волн разрежения в жидкости было предсказано академиком Я.Б. Зельдовичем ещё в 1945 г., и я знал об этом, поскольку это было упомянуто в весьма объёмистом труде «Физика взрыва», который в течение многих лет был моей настольной книгой.

На семинаре Института я заявил об этом в присутствии многих ученых, включая член-корреспондента (впоследствии академика) С.С. Кутателадзе, д.т.н. (впоследствии академика) В.Е. Накорякова и других учёных.

Я помню, многие тогда высказали сомнения, в т.ч. и член-корреспондент С.С. Кутателадзе в связи с тем, что общепринятым мнением среди ученых тогда было мнение о невозможности существования ударных волн разрежения в жидкости.

Я отстаивал другую точку зрения, заключающуюся в том, что при определенных условиях ударные волны в жидкости могут существовать.

А доктор технических наук В.Е. Накоряков тогда промолчал.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/04/02/555