Университет, что было и что будет

Александр Ляхов
                Грустно людям из будущего
                смотреть на настоящее,
                которое является далеким прошлым

Наш мир,мир России, принадлежит Европейской цивилизации, которая динамично изменяется, при этом изменяется несущий  стержень  общества - система образования. Каждый раз, когда новое время требовало новых людей,  соответственно изменялась система подготовки, то есть образование.

Важнейшая часть европейской системы образования это университеты. Именно они определяют основную идеологию будущего. Рассмотрев процессы возникновения университетов и их развитие можно с большой степенью достоверности спрогнозировать будущее не только образования, но и общества.

Полное исследование этой проблемы представляется большим фундаментальным трудом по истории университетов. В работе я тезисно обозначил некоторые ключевые моменты в истории университетов.

Фактически до двадцатого века развитие человечества и процессы изменения системы образования происходили стихийно. Основной чертой всех радикальных изменений системы образования являлось все большая его демократизация, которая открывала доступ к образованию  для лиц всех социальных слоев.

В настоящее время глобальная мировая элита, используя современные методы прогнозирования, стремится зафиксировать статус-кво.  Отсечь народные массы от реального образования, понизить творческий потенциал населения, выхолостив его еще в детские и юношеские годы, навязав псевдо достижения в бессмысленных конкурсах и состязаниях. Управление будущим во многом связано с воспитанием и обучением молодежи, то есть будущего поколения. Поэтому наблюдаемые сегодня процессы в образовании всех стран, принадлежащих к Европейской цивилизации,  носят обще цивилизационный характер.

В нашей стране после контрреволюции 1991 года, власти усиленно занялись демонтажем предыдущей системы образования и созданием новой. Флагманом и основным мотором этого процесса является Высшая Школа Экономики.

Для того чтобы реально увидеть тенденции развития образования необходимо взглянуть на сам процесс его развития и его детали.

Университеты средневековья

1. Первые университеты в Европе возникли в начале X1 века. Рост городов, рост  торгового оборота, усложнение правовых взаимоотношений в обществе требовало людей способных в новых условиях обеспечить правильное управление и эффективное руководство.

В X1 веке средневековые города-республики Италии фактически являлись центром мировой торговли. Именно они активно участвовали в борьбе за первенство между имперской властью и властью Рима. Поэтому не случайно то, что первый университет возник в 1088 году в городе Болонья  как ассоциация правовых школ.

Парижский университет образовался в середине  XII века (1200) из объединения нескольких церковных богословских школ при Парижских соборах и носил ярко выраженный философский богословский характер.  Все остальные европейские университеты в той или иной степени создавались по форме подобной этим университетам.

2. Университеты создавались по принципу цеховых корпораций. Вступающий в университет должен был принять присягу на верность корпорации и внести определенную сумму. Молодой человек поступал в университет в качестве школяра, затем становился студентом и по мере обучения получал степени бакалавра, магистра и доктора. Аналогичную структуру имели все ремесленные цеховые корпорации – ученик, подмастерья, мастер.

Отметим несколько важных отличий от обычных цеховых корпораций.
Университет всегда имел покровителей (спонсоров) бравших на себя часть расходов. Это был, как правило, городской совет или правитель данной области, или высшее духовенство.
Университеты взаимно признавали авторитет и ученые степени. Это позволяло, как студентам, так и преподавателям свободно переходить из одного университета в другой.
Поскольку иногородние студенты не являлись гражданами данного города или подданными соответствующего сюзерена, то была выработана независимая система судопроизводства для университетов, фактически фиксирующая их автономность.
 
Заметим, что элементы средневековой цеховой организации сохранились до настоящего времени только в университетах. Это связано с тем, что университетское сообщество самостоятельно присваивает пожизненные ученые степени.
В средние века это была общая практика во всех цеховых корпорациях. Например, мастера корпорации сапожников рассмотрев представленные претендентом, подмастерьей работы - сшитые сапоги, принимали решение о том, является он мастером или нет. Аналогичным образом степень доктора в университетах присуждала комиссия из докторов.

Высокий статус ученой степени сохранился до наших дней. Это обусловлено тем, что в своем большинстве люди имеющие ученые степени имеют более высокий уровень образования, чем окружающие. Право присваивать ученые степени основное право университетов.  Присвоение ученой степени означает, что группа ученых принимает решение, что претендент на степень, выполнивший определенную научную работу является ученым.

В прошлом году имел место интересный инцидент, связанный с этим правом. Прошли выборы в Академию наук Российской федерации. Среди выбранных были люди использовавшие свое служебное положение и участвовавшие в выборах вопреки рекомендациям руководства.

Президент Р.Ф. В.В. Путин спрашивает президента Академии Фортова Е.В., выбранные чиновники являются большими учеными?  Фортов Е.В. пытается уклониться от ответа, но потом все-таки прозвучала главная фраза, в которой сосредоточена вся квинтэссенция университетской независимости ; «Поскольку настоящие ученые посчитали этих чиновников ученым, то значит они ученые!»

Путин В.В.продемонстрировал способность находить остроумные решения в сложных ситуациях. Он освободил чиновников выбранных в академию от занимаемых должностей с ехидной фразой, что раз они большие ученые, то пусть занимаются наукой.

Но ни что не ново под Луной. В 1621 году лорд-канцлер, пэр Англии Френсис Бэкон был освобожден от всех политических должностей в палате лордов и посвятил себя науке. он стал одним из основателей современного научного подхода  «Novum Organum» («Новый органон»). Именно ему пренадлежит фраза "Знание- сила" «scientia potentia est».

Никакие политические гонения не могут изменить статус ученого. Д Сахаров оставался академиком, несмотря на его противостояние с государством. После выхода книги «Русофобия» математика Р. Шафаревича Нью-Йоркская Академия наук просила добровольно отказаться от звания академика. Сама академия не могла этого сделать.

Почему другие цеховые объединения распались и соответственно утратился институт присвоения звания мастера?

Ответ связан с тем, что все конкретные ремесла допускают автоматизацию, а в настоящее время и компьютеризацию. Творческий труд ученого и преподавателя не поддается формализации.

3. Было сформировано одно из главных требований к процессу обучения в университетах. Выпускники университета должны были быстро и успешно адаптироваться к самым различны формам деятельности: военное дела, гражданское и военное строительство, управление городским хозяйством, торговля,  организация промышленного производства, управление сельским хозяйством и т.д. Отсюда следовало то, что вся подготовка студентов в университетах носила универсальный, то есть теоретический характер.

Данный тезис подтверждается практикой с самого начала возникновения университетов. историческими фактами. Например, Н.Коперник учился в Краковском и Болонском университетах. Он являясь каноником в г. Фраенброке занимался хозяйственным управлением города, всей Вармийской епархии, инженерными задачами, финансами и тд.. Иссак Ньютон выпускник Кембриджа известный, как великий механик и математик был гениальным финансистом, он был хранителем монетного двора Великобритании, обосновал и провел денежную реформу. 

4. На первых этапах развития университеты имели ярко выраженную теологическую окраску. Существовало большое количество книг различных религиозных авторитетов, которые допускали разночтение священных книг и различное понимане тех или иных догматов церкви. Перед профессурой университетов стояла задача, объединить и согласовать эти разночтения. Необходимо также было установить связь наблюдаемых природных, социальных явлений и священного писания. Все это привело с необходимостью к развитию логики и диалектики, которые легли в основу научного мышления.

В трудах Фомы Аквинского  «Сумма философии» (1259-1269) и  «Сумма теологии» (1273) были заложены основы научного мышления. Он разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения».
Фома Аквинский ввел в круг университетских исследований физику Аристотеля.
В 1323 году, во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых, а в 1567г. он был признан пятым «Учителем церкви».

В это же время начинается формирования представления о том, что существует реальный вещественный мир сотворенный Богом и есть Священное писание. Человек должен изучать не только священное писание, но и божественное творение весь мир. Поскольку человек создан по подобию Бога, то он может, познавая мир, познавать замысел божий.

С 1366 года для получения первой ученой степени бакалавра необходимо было изучить и сдать соответствующий экзамен по логике, метафизике и физике Аристотеля.
Заметим, так же, что сдача экзамена по университетскому курсу математики был обязателен при получении степени бакалавра по любой специальности.

Как это отличается от нашего времени. Современные «ученые гуманитарии» не соответствуют средневековым представлениям об образованности человека. Совремнные гуманитарии, как правило, имеют представление о математике на первом уровне ЕГЭ. Этот уровень соответствует двум первым классам начальной школы в Советской школе или, если хотите, двум классам ЦПШ (церковно-приходская школа) начала двадцатого века. О физике они не имеют представлений, вообще. По моему мнению уровень их знаний соответствует, где-то пятнадцатому веку.

Один из важнейших моментов университетского подхода состоит в том, что эту новую логику и диалектику было предложено использовать во всех сферах деятельности человека.

Рационалистический подход к изучению мира породил современную науку и все множество протестантских религиозных течений. Попытка законсервировать джина свободомыслия выпущенного из бутылки привела к эксцессам инквизиции и беспощадным религиозным войнам.

В заключение этого пункта с некоторой иронией хочется указать на книгу Станислава Лема «Сумма технологий». В ней он выступает с претензии дать универсальное описание современного информационного мира.

5.Важнейшая особенность университетов состоит в том, что университеты имели и имеют в настоящее время внутреннюю иерархию никак не связанную с кастовым устройством внешнего общества. Уже даже на первом этапе становления университетов, человек из любого социального слоя мог своим трудом и усилиями достичь любых высот. Университет, как тогда, так и сейчас является социальным лифтом позволяющим человеку изменить свой социальный статус.

Конечно, в университете имеются все составляющие общества и коррупция, и семейственность, но фактор существования «научной истины» пробивает все барьеры.

УНИВЕРСИТЕТЫ 17-18 ВЕКА

По мере развития общества социальный порог для поступления в университет постоянно опускался.

Великая Английская революция 1640-1660 года открыла двери университета для И. Ньютон и Р. Гук. Иссак Ньютон происходили из семьи мелкого землевладельца в первом поколении, Роберт Гук (в переводе - грязь) — из семьи деревенского священника. Родившись на пару десятков лет раньше, они вряд ли поднялись бы выше привратницкой в университетах.

Великая Французская революция 1793 года открыла двери университетов для целой плеяды великих ученых Лаплас, Фурье, Даламбер, Коши и т. д. по своему происхождению некоторые из них не попадали даже в третье сословие.

Происходит реформа образования. Старый университет закрывается. Он будет вновь открыт после реставрации через двадцать лет, но создаются новые Высшая Нормальная школа и Политехническая школа. Высшее образование полностью отделено от церкви.

В 1755 году создается Московский университет, один из первых университетов нового типа. Московский университет полностью светское учреждение. В университете три факультета: философский (фундаментальная подготовка по естественным и гуманитарным наукам), юридический, медицинский. Теологический факультет отсутствует.

В 1806 году Пруссия терпит сокрушительное поражение от Наполеона. Теряются земли, платится гигантская контрибуция. Один из путей выхода из кризиса общество связывает с реформой образования.

Вильгельм Гульбольд разрабатывает и реализует новую концепцию образования, как высшей школы, так и общеобразовательной школы. В университет приходит реальная современная наука.

Если до этого суть образования сводилась к получению некоторого набора знаний, то в Гумбольдтовском подходе требовалось воспитание специалиста способного творчески ставить новые задачи и искать их решение.

Воспитание творческих способностей не может быть сведено к заучиванию каких-то теоретических положений, оно требует большой самостоятельности от студента. Известно, что основной метод воспитания связан с тем, что обучаемые должны иметь образец для подражания. Преподаватель должен служить примером, то есть он должен быть ученым, активно занимающимся исследованиями в соответствующей научной области.

Этот принцип в полной мере был реализован в Советской школе.

Великая Октябрьская революция открыла возможности для образования всех слоев населения страны. Требование проведения реформа образования в обществе назревало давно. Поражение в Первой Мировой войне во многом было обусловленно отсталостью России в сфере образования. Нехватка научных,инженерных, военных кадров,просто грамотного населения, не позволяли России не только умело воевать, но и мобилизовать, развернуть промышленность.

В 1918 году на съезде учителей было принято решение о создании всеобщей политехнической школе. Все привилигированные учреждения закрывались. Университеты закрывались и на их месте открывались политехнические институты, а политехнические институты преобразовывались в университеты.

Этот декрет позволил преодолеть саботаж профессорско-преподавательского состава. Для того чтобы работать в новь открытом высшем учебном заведении, преподаватели должны были написать заявление о приеме в вуз и выразить свое согласие с работать в новых условиях.

Из-за гражданской войны эта реформа заработала в полную силу только вначале тридцатых годов. Была устранена безграмотность населения. Для ускорения подготовки инженерных и научных кадров была развернута система довузовской подготовки РАБФАКи.

Мой отец (1910-1985) молодым человеком в тридцатом году приехал в Москву работать. Найти работу и хоть какое-то жилье было очень сложно. Земляки из его деревни помогли устроится работать на завод грузчиком. Ему дали место-койку в рабочем общежитии на котором они спали вдвоем с земляком. Одно из требований, которое предъявили к отцу - это обязательные занятия на РАБФАКЕ. Вечером в общежитие приходили студенты и вели занятия по математике, физике, русскому языку.

Необходимость развернуть подготовку квалифицированных кадров для растущей промышленности приводило к открытию новых университетов. Реально работающий Горьковский университет был создан в 1932 году- в год строительства Горьковского автозавода.

Эффективность реформы образования показала вся последующая история Советского Союза. Создание промышленности, разгром фашизма, успехи во всех областях науки и техники.

Нам сегодня трудно представить, но в дореволюционной России были запрещены к печати труды Ломоносова, труды мировых ученых по астрономии, биологии, физике. Эти книги имелись в университетских и частных библиотеках на иностранных языках, но перевод и печать на русском была запрещена. В обычных массовых школах преподавались арифметика, русский язык и закон божий. Все естественнонаучные знания были под запретом.

УНИВЕРСИТЕТЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

С середины двадцатого века в Европе, а с некоторым запаздыванием и в России происходит процесс разрушения старой парадигмы образования.

У нас в стране первые шаги по ограничению доступности знаний, начались с создания специализированных школ, математических, языковых и т. д. Если вначале это мотивировалось тем, что надо отбирать способных ребят, то сейчас все свелось к банальной высокой плате за обучение в такой элитной школе.

Процесс демонтажа советского образования принял лавинообразный необратимый характер после контрреволюции 1991. В качестве основного  теоретического разработчика и органа осуществляющую реформу выступила специально для этих целей созданная Высшая Школа Экономики.

Все ее новации и предложения встречались в штыки, как преподавательским сосотавом, так и обществом в целом, но они проталкивались силовыми методами.
 
Вместо ясных понятий знания и практические умения вводятся некие КОМПЕТЕНЦИИ с размытыми нечеткими представлениями о том, что это такое. В высшей школе и в обычной образовательно школе набор предлагаемой информации постоянно уменьшается. В обществе насаждается идеология ненужности избыточности естественно научных знаний.

Реализуется подход вводящий творческий процесс обучения в жесткие технологические рамки, не учитывающие ни индивидуальность обучаемого, ни индивидуальность преподавателя. Причем для этого используются самые современные технологии.

Существует тенденция к замещению реального образования различными формами "дистанционного обучения". Очевидно, что "дистанционное образование" не образование. Оно по сути является современной формой передачи информации,не более.

Осуществляется насильственная бюрократизация процесса обучения. Жестко регламентируются требования к соискателям диссертаций всех уровней. Для получения степени становится главным выполнить все формальные требования. Мнения экспертов, советов по защите, утрачивает свое определяющее значение. Тем самым размывается основное право университета - присуждать ученые степени.

Вводятся различные формы религиозной идеологической обработки населения. Для того чтобы придать больший авторитет религиозным учениям «создается новая - старая наука теология». Причем население уже настолько заморочено, что даже не задает простые вопросы. Существует православная теология, католическая, лютеранская, исламская и т. д. Какая из них истинная?

В этом плане произошел откат на семьсот лет во времена до Фомы Аквинского, четко разделившего веру и знания.

Появились большие социальные группы людей "ученых", "богословов", которые по своей сути глубоко безнравственны. Понимая, а иногда и не понимая они создают идеологическую базу обосновывающую необходимость ограничения образования населения. Эти группи  отстаивают свой «шкурный интерес» вопреки всем разумным доводам и интересам общества в целом.

Грустно нам людям из будущего смотреть на настоящее, которое является далеким прошлым.