У самого мрачного и резкого сатирика нашего М. Е. Салтыкова - Щедрина противопоставление добра и зла присутствует. Хотя некоторые пытаются размахивать его творчеством в качестве апологетики русского зла и русской глупости.
Но я не говорю уже о таких мелочах, как мужик прокормил двух генералов. Или как диий помещик одичал до последней степени без создателя всех материальных ценностей , простого русского крепостного мужичка, запах мякины и навоза от которого и побудил помещика избавиться от них вовсе, для того чтобы дышать исключительно свежим и чистым воздухом.
Возьмем самую гротескную вещь, историю города Глупова.
Даже самому страшному из всех губернаторов - Угрюм - Бурчееву - у Сальтыкова - Щедрина существует противопоставление. Это река. Он захотел усмирить и ее, построив нечто ограничивающее из мусора. Но каждый раз она, река, размывала его попытки, уничтожая дамбу. Река живой жизни.
Если отойти от фетишизации, то даже у нашего всё не все стихи хороши одинаково, Есть жемчуг и есть бисер. Одного нет у Пушкина- плохих, бездарных стихов. На мой взгляд, именно по вышеперечисленным причинам. Да и если взять любого из наших классических писателей, можно увидеть произведения более значительные и малозначительные. Исключая Достоевского.
Это касается и современных творцов.
Андрей Тарковский - выдающийся режиссер. Но его " Андрей Рублев" и " Сталкер" - вещи разные. Когда режиссер слишком озабочен своей личной судьбой художника , это всегда сказывается на достоинствах фильма. " Сталкер" скучен и одиозен. И когда героиня " Зеркала" десять минут идет по коридору торопливым шагом , я не понимаю такого новаторства.
Пишу же я всё это в связи с сегодняшними обсуждениями творчества режиссера Сокурова.
Потому что просмотренный на днях фильм " Руский ковчег", на мой взляд, абсолютно бездарен. Как по слишком личному содержанию, так и по форме. Именно по причине отсутствия в нем объективного и сочувственного отношения к общему ходу жизни.
Дельфийского оракула, увы, не получилось.