Жемчуг и бисер

Наина
У самого мрачного и резкого сатирика нашего М. Е.  Салтыкова - Щедрина противопоставление добра и зла  присутствует. Хотя некоторые пытаются размахивать его творчеством в качестве апологетики русского зла и русской глупости.

Но я не говорю уже о таких мелочах, как  мужик прокормил двух генералов. Или  как диий помещик одичал до последней степени без создателя  всех материальных ценностей ,  простого русского  крепостного мужичка, запах мякины и навоза  от которого и побудил помещика избавиться от них вовсе, для того чтобы дышать исключительно свежим и чистым воздухом.

Возьмем самую гротескную вещь, историю города Глупова.

Даже самому страшному из всех  губернаторов -  Угрюм - Бурчееву - у Сальтыкова - Щедрина существует  противопоставление. Это река. Он захотел усмирить и ее, построив нечто ограничивающее из мусора. Но каждый раз она, река, размывала его попытки, уничтожая дамбу. Река живой жизни.

Если отойти от фетишизации, то даже у нашего всё не все стихи хороши одинаково,  Есть жемчуг и есть бисер. Одного нет у Пушкина- плохих, бездарных стихов. На мой взгляд, именно по вышеперечисленным причинам. Да и если взять любого из наших классических писателей, можно увидеть произведения более  значительные и малозначительные. Исключая Достоевского.

Это касается и современных творцов.

Андрей Тарковский - выдающийся режиссер. Но его " Андрей Рублев" и " Сталкер" - вещи разные. Когда режиссер слишком озабочен своей личной судьбой художника  , это всегда сказывается на достоинствах фильма. " Сталкер" скучен и одиозен. И когда героиня " Зеркала" десять минут идет по коридору торопливым шагом ,  я не понимаю такого новаторства.


Пишу же я всё это в связи с сегодняшними обсуждениями творчества  режиссера Сокурова.
  Потому что  просмотренный на днях фильм " Руский ковчег", на мой взляд, абсолютно бездарен. Как по слишком личному содержанию, так и по форме.  Именно по причине  отсутствия в нем объективного и сочувственного отношения к общему ходу жизни.

Дельфийского оракула, увы, не получилось.