Портрет Петрова

Элина Юрьева
На «аватарке» появился новый снимок. Модно сейчас выставлять свою жизнь на показ знакомым и не очень знакомым людям. Социальные сети интернета поглотили человечество. Своими «лайками» и классами они выражают согласие, оценивают качество снимков, сюжетов на фотографиях. При этом, даже не сказав ни слова. На новом снимке Лина выглядела помолодевшей, счастливой, слегка кокетливой. Она знала, что нравится. Так выглядят влюблённые женщины, потому что этого нельзя скрыть. Обо всём говорят глаза. На самом деле так и было. Счастье, как мгновение – вот оно есть, и вдруг…  Развод с мужем и …осталась только фотография. Но, нет, конечно, не только фотография, жизнь шла чередом. Чтобы не впадать в отчаяние, занималась спортом, любимыми танцами, разговаривала с деревьями, наблюдала за птицами, наполняла грудь чистым утренним воздухом, и шла на работу, с дочкой в детский сад, отправлялась с учениками в путешествия, проводила мероприятия, исследовала архивные документы, не оставляла ни одной минуты, ни секунды для праздного времени. Забота о дочке, её воспитание заполняли остальное время. Детский мир такой удивительный… В нём Лина утопала и растворялась. В любви к дочери присутствовала какая-то одержимость. Она так же относилась и к давно повзрослевшему сыну, когда он был маленьким. Как мать старалась им дать всё, что могла, прикладывала все усилия для получения их образования. Сын в своё время занимался хореографией, закончил театральное отделение в детской школе искусств, поступил в институт культуры.  Наступила пора развивать способности дочери. Природа одарила её умением рисовать. Непосредственность восприятия мира девочка передаёт рисункам. Они удивляют взрослых своей пластикой, скоростью написания и точностью передачи настроения автора и героев рисунка,  будь то  человека, животного, птицы… В свои шесть лет маленькая художница может отразить передний план, горизонт, объёмность фигур, движение тела. Природный дар ребёнка привлекает внимание и окружение Лины, её родных, друзей. С Петровым она была знакома давно, ещё с тех времен, когда он работал в доме народного творчества, занимался исследованиями и поддержкой традиционной культуры Курского края. Знакомство было шапочное, затем переросло в деловое сотрудничество. За долгие годы было проведено немало совместных мероприятий, выставок в музее, районе, области. Одной  из запоминающихся для посетителей,  была выставка «Соловьиное порубежье» в детской художественной школе  им.А.Дейнеки,  во время проведения дней культуры Глушковского района в городе Курске. Тогда Петров со товарищи  помогал делать экспозицию выставки. Открытие выставки ознаменовалось проведением  мастер-классов по лозоплетению, гончарному делу, лепке, бисерному плетению, вышивкой крестом, изготовлением ёлочных украшений из природного материала. Кроме того на выставке были представлены фотографии с природными видами Глушковского района, своей композицией и передачей цвета заинтересовавших маститых художников. Последним аккордом в трудовой деятельности Петрова была выставка «Три дороги к прекрасному», которую он организовал со своими сотрудниками из дома народного творчества в Глушковском краеведческом музее. Ему всегда хотелось, чтобы как можно больше людей узнало о традиционной суджанской керамике, о лозоплетении, о ткачестве, о плетении лаптей из пеньки и о многих других промыслах и ремёслах, доживших до наших дней из глубины веков. Уйдя на заслуженный отдых, он перебрался в родное село Кобылки, где занимался нехитрым домашним хозяйством, разводил уток и кур, ухаживал за огородом и рыбачил. Время от времени приезжал в Курск, чтобы предастся любимому делу – живописи. Писал портреты на заказ, городские виды, сельские пейзажи. Однажды ему позвонила Лина и попросила написать её портрет. Натурщицей она не могла быть по причине занятости, выслала по электронной почте фотографию, ту самую, на которой выглядела кокетливой и помолодевшей. Через две недели портрет был готов. Петров лично привёз его Лине. Тогда она ещё не знала, на сколько дорог ей станет портрет. Поблагодарив автора за искусно выполненную работу, она принесла её домой, ещё стесняясь и не показывая ни кому. Ведь её впервые изобразили. Она знала одно, что её маленькая дочь в будущем должна брать уроки у Петрова. Лина сказала об этом художнику. Конечно, он был рад общению с Линой и её доченькой. И вот одним из декабрьских вечеров девчонки побывали в гостях у Петрова. Они пили чай и громко разговаривали: о коте Ваське, об искусстве, о снеге, запорошившем двор и о многом другом, важном и не очень. И кто знает, кому нужна была эта встреча, маленькой девочке или большому художнику. После этого вечера, были ещё встречи, интересные и необходимые, на которых Лина много узнала о жизни Петрова, о его отце-фронтовике, труженице матери, о его детстве, учёбе, о молодости, о его печалях и радостях, о брате и сестре, о сыне и невестке, о внуке и супруге, о его друзьях. Он помог ей в исследовательской работе по истории села Кобылки. Всего не перечесть, сколько было сказано. Да, и нужен ли счёт… Когда Петров рассказывал о детстве, Лина представляла  босоного мальчишку лет восьми, идущего со школы из Серповки, держащего в руках портфель и ботинки. Ему так хотелось быстрее закончить учёбу и побегать на просторном лугу. Ранней весной невозможно было пройти по улицам села, журчали ручьи и мальчишки, закатав штаны по колени,  пускали деревянные кораблики по этим «полноводным рекам». Пробежав мимо своего дома, Вова Петров завернул на церковную улочку, там особенно широко лились ручейки, по которым можно было бродить до самой речки. Когда-то, ещё до войны, на этой улице стояла белокаменная церковь. Она возвышалась над селом как ангел, раскинувший крылья по обе стороны ровно очерченных улиц. На всю волость слышался звон её пяти колоколов, призывающих прихожан на службу. В праздники на площади перед церковью устраивались ярмарки, здесь проходили сходы селян, от сюда в 1914 году отправлялись кобыльчане на фронт, защищать матушку Россию и батюшку царя. Горе и радость люди встречали в церкви. Теперь, к сожалению, от неё остались скудные воспоминания. Петров родился в послевоенное время и уже не видел храма, по рассказам бабушки знал, что из её кирпича построен дом культуры и колхозные амбары. Тяга к рисованию проявилась у Вовы ещё до школы. Первый портрет он нарисовал в четырёхлетнем возрасте, лёжа в больнице. В палате висел портрет Сталина, и маленький Володя старательно по клеточкам его скопировал. Семья не стала хранить ранний шедевр мальчика из опасности попасть, мягко говоря, в нехорошее положение. Ведь в начале пятидесятых годов двадцатого столетия это можно было расценить как насмешку над лидером страны советов. После окончания начальной школы в Серповке, Петров пошёл учиться в Кобыльскую семилетку. В былые времена в Кобылках работало три школы: церковно-приходская, земская и образцовое училище. В училище обучались дети не только из с.Кобылки, но и из близлежащих - Глушково, Весёлое, Сухиновка… Окончив четыре класса, самые одарённые заканчивали пятый математический класс. Затем их могли взять на работу счетоводами. В здании образцового училища, начиная с 1930-х годов,  находилась Кобыльская семилетняя школа, выпустившая из своих стен ни одно поколение кобыльчан вплоть до 1987 года, когда было выстроено современное здание школы на церковной улочке. Одиннадцать классов Володя Петров окончил в Глушковской сеймовой школе, а затем поступил в Курский педагогический институт на художественно-графический факультет. Отец не обрадовался выбору сына, но деваться не куда, принял как есть. По окончании института, Владимир поехал работать в Иркутскую область в Тулунское педагогическое училище. По прошествии многих десятилетий он помнил всех учеников поимённо. Память возвращала его в годы, когда он, будучи молодым учителем, учил рисованию и черчению ребят и девчат, по возрасту почти ровесников. Сохранились фотографии, где они ходили в походы в тайгу, удили рыбу, смеялись, мечтали… Холодный климат не подошёл Петрову, болезнь подступила внезапно и приковала его на целый год к больничной койке. Боль в костях приносила мучения, но всё же тяга к жизни, поборола момент отчаяния. Однажды ему в руки попала повесть Виктора Астафьева «Пастух и пастушка». Петрову казалось, что «жизни нет конца, а мукам – краю» (Петрарка).  Прочитав повесть, в которой автор точно, без прикрас описывал сцены боя, где были кровь и грязь, ужас и мрак, холод и смерть, тишина и покой… Где не было сил и возможности выжить… Тогда Володя решил жить и сказать твёрдое нет болезни, которая сжигала изнутри тело. Сила воли, Вера подняли его с болезненного одра. И уже по прошествии многих лет, в 1989 году на встрече с писателем в Курске, Петров рассказал Виктору Астафьеву о том, как «Пастух и пастушка» помогли ему выжить. После болезни Владимир Петров приехал на Родину, стал преподавать в Курском культпросветучилище, затем долгие годы работал в художественных мастерских. Занимался станковой живописью, оформлял наглядную агитацию для нужд города, выполнял заказы по скульптуре, мозаике,чеканке в сельских и районных домах культуры, общественных зданиях г.Курска. Женился на красавице Полине, статной девушке с открытым волевым взглядом, талантливой в изучении иностранных языков и прикладном творчестве. Поля внесла в жизнь Петрова приятные заботы о ней и сынишке Роме. По прошествии нескольких лет они работали вместе в доме народного творчества. Семейная жизнь и работа слились воедино. С одной стороны, это было хорошо, они понимали друг друга с полуслова, с другой – утомляло, привносило напряжение в отношения между любящими людьми. Полина сделала выбор, и ушла с работы. Поездки во Францию её отвлекли,  и в жизни Петровых всё стало на свои места. Сын вырос, стал музыкантом. Теперь уже подрастает внук Митя. Дедушка с радостью встречает его на каникулах в деревне. Собираясь вдвоём на рыбалку, они с вечера накапывают червей, ладят удочки и рано утром, на рассвете, когда ещё только раз пропоёт петух, выходят из дому и идут к реке. К той самой реке, где когда-то маленький Вова учился плавать и бродил по весне, закатав штаны по колени. Родные и близкие бережно и с трепетом относятся к Петрову, его творчеству. К семидесяти годам он стал задумчивым. Всегда приветливый, простой в общении, Владимир остался интересным собеседником, с живым и острым юмором, с особенной скрипцой в голосе и присущем ему покашливанием. Он продолжает искать образы, пишет пейзажи, выставляет работы на выставках. Картины Петрова украшают выставочные залы на малой Родине, в областном центре, других городах, в частных коллекциях. В галерее портретов друзей, родных и знакомых, смотрит с полотна женщина с застывшим счастьем в глазах, как мгновение, мелькнувшее и ушедшее в никуда…
Март - сентябрь 2016г., п.Глушково