Последний из поэтов-шестидесятников

Просто Валерия
Уходят кумиры моего поколения...  Яркие, талантливые, опережающие время. Я помню их выступления на улицах и в битком набитых залах, публикации в "Юности", обсуждения на диспутах. Помню, как непродолжительная оттепель сменилась привычной сдержанностью лета и как незаметно разошлись их поэтические дорожки. У одних  они оказались короче, у других - длиннее. Вот и последний из той когорты поэтов ушёл.

Согласна, неоднозначная была фигура, но разве большинство из нас не такие?  Разве не искренне клялись мы в детстве быть готовыми "К борьбе за дело КПСС",  в молодости пели "Не расстанусь с комсомолом", а в зрелом возрасте, пожиная плоды гласности, клали на стол партбилеты? Вдохновлялись, увлекались, искали, разочаровывались, приходили в отчаяние... Но не могли выразить это словами. А он мог, и потому все его противоречия, метания и сомнения были на виду.

"Можно всё ещё спасти" - так назвал Евгений Евтушенко  один из последних своих сборников. "Я хочу сказать, что у меня было много политических и социальных иллюзий, в которые я искренне верил, но в которых обманулся. Однако я пришёл к спасительному  выводу, что надо жить, руководствуясь простыми нравственными истинами" - написал  он в предисловии к книге, в которую включены его лучшие стихи разных лет.

Несколько лет назад довелось мне побывать в Переделкино, там и эту книгу с автографом приобрела. Но до поездки даже не представляла себе, насколько интересным окажется музей-галерея Евтушенко. "Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как истории планет" - эти строки, как никакие другие, подходят к экспозиции первого зала с многочисленными фотографиями, сделанными поэтом в разных уголках мира, а, в основном, ещё в СССР. Сама много лет занималась фотографией и могу уверенно сказать: это работы не любителя, а фотохудожника высокого класса. В следующих залах - картины художников ХХ века, в том числе Пабло Пикассо,  Сикейроса, Михаила Шемякина, Марка Шагала, .. Большинство из них  подарены поэту авторами. А дальше - залы с уникальными архивными фотографиями, афишами, книгами. Нет, это не мемориальный музей, это история эпохи, представленная очень продуманно, со знанием материала и любовью. В Переделкино есть музеи Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Булата Окуджавы. Но в тот день было получено столько впечатлений, что другие достопримечательности этого посёлка я оставила до следующего приезда.

Попасть в Московский Дом книги 26 декабря 2016 года на встречу с Евгением Евтушенко мне, к сожалению, не удалось, и ещё одну его книгу с автографом (последнюю книгу) я получила от Николая Шурика, который таких встреч не пропускал. Смотрела потом в записи и была приятно удивлена, насколько эмоционально поэт читал свои стихи, как бодро держался, как отвечал на вопросы. Увы, эта встреча с российскими читателями оказалась последней.