Женские радости времён дефицита 2

Лидунчик Орлова
     Анекдот из советского времени дефицита продуктов: «Длинная, зелёная и пахнет колбасой.  Что это? - Электричка на Москву».  Действительно, зачем только не при-ходилось ездить за 100 км в Москву, чтобы накормить свою семью.  Излюбленным местом покупок продуктов для меня был Новоарбатский гастроном.  На двух его этажах размещались всевозможные отделы.  Проблема возникала тогда, когда в нужном отделе подходила очередь для покупки, например, колбасы, а в другом отделе, например, рыбном, подходила очередь за консервированной сайрой или горбушей.  Вот тут срабатывал общественный договор нуждающихся граждан.  Люди с пониманием относились к ситуации и даже шли на то, что уступали свою очередь, чтобы только ты успел купить в другой.  Правда, такая солидарность преимущественно проявлялась среди граждан, приезжавших в Москву за продуктами.
     Но однажды со мной произошел случай, после которого я даже стала по-другому относиться к москвичам - людям, которые жили в гораздо более комфортных усло-виях, чем остальные жители нашей страны.
     На втором этаже всё того же Новоарбатского гастронома был огромный отдел бакалейных товаров.  В тот день «давали», как тогда говорили, гречку, т.е. дефицитную гречневую крупу по 2 кг в одни руки.  Я встала в очередь.  Передо мной стоял мужчина средних лет, ухоженный, в дорогом костюме, с портфелем. Продавщица строго отслеживала, чтобы граждане не пытались её обмануть, встать вновь в ту же очередь и дополнительно получить ещё 2 кг гречки.
     Я поняла, что единственной возможностью купить крупы выше нормы будет по-дыскать человека, которому она не нужна.  Оглядевшись вокруг, я остановила свой взгляд на мужчине, который стоял впереди меня.  По всем признакам ему совсем не нужна была эта любимая в нашей большой семье каша.  «Гражданин – обратилась я к нему, – купите мне, пожалуйста, 2 кг гречки. Уверена, что Вы пришли за другой покупкой».  «Да, пожалуйста» - ответил он.
     За столом для упаковки товаров он передал мне пакет с крупой.  Я перекладывала его в свою сумку, а на лице, видимо, отразилась большая радость от удачи, что я так ловко сообразила обмануть бдительную продавщицу.  Мужчина не спешил сразу уйти.  Он стоял и смотрел на меня, грустно улыбаясь.  «Я ещё ни разу не видел такого выражения счастья на лице молодой женщины.  Неужели всё дело в этой «лишней», удачно купленной гречке?» - он недоуменно смотрел на меня.  А я действительно забыла о том, что я – молодая и привлекательная женщина, которая может испытывать счастье от многих вещей, но в данный момент – это была любимая в моей семье дефицитная гречневая крупа.