Ч. 2 Война на Тихом океане. Гибель кораблей

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/03/31/1849

8 декабря 1941 года «Соединение Z» вышло из Сингапура, чтобы уничтожить японский десант на восточном побережье Малаккского полуострова. Линкор «Prince of Wales», линейный крейсер «Repulse» и четыре новейших эсминца шли без авиационного прикрытия. Адмирала Томаса Филипса, который командовал соединением, это почему-то не смущало.

Адмирал рассчитывал перехватить японские конвои, чтобы предотвратить пополнение высаженного японского десанта. Перед выходом в море он передал сигналом командирам своих кораблей: «Мы ищем неприятности, и, без сомнения, их найдем. Мы надеемся завтра удивить вражеские транспорты, и ожидаем встретить японский линкор «Kongo».

По поводу неприятностей он оказался совершенно прав. В 13 часов 40 минут 9 декабря в 300 милях севернее Сингапура соединение обнаружила японская подводная лодка. Командир подлодки «I-65» капитан-лейтенант Харада Хэкуэ доложил своему командованию: «Вижу два линкора протвника, курс 240, скорость 14 узлов».

Подлодка всплыла и Хэкуэ начал преследование. Однако налетевший шквал скрыл корабли англичан. Зато подлодку обнаружил японский самолёт Kawanishi E7K, пилот которого решил, что это вражаская подлодка, и атаковал её.

Командир «I-65» скомандовал срочное погружение, а когда подводная лодка всплыла, контакт с английскими кораблями был потерян. В 18  часов 30 минут погода улучшилась. Сигнальщики доложили, что видят три японских самолёта-разведчика. Филипс забеспокоился и приказал изменить курс для возвращения в Сингапур.

Адмирал получил донесение, что, что под натиском японских войск англичане отступают к Сингапуру, и что японцы высаживаются  между Кота-Бару и Сингапуром.
Филипс, ввиду неизбежной опасности для Сингапура, решил нанести удар по Куантана. На рассвете 10 декабря примерно в 60 милях от Куантана заметили неизвестный самолёт. С линкора подняли разведывательный самолёт, но его лётчик не обнаружил противника.

Эсминец «Express» пошёл на разведку в порт Куантана, никого там не обнаружил, о чём командир доложил адмиралу. Филипс ещё не понял, что первоначальные сведения о высадке десанта в Куантана были ложными, и продолжал искать противника. А его, тем временем, искали японские лётчики, которые до этого днём и ночью тренировались производить атаки на корабли.

Самолёты, на которых они летали, были специально разработаны для морской авиации, могли атаковать торпедами и бомбами, имели патрульную дальность 750 миль. Сброшенные ими торпеды имели скорость 45 узлов. Лётчики шли в атаку на высоте 20 метров над уровнем моря, друг от друга на расстоянии около ста метров, по девять самолётов в атакующей волне.

Получив сообщение от пилота самолёта-разведчика, командующий 22-й воздушной флотилией контр-адмирал Мацунага Садаити поднял для поиска и уничтожения английского соединения 76 самолётов. Лётчики получили приказ, если они не найдут английские корабли, то должны тогда бомбить Сингапур. В этом случае у них не хватало горючего, чтобы вернуться на свои аэродромы.

В сущности, этот приказ следовало трактовать так: найти английские корабли и потопить, или умереть. К счастью для японских лётчиков и к несчастю для английских моряков, младший офицер лётчик Хоаши Масами в 10.45 утра 10-го декабря обнаружил английские корабли.

Один из командиров звеньев лейтенант Харуми Ики вспоминал, что его мучили две вещи: стрелка прибора наличия горючего, которая показывала, что его остаётся мало, и, наоборот, переполненный от переживаний мочевой пузырь. Когда же он увидел британские корабли, то помочился прямо в брюки и больше не смотрел на указатель горючего, идя в атаку на корабли.

Японские бомбардировщики и торпедоносцы атаковывали волна за волной. В каждый корабль было несколько попаданий. Командир крейсера сумел манёврами уклониться от 19 торпед, но в корабль попали бомба и пять торпед. Через двадцать минут крейсер затонул. Оставшихся в живых, в том числе и командира корабля капитана 1 ранга Теннанта, спас эсминец «Vampire».

В линкор попали четыре торпеды. Когда он стал переворачиваться, последовала команда покинуть корабль. Адмирал Филипс и командир корабля капитан 1 ранга Личи не захотели оставить корабль и ушли на дно вместе с линкором, вцепившись в поручни на мостике.  Тех членов экипажа, которые оказались в воде, спас эсминец «Express». Его едва не увлёк на дно линкор, царапнув своим килем.

Впоследствии английские моряки вспоминали, что японцы вели себя очень благородно, не атакуя эсминцы, занимавшиеся спасением людей. Но мне это кажется некоторым преувеличением, потому что лётчики выполнили свою главную задачу, а топлива для возвращения у них оставалось в обрез, поэтому они его экономили.

Это был первый бой, в котором соединение артиллерийских кораблей было уничтожено силами авиации берегового базирования. Японцы потеряли три самолёта в бою и один разбился при посадке. Англичане лишились новейшего линкора и модернизированного линейного крейсера. Погибли свыше 900 моряков.

Для Британии это был такой же моральный удар, как и Пёрл-Харбор для США.

Гибель этих двух кораблей оказала также большое воздействие на командование советского Черноморского флота, которое боялось активно использовать большие корабли при поддержке десантов и войск в Крыму, учитывая превосходство немцев и румын в воздухе. Но было ли, действительно, такое превосходство, вопрос до конца не прояснённый.

У командования Черноморским флотом в вопросе использования больших кораблей примешивался немалый страх за свою личную судьбу в случае гибели больших кораблей.  Адмиралы находились под неусыпным наблюдением политработников и особистов, среди которых было мало людей, разбиравшихся в морском деле, но зато обладавших большими правами, чтобы ошельмовать их. Чем это оканчивалось, все хорошо знали.

Порадовавшись такой победе, японцы развернули наступление на сингапурском направлении  и по овладению Филиппинскими островами, а также начали наступление на Нидерландскую Индию, которая сейчас называется Индонезией, где сражались войска нидерландского правительства в изгнании.

Японская 25-я армия вторглась в северную Малайю и Таиланд из ранее захваченного Индокитая, практически одновременно с нападением японцев на Пёрл-Харбор. Таиланд японцы захватили довольно быстро, а затем пересекли по суше границу Таиланда и Малайзии, чтобы напасть на Малайю. В это же время японские самолёты начали бомбить стратегические объекты в Сингапуре.

Японцы обладали превосходством в воздухе, потому что у англичан и их союзников был только один истребитель, а другие самолёты были настолько устарелыми, что на высоте свыше 1800 метров пилот должен был вручную качать насос подачи топлива. Удивительно, но, даже летая на таких допотопных самолётах, английские и австралийские лётчики сумели сбить свыше 20 японских самолётов.

Японские войска быстро заставили капитулировать индийские части, набранные из плохо обученных людей. На индусов была возложена задача защищать побережье. С этим они не справились. Японцы снабдили свою пехоту велосипедами, кроме того, у них было много лёгких танков, благодаря чему японские войска быстро продвигались по джунглям, которые англичане считали непроходимыми, а потому и не позаботились о собственных танках.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/04/03/1284

На фотографии: спасение моряков с тонущего линкора