Голод в СССР 1946-47 гг. История почти Всего

Рем Ворд
Голод 1946-47г.г. в СССР вполне можно сравнить с потерями в масштабной военной операции. Зерно вывозилось из страны, прежде всего, по политическим причинам – подкормка новых сателлитов, включая еще неоформленную политически треть недавнего смертельного врага, будущую ГДР. Часть продали в (голодную?) Францию. Полутора миллиона тонн всего этого зерна вполне хватило бы для того, чтобы 800 000 граждан СССР выжили. Это подтверждает теорию о том, что территориальные приобретения, так же как и обретение новых «друзей», обычно не приносят пользы жителям центральной России. Еще миллион тонн зерна сгнил в амбарах – вероятно, его хранили как стратегический запас на случай новой войны; война не состоялась, но сотни тысяч человек погибли. За попытки поделиться пшеницей с вырастившими ее сельскими тружениками осуждены десять тысяч председателей колхозов. Еще одна распространенная в народе версия послевоенного голода, отчасти правдивая – разворачивание промышленности, необходимой для создания атомной бомбы.
Преступность достигла чудовищных размеров; ради спасения от голодной смерти, обычно законопослушные люди, становились ворами и бандитами. Правительство поощряло создание подсобных хозяйств учреждениями и предприятиями, за счет которых и осуществлялось выживание работников. На Ленинском проспекте, во дворах домов стояли сараи, в них мычали коровы. Порой крупный скот поселяли в подвалах, квартирах, вплоть до третьего этажа. За счет своих огородов и домашнего скота выживали также сельчане (100 млн.), которых сняли с пайка, и которым в 30% случаях за работу ничего не платил их колхоз. Несвоевременная выплата сельскохозяйственного (натурального) налога, от которого теперь не освобождались и семьи погибших военнослужащих, грозила крупным штрафом, или же конфискацией скота. Значительная часть зарплат принудительно переводилась на облигации Государственного займа, и вернуть эти деньги, как бы ты ни доказывал, что голоден, было невозможно.
Впрочем, в январе 1946 года, в пропагандистских целях  правительство устроило снижение цен на хлебобулочные изделия, в том числе и в коммерческих магазинах; при недостатке товара, это привело лишь к огромным очередям, разбитым окнам и сломанным прилавкам. Учтя это, государство постановило изъять у населения излишки денег, что и произошло во время денежной реформы 22 декабря 1947 года. Один к одному обменивались деньги на сберкнижках, если сумма вклада не превышала 3000 рублей, наличные из кошельков и заначек менялись из расчета десять старых рублей за один новый. Одновременно с отъемом денежных средств, т.е., уменьшением ее общего номинала в 2, 5 раза, ушла в прошлое карточная система.
 
             1

 
     2

    
                3
            
               
 
    4
1. Десять червонцев 1937 года. Один червонец равен, имеющим одновременное хождение, десяти рублям, поэтому десятирублевая купюра обзаводится синонимом «червонец».
2. Три рубля 1938 года. Килограмм пшеничной муки стоит в это время 4 рубля 60 копеек, пряников 5 рублей 75 копеек, кеты 3 рубля 50 копеек, литр водки 11 рублей. Зарплата рабочих 250-350 рублей в месяц, ответственных работников, функционеров – 1500 – 10 000 р.; и это расслоение, вероятно, способствовало брожению в умах многих граждан «первого в мире социалистического государства». Интересно, что купюра с изображением красноармейца имела хождение и на территориях, оккупированных Германией, 1941 – 1944 г.г.
3. Рубль 1947 года. Стакан молока, половина булки хлеба. За большой размер (рубль – 82 на 124 мм., 10 рублей – 161 на 92 мм.) эти деньги иногда называют «сталинскими портянками».
4. Сторублевая облигация; заем, от которого гражданам Союза  сложно отказаться. Получить по такому вкладу реальные деньги можно через несколько лет, порой – спустя неопределенный срок. Иногда номера облигаций выигрывали, словно лотерея, что способствовало привлечению дополнительных средств.


В 1947 году килограмм ржаного хлеба стоит 3 рубля, сахара 15 рублей, десяток яиц, в зависимости от категории 12-16 рублей. Цена пол-литровой бутылки водки «Московская» 60 рублей, пива «Жигулевское» 7 рублей. Средняя зарплата городских служащих и рабочих – 500 рублей. Большая часть жертв послевоенного голода – нетрудоспособные лица и работники сельских хозяйств.
В 1949 году цены на продовольственные товары уменьшились на 5-6 процентов, при этом несколько подорожала одежда. Действительное снижение произошло лишь в 1950 году – еще на 15-20 процентов, и это время было рубежом, отделяющим среднего советского человека от эпохи смертельного голода.
Шанс на выживание 800 000 человек могло бы дать снижение уровня лицемерия, раздвоения сознания в Правительстве, да и народе в целом. «У нас все хорошо, нет никаких трудностей, мы, со времен великой Социалистической Революции – светлые эльфы…всегда такими были» – общее, мало изменившееся с тех пор настроение. Между тем, чтобы вылечиться, язвы нужно… нет – не показывать каждому встречному, но консилиуму компетентных людей обязательно, указать при этом историю своей болезни, все симптомы, и принять квалифицированное лечение.
По теме двуличия можно представить и закон от 1936 года, запрет на аборты, приведший, прежде всего, как ни удивительно, к общему снижению рождаемости.  Женщинам пришлось обращаться к нелегальным хирургам, зачастую деревенским бабкам. Если после этого, с осложнениями, они попадали в государственную больницу, им ставили условие оказания помощи – штраф, или имя проводившего операцию человека (ему грозил серьезный срок). В послевоенный период от подпольных абортов погибли многие тысячи молодых женщин. Кроме того, закон от 1944 года делал процедуру развода немыслимо запутанной и дорогостоящей; это делалось в рамках казенной морали, но на деле привело к большому количеству внебрачных союзов. Да, мать-одиночка могла рассчитывать на государственное пособие в 100 рублей (в 1947 г. урезанное до 50-ти), но претендовать на алименты от гражданского мужа – нет. Кроме того, отец ребенка, при всем своем желании, не мог добиться того, чтобы в метриках о рождении стояла его фамилия; вместо нее красовался прочерк.
Можно вспомнить еще и кампании 1946, 1951, 1956 годов по удалению с улиц городов, живущих на подаяния, инвалидов войны, ампутантов. Их отправляли в интернаты закрытого типа (система исправления и наказаний ГУГБ НКВД), без возможности ведения переписки. Из-за непрозрачности работы таких заведений, людям, надеющимся отыскать в них своих близких, приходилось отыскивать адреса, и объезжать их все. Часть продовольствия, выделяемого на питание инвалидов, разворовывалась.
Собственно, пенсия для всех слоев населения (в том числе, инвалидов и ветеранов) появилась в 1956-1960 годах, до этого на нее могли, по закону от 1928 года, рассчитывать менее четырех миллионов государственных служащих. Материальную помощь престарелым в сельской местности оказывал, по мере возможности, их колхоз; кроме того люди за 60 лет, если в семье не было трудоспособных членов, освобождались от уплаты сельскохозяйственного налога, и могли жить своими огородами.
Полный объем - Литрес, История почти Всего

https://ridero.ru/books/istoriya_pochti_vsego