Русские каникулы

Светлана Борцова
По рассказам подруги, проживающей в Испании
Дети у нас загружены под завязку. Учатся каждый в двух-трех местах, свободного времени совсем нет. Поэтому стараемся на каникулах менять обстановку и куда-то выезжать с ними.

Вот взять рождественские каникулы. Они были с 23 декабря по 6 января. От Рождества до праздника Трех королей. Испанцы отмечают эти дни пышно. Новый год же для них не праздник. А для нас наоборот.

Нам повезло: в горах выпал снег! Он не каждый год бывает. Здесь рядом с нами известная гора Санта-Барбара. Конечно, мы рванули туда. Снега было много, удовольствие получили полное. Вот у меня на телефоне фотки: ребятишки мои валяются в снегу, а здесь они на коньках.

Там все оборудовано для зимнего отдыха, и каток, и лыжня. По ровному месту и я с ними каталась. А наша мама, как самая продвинутая в семье, не боялась и с горы съезжать на лыжах. Там есть еще место, чтобы скатываться на заднице, это мне под силу, тоже возбуждает азарт.

А вот на фото снеговик, сами лепили, видишь, какой огромный! Мне нравится там зимой. В гостинице есть отопление, и на улице три-пять градусов тепла. Снег не тает. Сверху слой уплотняется и хорошо держит. Так что Новый год встретили по-русски, со снегом.

Но настоящие русские каникулы были у нас летом, в конце августа.
Конец лета удался на славу: неделя в Москве, вторая в Питере. Отлично провели время! Если коротко, то впечатлений много, хватит надолго. Правда, ноги оттоптали напрочь.

А если в подробностях, то Москва не очень понравилась. На улицах сумасшедший муравейник. Нам нашли квартиру вместо гостиницы. Квартира какая-то ободранная, матрасы продавленные, бока болели от такого лежбища. Да и тесно было, мы ведь собрались семьей, получилось 8 человек. Нас шестеро из Испании: я, мои две дочери и трое внуков, да сестра моя краснодарская, да зять, он прилетел из Сибири. Дружная и веселая семейка. И неважно, что какие-то неудобства, главное другое.
Знаешь, когда приедешь на Родину, встретишься с роднёй, говоришь на родном языке! Я балдею просто от того, что все вокруг говорят по-русски. От того, что я всех понимаю без напряжения и могу ответить  легко, и меня поймут. Это не передать, какое бодрящее чувство!

Кое-куда сходили на экскурсию. Хотя в Москве у нас было мало времени для этого, мы ведь встречались с родственниками, но немного и по городу ходили. Попали на территорию Кремля. Ты бывала в Кремле? Еще в советские времена? Наверно, что-то изменилось, но царь-колокол, царь-пушка – это всё на месте. Церкви, сады… Красиво. Дети наши по-разному воспринимают. Максим внимательно слушает экскурсовода, Анна по сторонам  глазеет, Лика пытается даже записывать. Но заметно, что для них русский язык не то, что для нас с тобой. Много слов непонятных, они ведь только в семье говорят  по-русски, а специально язык не учат.

От себя могу сказать, что экскурсии – это одно, а если сравнить Россию с Европой, то видно, что здесь больше хамства, обычной невоспитанности.
Зашли с сестрой в магазинчик. Она стала смотреть себе одежду, а у меня разболелась коленка, я присела на стульчик. Подходит продавщица и сгоняет меня:
- Здесь нельзя сидеть.
- Почему?
- Нарушаете технику безопасности.
- Чем же я нарушаю? У меня болит нога, я немного посижу на этом стульчике.
- Это не стул, а лестница для продавца, чтобы доставать товар сверху.
- Ну и что? Я не мешаю вам работать. Уступлю, если надо, но ведь пока вам не надо.
- Не положено. Мы работаем по европейским стандартам.
- Вот это да! Это вы называете европейскими стандартами?
- Ну, не вам об этом судить!
- Как раз мне. Я 16 лет живу в Европе. Да вас там сразу бы уволили за такую работу. Вы нахамили пожилой женщине! Вы не оказали помощи нуждающейся в ней покупательнице. В Европе встречают в дверях, увидев, что я хромаю, мне бы не только предложили сесть, но и выпить. «Что будете пить?» И была бы вода, и вино, и кофе – на выбор. Позовите хозяина, я с ним поговорю о европейских стандартах.
- Хозяина нет. Идите в гардероб, там есть табуретка.
- Спасибо, уже не надо.

Подошла моя сестра, сказала, что у них тут акция: покупаешь 5 вещей, получаешь скидку 20%. Пять вещей нам много, но скидка привлекательная, мы можем сложиться с другими покупателями и выкупить со скидкой. А продавщица говорит:
- Я вам не дам скидку.
- Почему? 
- Потому что это сговор.
- Так вам надо побольше продать или разоблачить заговорщиков? Какое вам дело, о чем и с кем я сговариваюсь?

Сестра говорит: «Ладно, пошли отсюда. Нам здесь совсем не рады». Так и ушли.
А зато вторая неделя удалась. Ночным поездом приехали в Питер, и там у нас всё сложилось. Какой город! Я не бывала в Ленинграде. Могла бы жизнь прожить и не увидеть такой красоты. И хорошо, что мы там всей семьей побывали, потому что словами не расскажешь, это надо видеть. Я рада, что дети и внуки видели это всё рядом со мной.

И еще одно. Наше землячество. Мы встречались с братчанами. Куда только не уезжают люди из Братска! Встретившись в других местах, понимаешь, что это свои. Хозяйка квартиры, где мы жили – дочь нашей знакомой братчанки. Эта дочь занялась гостиничным бизнесом в Питере. Она приняла нас исключительно. Даже не ожидали.
Квартира в старом доме, лифт допотопный, но внутри уютная, большая, со свежим ремонтом. Новая мебель, чистота идеальная. В холодильнике соки-воды. Не тесно, по два человека в комнате.

Хозяюшка позаботилась и о наших экскурсиях. Нашла нам двухдневный автобусный тур по всем обязательным достопримечательностям. Автобус возил нас и по городу, и к загородным дворцам. 

Везет-везет, потом выходим, идем пешком, осматриваем и опять садимся ехать. Насмотрелись таких красот! Кругом всё историческое, город-музей. И прекрасно сохранились экспонаты: 18век, а каждый цветочек будто вчера нарисован.
Дворцовые ансамбли невероятно роскошные. Алиса говорит: «Мама, Европе далеко до нас. Даже Версаль не сравнить с Петергофом, у них куда беднее».

А какой прекрасный храм Спаса-на-крови! Весь мозаичный, сказочный, но построен на том месте, где террористы убили царя Александра Второго. И прямо в помещении стоит часовенка, где пролилась его кровь. Очень запоминается.

В Ораниенбауме встречались еще с одной подругой-землячкой. Это бывшая начальница отдела моей дочери. Когда вышла на пенсию, она переехала из Братска в Ленинград. На пенсии продолжала работать. В прошлом году прилетала к нам в Испанию. Ей у нас очень понравилось.  А после Нового года Алиска ездила к ней на бракосочетание.
Представляешь, нашла жениха по интернету, вдовца из Германии. Нашей вдовушке как раз перед свадьбой исполнилось 77 лет, а жениху только через два месяца должно было стукнуть 76. Как она веселила нас, что молодого окрутила! Замечательная женщина, столько в ней позитива! Работает, путешествует, живет полной жизнью. Есть же люди, которым года не беда! Она была нам очень рада.

И вообще, ленинградцы мне больше понравились, чем москвичи. Взять хотя бы обслуживание. Такой эпизод. Когда моя семья пошла на экскурсию «Крейсер Аврора», я сказала, что со своим коленом не смогу по лестницам лазить, подожду их на берегу. Увидела кафе, похожее на кораблик, зашла. Там паренек - официант  приветливо пригласил: «Заходите, вам здесь будет удобно. Вы можете ничего не заказывать, отдохните, подождите своих родственников». Я говорю: «А если закажу, вот это, например, сколько нужно евро?» Он говорит: «У нас в рублях. Вы, наверно, из Европы?» Мне даже жалко было с ним расставаться, таким приятным собеседником.
Так отдыхали мы, любовались городом, общались с интересными людьми. Представь теплый вечер, мы всей семьей гуляем по Набережной. Максим поёт Розенбаума про Неву, про Питер. В песне дождь. А на самом деле нам повезло с погодой, ни одного дождя не было. Но как хорошо слушать эту песню и видеть этот пейзаж. Но  все когда-то кончается.

Кончилась хорошая беззаботная жизнь, надо собираться обратно. Сердце щемит, не охота уезжать. Младшая дочь моя всегда со слезами уезжает из России. А что делать, приходится. Накупили сувениров. Младшая внучка приобрела красивую корону-кокошник, на следующий карнавал нарядится русской красавицей. Сарафан сошьем сами. Мы ведь рукодельницы. Я себе купила несколько наборов для вышивки бисером. Вышиваю иконы, оформляю в мастерской рамками, дарю всем на дни рождения.
Еще накупили сала и колбас. Опасались, как бы на таможне не отобрали. Не положено, вроде.

Квартирная хозяйка накрыла прощальный ужин с белой скатертью. Проводили нас как родных.

И снова аэропорт, самолет.  Прощай, Россия! До новых встреч!