Валентин Распутин - совесть России

Татьяна Шмидт
   

  К   писателю  Валентину Распутину  у   меня   давно  сложилось  особое  отношение.  Я  могу перечитывать  его  повести  по  многу  раз.   Вот  и  в марте  - в  преддверии   восьмидесяти летнего юбилея    писателя  снова перечитала  повести   «Последний срок»   и « Живи и помни».  И снова встреча  с  любимыми героями  Распутина захватила  и  не отпускала. Читала медленно, по нескольку страниц  в  день,  смакуя.   Да  и  как не наслаждаться этим  сочным  свежим,   словно родниковая вода языком!
 
    Писатель   ворвался  в  большую литературу  вихрем  -  стремительно,   феноменально,  еще  в  пору юности  и за каких-то десять лет написал свои главные произведения.   Он  рано  получил  всесоюзную славу, звание Героя Социалистического труда,   орден Ленина,  огромные тиражи  в разных издательствах,    экранизации   своих произведений,   две государственные премии СССР    и  –  вдруг неожиданно  надолго  замолчал…
      
     Пытаюсь понять,  в чем  же  феномен  его  большой славы?   А секрет  находится  в текстах.  Совестливые его герои и живые.   Все  эти  старухи,   мужики и бабы,  словно сошли  с холста художника  или со старой фотографии. Трогает  трагедийность  их  жизни, скупая  простота  бытия, отношения друг  с другом.   Вот две  старухи   –  Анна   и  Мирониха   всю жизнь прожили рядом,  и  радость,   и  горе делили пополам,     и даже  теперь   они  грубовато  подтрунивают   друг над другом.

  - Оти- моти! Ты, старуня,  никак живая? – всплеснула руками Мирониха, увидев Анну.
- Тебя  пошто  смерть-то не берет? – Мирониха присела к старухе на кровать.
Я к  ей на поминки иду, думаю, она, как добрая, уж  укостыляла, а  она  всё  тутака.  Как была  ты вредительша, так и осталась. Ты мне все глаза измозолила.
- Ты рази,  девка, не знаешь, что я тебя дожидаюсь, - с  охотой включаясь в игру, отозвалась старуха. – Мне одной-то тоскливо  будет лежать, я тебя и дожидаюсь. Чтоб вместе в  одну домовину лягчи.
- Я тебя,  старуня, ногами запинаю. У меня ноги вострые, я их  всю  жисть  об землю точила.
- А ты и вправду запинаешь,  с  тебя не взять.
- О-о. Ты меня не жди, сподобляйся. Я  покамест  побегаю, и ты  ко мне  не присуседивайся. Чем с тобой лежать, я лучше какого-нибудь старичка  к  себе возьму. Мы с ним, глядишь,  ишо ребеночка родим.
- Ты,  девка,  свою родилку-то,  однако,  поране меня  сняла  да  сушить повесила.
- А у меня другая есть,   получше  старой.   Я  её  летось    городской  у одной  на ягоды выменяла. Бравая такая была городская-то и молодая совсем, я к  ей  и подговорелась. Ты,  старуня,  теперечи  со  мной не равняйся.
   
    Вот такой забавный диалог вложил автор в уста своих старух.   И  разговор подруг получился живой и интересный.
Сама Анна рожала в своей жизни много  раз.   Пятеро  её   детей умерли  маленькими. Трое погибли на войне.  Остались   Илья,  Михаил, Варвара, Люся  и  Татьяна.
    
     И живет  героиня   повести   « Последний срок»  в семье младшего сына Михаила.   Перед  смертью  получила  она  от судьбы дорогой подарок – к ней приехали    дети.  И  Анна   не может наглядеться   и   наговориться с  ними. Одно только огорчает старую мать   - не приехала    последняя  дочка  Таньчора.   Ждет  она  и не дождется свою любимицу,  которая писала ей такие ласковые письма  и называла:  « Мама моя!»  И каким же ударом станут для нее слова Михаила,  что  Таньчора не приедет, что послал он  сестре телеграмму, чтобы не приезжала,  так  как  мать  поправилась…
    
    Больше  ничто не держит на белом свете старую мать. Истекает  последний срок, отпущенный ей на земле.    Анна   вспоминает своих детей  в  детстве. И это самые дорогие и светлые   воспоминания  её жизни.   Ради детей она  жила и трудилась, не покладая рук.  А у взрослых детей свои амбиции и споры, они больше не могут ждать и несерьезно относятся к словам матери  о скорой смерти. Они уплывают на  пароходе,   оставляя  мать  наедине  со своими мыслями. Ночью тихо и незаметно уходит из  жизни Анна. И неизвестно, приедут ли  дети  хоронить мать.   После прочтения  повести   остается   светлое  чувство  грусти   о   трудной  жизни   Анны и о её конце…
 
     Но,  пожалуй,   любимая  героиня  автора  Настена  Гуськова –   из    самой  известной повести   Распутина   « Живи и помни». Внешне ничем не выделяется  она среди других женщин деревни Атамановки. Также много работает     в годы войны и ждет мужа Андрея с фронта.   Но неожиданная встреча  с  ним в   бане   нарушает все ее планы на счастье.
      
    Андрей бежал из госпиталя, не поехал на фронт после выздоровления, а вернулся домой и прячется в лесу в заброшенном зимовье. После ранения он боится смерти и спасает свою шкуру любой ценой. Вся жизнь Настены  пошла   теперь   наперекосяк.  Она вынуждена  лгать, изворачиваться, встречаться с Андреем, возить ему продукты и  всё время бояться, чтобы никто ее не заметил, не выследил.  А войне уже конец   –  в деревне празднуют день Победы…
   
   Неожиданно узнает Настена, что станет матерью,  но счастье ее  с примесью стыда и горечи. Свекровь,  узнав   о беременности невестки, выгоняет ее с позором  из  дома. Тучи сгущаются над головой молодой женщины, хотя  её  приютила подруга  Надя  – многодетная мать и солдатская вдова.    В  деревне уже гуляют  слухи, что муж  Настены  – дезертир, и  что она встречается с ним…
   
    Темной глухой ночью Настена  плывет по Ангаре на лодке,  пытаясь предупредить Андрея, но  ее выслеживают односельчане. И Настена не знает, как теперь будет жить с таким чувством вины перед ними?    Как будет смотреть людям в  глаза?  И Настена не выдерживает. Тихий плеск Ангары и круги на воде – так   трагически  заканчивается  жизнь  этой чистой души…
      
    Сам писатель родился в   1937 году  в Усть –Уде  районе,   а  вырос  в деревне Аталановка  Иркутской области. И детство его пришлось на военные и послевоенные   голодные годы.   О своем  трудном  детстве  писатель рассказал   в   известном   рассказе   «Уроки французского».  Но судьба подарила  будущему писателю шанс   – он выучился на историко-филологическом факультете   Иркутского университета  и стал работать   в  молодежной газете.
   
    И первый же очерк принес   ему  успех. Его одобрил писатель  Владимир  Чивилихи.  И  молодой корреспондент решил стать писателем  и  упорно работал  над  словом.  Его рассказы были  включены  в сборники и были напечатаны  в  толстых журналах.
 
   В юности  купила   я  книгу «Сибирский рассказ», где были  произведения разных авторов  и среди них рассказ Распутина   « Василий и Василиса».   Это было моё первое знакомство  с творчеством  писателя…

   Позднее   я прочитала     удивительные повести,   которые сделали  писателя  знаменитым.  Последняя повесть   « Пожар» была написана в 1985 году.   Но  вскоре подошло время перестройки – и писатель замолчал на несколько лет. Он переосмысливал эти  перемены в  жизни страны, которые   так  не принял душой.    Хотя  в  90-91 году  Валентин  Распутин  состоял в Президентском совете  у   Горбачева, но слова ему не давали…
 
     Потом   он  выступал  против   Ельцина, называя  вещи своими именами  –  и вокруг писателя образовалась пустота,   и  злобные укусы либерал-демократов терзали Распутина.  Его резко-отрицательная позиция к тому,  что творилось в стране,   не нравилась  чиновникам. Перед писателем закрылись все центральные СМИ, и недоброжелатели   стали твердить, что  Распутин  якобы исписался…
 
    Рядом остались лишь несколько  верных  друзей.   В 1993 году после расстрела четвертого  октября верховного Совета и народных депутатов в  Белом доме в  газете "Известия"  пятого октября  появилось обращение к президенту Ельцину о запрещении  на территории страны коммунистической партии, газет «День»,   "Правда», «Советская Россия».  Подписали это обращение  42 писателя.

   Среди  них  было много известных имён – поэты Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей  Дементьев,  Булат Окуджава,   известный  ученый академик  Дмитрий  Лихачев,     писатели Виктор Астафьев,  Владимир  Солоухин  и  многие другие,   но   Валентин Распутин  это обращение не подписал,   и  это говорит о его гражданском мужестве…
 Не подписали  это обращение   и Василий Белов, Юрий Бондарев, Анатолий Рыбаков, Андрей Вознесенский, который находился в это время там, видел всё своими глазами,  оказывал раненым помощь и в те дни сдавал кровь для раненых. Потом он написал такие строки:

   И снайперы целятся с кровель. Мы жмемся к краям мостовой.
   Гуманизм не пишется кровью, в особенности чужой.

Погибло тогда не менее 158 человек и 423 были ранены...
Ельцин подписал им приговор указом 1400. Он считал, что они должны сдаться или умереть.
Писатель Анатолий Рыбаков, автор знаменитого романа "Дети Арбата,"  воскликнул тогда: "Нет! Писатель не может одобрить пролитие крови..."

   По свидетельству очевидцев - в моргах как попало сваливали убитых, привезенных в полиэтиленовых пакетах. Потом их жгли в крематории,  а поливальные машины на другой день смыли кровь на асфальте.
  Тень от расстрела Белого дома легла  и на имена писателей, подписавших это обращение.
А ведь мы любили их и зачитывались их книгами, знали наизусть...
 И потому особое уважение вызывает мужество и позиция народного  писателя -гуманиста Валентина Распутина.

     А потом  у Распутина были тяжелые  личные потери.  В 2006 году  в авиакатастрофе над Иркутском погибла дочь писателя  - Мария.  Через  шесть лет ушла из   жизни от тяжелой болезни  любимая  жена, с  которой он прожил долгие годы.
 В постперестроечные годы   Валентин Распутин   писал очерки, статьи,   рассказы, и один из них о том,  как расстреляли Белый дом…
   
    В 2007 году  в издательстве « Алгоритм»   вышла книга статей   « Эти 20 убийственных лет»,   написанная в соавторстве   с  журналистом   Виктором Кожемяко.  Как-то  народный  писатель  сказал:  « Бесы делают своё дело, а мы будем делать своё».  Бесами он называл  либерал-демократов, разоряющих страну…

    Из статей получилась еще одна   книга очерков « Боль души».    В 2011 году писатель совершил путешествие вместе  с   другом   –  критиком    Валентином  Курбатовым   по Ангаре.  Получился фильм   « Река жизни. Ангара».   И   что   увидел  писатель  на берегах родной  Ангары?  Запустение, разорение тех  мест,   где   когда  - то    кипела жизнь,  люди  трудились   в колхозах, леспромхозах, а теперь потеряли работу и выживают,  кто как может.   Мы  видим разгульный  праздник  в старинном селе Кежма,  но  причина  этого  праздника вовсе  не  радостная.  А наоборот – село подлежит затоплению. На этом месте будет  Богучанская  ГЭС,   которую   запланировали еще  в  70-е, а достраивает  олигарх Дерипаска…

   С   горечью говорит  Распутин,  что  народ  потерял свой стержень   в   лихие девяностые  и   стал просто  народонаселением…
 В 2003 году Распутин написал  новое крупное  произведение  -  повесть   « Дочь  Ивана,   мать Ивана»

  По значимости своего творчества имя  Валентина Распутина стоит рядом с Шолоховым  и Шукшиным.
И неважно, что в его творчестве можно отметить неравномерность  и некоторую скупость – все его произведения вместе с публицистикой составят  три тома. Но ведь значение имеет не количество, а качество  -   каждое слово у Распутина на вес золота…
Писатель очень медленно и скрупулезно работал. Писатель  Крупин  спросил однажды у друга:
- Как ты пишешь?   А  Распутин пошутил:
- Ну, как, посижу, посижу, строчку напишу, посижу, посижу, зачеркну.
 
     Когда читаешь произведения Распутина, не видишь  каких-либо красивостей слога, а погружаешься в само повествование,  которое течет, как река.    И пусть  давно ушли из обихода   хомуты,   чересседельники  и  ухваты, слово Распутина покоряет силой своего таланта.
 
     В последние годы писателю нездоровилось, он много болел, но продолжал работать и  встречаться с   земляками.  Распутина   не  стало накануне своего дня рождения   14 марта 2015 года. Он ушел из жизни  в  78 лет.   Но его произведения обязательно  будут читать новые  и новые поколения  людей,  потому  что    в них совесть народа…