Улицы города

Леонид Пулькин 1
 

Любит Миша ездить на велосипеде, который папа купил ему в прошлом году. У папы туристский велосипед. Теперь они вместе путешествуют по всему городу. Оказывается, в Речице 225 улиц. Во время поездок Александр Петрович много фотографирует. Иногда они останавливаются и делают зарисовки.
Раньше Миша думал, что Речица обыкновенный город, но когда папа стал рассказывать, выяснилось, что у каждой улицы и у каждого дома своя интересная история. Полезно быть любознательным.

I

Едет папа с Мишей по улице Советской. Делают остановку около Дворца Культуры и Техники «Нефтяник».
– Давай вспомним, как раньше называлась улица Советская? – спрашивает Александр Петрович у сына.
– Пробойная, – отвечает Миша.
– А позже? С 1872 года, когда был построен наш Собор?
– Успенская. По названию Собора. Успенский Собор – улица Успенская.
– Правильно, – кивает головой папа. – Сейчас мы свернём на улицу Ленина, раньше она называлась Преображенская. Как думаешь, почему?
– Там стояла церковь Преображения, – догадался Миша.
– Улица Луначарского, по которой мы сейчас едем, до революции называлась Андреевской.
– Здесь стояла Андреевская церковь? – спрашивает Миша.
– Нет, так было принято называть улицы до революции, до 1917 года. Нынешняя улица Калинина именовалась раньше Александровская, улица Урицкого – Владимирская, улица Карла Маркса – Михайловская, Чапаева – Семёновская, Комсомольская – Тюремная.
– Там тюрьма была?
– Разумеется. Улица Красноармейская называлась раньше Солдатская, улица Пролетарская – Сапожницкая.
– Там сапожники жили?
– Да, жили сапожники и стояли будочки, маленькие мастерские. Улица Розы Люксембург называлась Николаевская. А улица Мичурина - Выгонная. Вот тебе загадка. Почему?
– Знаю, – отвечает Миша, – по ней коров на пастбище гнали, мне бабушка рассказала.
Александр Петрович едет впереди. Миша за папой на расстоянии двух метров, таковы требования правил дорожного движения.
Много в Речице улиц! Интересно узнать, как люди живут. Александр Петрович не разрешает по сторонам смотреть, но когда с центральных улиц сворачивают в частный сектор, Миша удержаться не может, глядит: аккуратные огороды, покрашенные дома.
– Папа, а улица Танковая раньше называлась Второй Кладбищенской, я у бабушки в домовой книге вычитал.
– Молодец, – папа удивлён. – Мы сейчас с тобой на улице Мопровская. В 1922 году была создана организация, которая называлась: МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ БОРЦАМ РЕВОЛЮЦИИ, сокращённо МОПР.
Едут дальше. Миша устал, но держится, свой город хочет знать.
– Это улица Демидова. Яков Ермолаевич Демидов в 1917 году вёл активную революционную работу в Речице среди солдат и рабочих, призывая к свержению Временного правительства. Затем он был избран депутатом Речицкого Совета. Издавал газету «Известия Речицкого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
-Отдых требуется? – спрашивает папа.
-Утомился, – признаётся Миша, – давай завтра продолжим.
-Хорошо, завтра продолжим. Сегодня ты узнал кое- что новое о нашем городе.
-Конечно,- соглашается Миша.

II

Всю неделю шли дожди. Миша соскучился по велосипеду: хочется сесть на него и кататься до вечера. В городе пахнет листвой и яблоками.
– Сегодня дождя нет, – говорит Александр Петрович. – Поедем изучать наши улицы?
– Есть, – по-солдатски ответил Миша, на душе стало весело. – Я готов.
Как приятно ехать по чистым улицам, вдыхать душистый воздух, любоваться травой, цветами и домами!
Когда заехали в городской парк «Победа», папа показал Мише захоронение Владимира Васильевича Жиляка и сказал:
– У нас есть улица Жиляка. Там, где общественная баня находится. Он был большевиком, то есть революционером. Хорошо писал и был отличным оратором. Убит в декабре 1918 года немецкими оккупантами. Раньше улица Жиляка называлась - Безымянная.
– Это улица Щербитова, – делает остановку папа. – В тысяча девятьсот семнадцатом году он - председатель большевистского совета в нашем городе. Николая Дорофеевича Щербитова избрали делегатом на III Всероссийский съезд Советов. Встречался с В. И. Лениным. Знаешь, какие стихи он писал? Я прочту тебе.
И я иду. Пусть буря
злится.
Пусть ждут лишенья впереди.
Я не могу
остановиться
На полупройденном пути!
– Здорово! – воскликнул Миша.
– Да, красивый человек, – подтверждает отец.
Едут дальше. На одном из частных домов мемориальная табличка: «Мицкевич Евгений Петрович, председатель Исполкома Речицкого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
– Сражался с белополяками, – рассказывает папа, – был тяжело ранен. После излечения работал в Речице военным комиссаром. Речичане избрали Евгения Петровича делегатом на X Всероссийский съезд Советов.
Именами славных людей названы улицы нашего города. В их названиях отражена его история.
– В следующую поездку я тебе расскажу о Речице в годы Великой Отечественной войны.

III

В августе Александр Петрович и Миша успели сделать третью велосипедную прогулку.
– Это улица Турчинского. Он был командиром отряда имени Ворошилова. Коля Яроцкий воевал у него в отряде.
Едут дальше.
– Улица Середина, – продолжает рассказывать папа, – раньше, до 1982 года, была улицей Дружбы. Иннокентий Михайлович Середин, когда освобождал Речицу, был в звании генерал-майора артиллерии, а в мае 1945 года штурмовал Берлин.
Выезжают на улицу Трифонова, бывшая Почтовая.
– Феоктист Андреевич Трифонов, – рассказывает папа, – захоронен на площади Октября. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Это звание присваивалось достойнейшим, храбрым воинам.
18 ноября 1943 года, когда шли ожесточённые бои за Речицу и Речицкий район, артиллерийская батарея Феоктиста Трифонова вела бой с фашистами у деревни Смагорин. На этом участке фашисты сосредоточили большие силы, неоднократно пытались атаковать.
Трифонов находился на НП, наблюдательном пункте. Смотрел в бинокль, корректировал огонь батареи: передавал по рации, куда нужно стрелять. Вечером немцы пошли в наступление. Бросили в бой большие силы. Ещё немного и могут занять господствующую высоту.
Окружает враг наблюдательный пункт, где находится Трифонов.
Своей родной батарее отдаёт последний приказ Трифонов:
– Цель – мой НП. Огонь!
Когда вызывал огонь на себя, знал, что погибнет. Прожил он всего- то двадцать два года.
За этот подвиг посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.
– А какие ещё улицы названы у нас именами героев Великой
Отечественной войны?
– Улица Наумова, – перечисляет папа. – Улица Панова, танки его корпуса на рассвете 18 ноября появились на улицах Речицы. В Парке Победы гордо на постаменте стоит Т - тридцать четвёрка. Орудие, как напоминание и предупреждение, грозно смотрит на запад, откуда пришёл враг.
Представляешь, в те горькие времена речичане из своих сбережений собрали три миллиона рублей на постройку танковой колонны, которую назвали «Ответ Речицы», и попросили передать танки корпусу генерал-лейтенанта Панова. У нас есть улица Танковая, названная так в честь данного события.
– А ещё улицы, названные в честь героев, есть? – спрашивает Миша.
– Улица Красикова, Двадненко, Сыдько, Валентика. Улица Массальского нашего земляка. Когда пойдём по аллее Героев в Парке Победы, постарайся запомнить их имена.
– Папа, у нас есть улица Петра Ульянова?
– Нет.
– В школе нам рассказывали, что он стал партизаном в пятнадцать лет и особенно отличился, когда был в засаде на шоссе Речица – Хойники: тогда партизаны обстреляли немецкую машину, уничтожили девять солдат и двух офицеров.
– Я знаю эту историю, Миша. В сорок третьем году Пётр Ульянов героически погиб.
Пётр с двумя партизанами был отправлен в разведку. Ехали верхом на лошадях лесными дорогами к деревне Солтаново. Закончился лес. Видят на окраине жителей. Всё, казалось бы, спокойно и нормально. Подъезжают к деревне.
Вдруг – автоматная очередь ударила по разведчикам. Партизаны наткнулись на засаду. Одного из разведчиков сразу убило, второй рухнул вместе с конём. Петя рванул повод, снимает винтовку с плеча, конь в галоп, но до леса не успел доскакать. Пулемётная очередь пересекла гнедому задние ноги. Петя упал в песок, отстреливается. Полицейские и немцы с двух сторон его окружают. Короткими перебежками подался в сторону леса. Ещё немного – и он в безопасности, но пуля попала в правую ногу. Упал.
В глубине мозга мелькнуло: «Живым хотят взять. Не дамся!»
Из последних сил ползёт в рожь, оставляя за собой кровавый след.
Со всех сторон слышна немецкая речь.
«Окружили. Не сдамся!» – твердит Пётр Ульянов.
Партизаны нашли его лежащим навзничь с наганом в руке.
Тело привезли в посёлок Осветник. Здесь и захоронили юного партизана.
Жестокий был враг, но выстоял наш народ и победил в Великой Отечественной войне!
Мы сильный народ, смелый и свободолюбивый.