В ягодных местах

Наташа Шевченко
          Вы себя написали
                изгрызанной мной авторучкой.
          Не хочу вас учить.
                Я хочу быть всегда недоучкой.
                Последние слова из трехтомника (1984г.) Е.А.Евтушенко

    


     Моя подруга в школьные годы написала, что у нее нет любимого поэта, а есть любимые стихи. Мне понравился ее ответ в анкете. Наверное, многие стихотворения так и классифицирую.
     Но есть у меня два любимых поэта, чьи трехтомники прочитала от корки до корки. И книги эти, в числе немногих из большой библиотеки, забрала с собой в другую страну. Эти поэты – А.С. Пушкин и Е.А. Евтушенко.
     Евгений Александрович Евтушенко. Давно должна была написать ему свое благодарственное посвящение. Не знаю, почему все не приступала. А еще, Бондареву Юрию Васильевичу, произведения которого – часть моей жизни, ее формирование, не меньше, чем воспитание родителелями. Непременно напишу в ближайшее время.
     Ведь, мне очень жаль, что сегодняшнее посвящение Евтушенко – это реквием по ушедшему.
     «Со мною вот что происходит…» – кто не повторил хотя бы однажды эту фразу, услышав ее в «Иронии судьбы…»? С этого фильма пришла любовь к Евтушенко. Помню, как узнав об авторе, взяла с полки первый том и не остановилась, пока не прочитала все, что у нас было на тот момент. И да, роман «Ягодные места» в «Роман-газете». И влюбилась раз и навсегда. В его патриотические произведения, в любовную лирику, в философские стихотворения…
     И тогда мысленно ответила подруге, что у меня появился поэт, который любим мною безоговорочно, бесспорно, безусловно. А так как всегда была достаточно эмоциональной и сентиментальной, и, как говорили мне, тонкослезкой, страницы произведений Евтушенко поливались слезами печали и радости, необыкновенного восхищения и преклонения.
     Может потому, что во мне всегда сидел и поэт, и писатель, а вытащить их наружу никому не приходило в голову. Более того, из-за жизненных обстоятельств, судьба моя повернула совсем в другую сторону, далекую от того, чтобы летать в порыве творчества.
     Но, не смотря ни на что, мне досталось огромное богатство: не разглядев случая писать, повезло уцепиться за возможность читать. Не всем это дается, читать много и вдумчиво. Я так читаю. И скромности здесь не место.
     Стихи Евтушенко – какое-то колдовство. Первые строчки сборника:

          «Неумелые губы ее
                Прикоснулись к моим неумелым…»,

и меня больше невозможно было оторвать от того, что все, что прошло уже и что будет в моей жизни, знамением записано в строчках поэта:

          «Вдруг вспомнил я:
                со мною так же было.
          Да это же вот чувство,
                но сильней,
          Когда любовь уже звала,
                знобила,
          а я по книгам только знал о ней».

И будут у меня печали:

          «Ты большая в любви.
                Ты смелая.
          Я – робею на каждом шагу.
          Я плохого тебе не сделаю,
          А хорошее вряд ли смогу».    
 
И стану рефлексировать и самоедствовать:

          «Я что-то часто замечаю,
          к чьему-то, видно, торжеству,
          что я рассыпано мечтаю,
          что я растрепано живу».

И восхищаться, не распознав такого же в себе:

          «Удивляюсь баржам бокастым,
          самолетам, стихам своим…
          Наделили меня богатством.
          Не сказали, что делать с ним».

И стоять, всегда стоять, не сгибаясь вместе со словами:

          «И я понял, что долг большинства –
                заклейменных проклятьем хозяев, –
          из народных морщин
                выбить всех окопавшихся в них негодяев!».   

     И листая, и листая, и листая, снова и снова вчитываясь в каждое стихотворение, желая цитировать и цитировать, но остановиться нужно. Потому, что реквием не может длиться вечность. Не смотря на то, что стихотворения Евтушенко –  сплошь ягодные места, закончу здесь строками, в которых…:

          «При каждом деле есть случайный мальчик.
          Таким судьба таланта не дала,
          и к ним с крутой неласковостью мачех
          относятся любимые дела.
          …
          Когда порою, без толку стараясь,
          все дело бесталанностью губя,
          идет на бой за правду бесталанность, – 
          талантливость, мне стыдно за тебя».