уточнения к страсти по апокалипсису

Сергей Владимирович Вишняков
Статья («Страсти по Апокалипсису или что скрыто в числе 666») уже давно написана, но работа не прекращается никогда, поэтому внесу некоторые уточнения.

Во-первых, когда речь шла о упоминании того, что число записано по-гречески (Откр. 13.18) – это еще раз показывает, что «Апокалипсис написан именно в начале четвертого века. Система счета только-только входит в обиход и не всем еще известна. Именно поэтому автор и уточняет – что именно надо понимать под сочетанием греческих букв "хи-кси-сигма", чтобы, все-таки, было понятно, о чем говорится.

В чем же фокус, спросите вы? А фокус в том, что вплоть до этого времени, да и много после, использовалась именно римская система. Нетрудно предположить, что любой человек всегда стремится перевести что-то новое в привычную для себя форму. А это как раз и есть римская. Те самые римские цифры, при переводе в которые получаем искомое: DCLXVI. Ну а после указания, что это не только число, но и имя человеческое остается только уповать на знание читающего.

Уж и не знаю как в те времена, но в наши я пока не встречал того, кто просто попытался вдуматься в то, что хотели донести до читателей далекие предки.

Следующий момент, который захотелось уточнить – это подтасовки и фальсификации. Собственно само время написания «Апокалипсиса» сплошь фальсифицируется, искусственно «старится». Очевидно, это делается просто для того, чтобы авторство приписать исключительно одному из первых учеников Иисуса, Иоанну, называемому «Богословом» за то, что он «написал» одно из Евангелий.

Почему я поставил в кавычки слово «написал»? Потому, что даже сами отцы церкви сходятся на том, что писал он не сам, а надиктовывал своему спутнику и ученику Прохору. Но даже Прохор, будучи явно более грамотным, чем сам Иоанн, не мог знать о системе записи чисел, которая появится только спустя двести лет после его смерти!

Но речь даже не об этом. Частенько в подтверждение того, что «Откровения» написаны именно в первом веке, приводят работы Иринея Лионского. Этот человек жил в конце второго века и умер в самом начале третьего (202 г. Н.Э.). Естественно, что его знание «Откровений» свидетельствовало бы о том, что они были написаны до него. Отличная мысль для фальсификации! Вот только проведена она не очень грамотно. Во-первых, упоминания на места из книги «Апокалипсиса» приводятся не очень оправдано и исключительно в концах абзацев, что больше похоже на подчистки и более позднее вписывание. Во-вторых, сам Ириней явно не знаком с ересью «Николаитов», о чем говорит, опять-таки, упоминание этого в конце главы (явно более поздняя вставка), объем этого кусочка – всего один абзац(!), что, согласитесь, очень странно для книги, названной «Против ересей», да и половина этого абзаца состоит из цитаты одного из стихов «Откровений».

Вообще, все, что касается ереси Николаитов, покрыто мраком. Найти про них что-то более или менее вразумительное оказалось не так-то и просто. Тем не менее кое-что прочитать можно. Но, как это ни странно, про эту ересь, как оказалось, очень неплохо знали в 4-5 веках! В частности в работе святителя Епифания Кипрского под названием «Панарион» этому посвящена целая глава.

Вот как это объяснить с точки зрения канонических учений – во время написания ключевой работы про то, что в ней описывается ничего (или почти ничего) не знают, а вот спустя триста лет знают очень хорошо? Напомню, что речь идет о ереси. Вряд ли ее лелеяли и оберегали именно для того, чтобы потомки получше смогли изучить. А если еще и вспомнить (опять-таки с точки зрения традиционного описания), что в первом веке ее знают не очень хорошо (вот только Иоанн, почему-то очень сильно ею возмущен), а в четвертом-пятом подробно описывают, то становится вообще непонятно – ее что, специально оберегали? Три века? Вот как-то слабо верится.

Тем более интересно становится сопоставление некоторых временных вех, о которых в самих работах (Иоанна, Иринея, Епифания) явно не говорится. Одним из ключевых направлений в ересях Николаитов является учение о Митре. Вот именно оно привносится в римскую империю легионерами со второй половины второго века. Иоанна уже нет, Ириней об этом узнать еще не может – он уже уехал (ушел) в Лион. Как же быть? Как они описывают то, с чем не знакомы в принципе? Что-то здесь не так.

А не так только одно – утверждение, что «Откровение» написано в первом веке. Правда тут же нужно подвергнуть сомнению и знакомство с ним Иринея Лионского. Ну, впрочем, в самой работе последнего столько указаний на фальсификацию, что удивительно – как это исследователи до сих пор проходят мимо! Правда, для этого надо немного знать математику!

Ну вот объясните мне как мог написать это человек, не знакомый с нашей современной системой счета десятками: «…и число его шесть сот шестьдесят шесть (Отк.13:15-18), т. е. шесть раз сто, шесть раз десять и шесть единиц…». Каких единиц? Эти «шесть единиц» в самом апокалипсисе записаны как буква «сигма»! Шесть десятков – это «кси», а шесть сотен – «хи». И что, эти знаки так похожи друг на друга? А ведь автор явно играет на схожести именно написания «шести» сотен, «шести» десятков и «шести» единиц. Такое рассуждение возможно только после 13 века, когда в Европу пришли «арабские» цифры…